Что такое продуктовая аналитика. Объясняем простыми словами
Продуктовая аналитика (в IT) — изучение поведения пользователей сайта, приложения или другого онлайн-сервиса.
Проще говоря, продуктовый аналитик работает так. Сначала он собирает данные: какие кнопки пользователь нажимал чаще всего, как часто используют продукт, какие функции продукта наиболее популярны и т. д.
Все эти данные показывают, что происходит с продуктом, но не показывают почему. Чтобы понять это, аналитики интерпретируют данные, строят гипотезы и ищут инсайты, которые объясняют поведение пользователей.
Основные задачи продуктовой аналитики — помочь команде:
- удержать пользователя;
- адаптировать продукт под целевую аудиторию;
- улучшить пользовательский опыт.
Пример употребления на «Секрете»
«Продуктовая аналитика помогает на более глубоком уровне проследить связь бизнеса и приложения, отталкиваться не от пользовательских сценариев, а от решаемых задач».
(Продуктовый аналитик 65apps Анна Куликова — о своей работе.)
Ошибки в употреблении
Продуктовую аналитику иногда относят к бизнес-аналитике, но это не совсем верно. Бизнес-аналитика говорит о делах в бизнесе на сегодняшний момент: сколько продали в прошлом месяце, на этой неделе, сколько потратили на маркетинг и был ли достигнут эффект. А продуктовая аналитика даёт понимание текущего положения дел в конкретном продукте. Бизнес-аналитика не работает в режиме быстрых итераций, а заточена под анализ Big Data и принятие стратегических решений. Продуктовая аналитика эффективна тогда, когда её используют в режиме реального времени: оценивают имеющиеся данные, строят продуктовые гипотезы, проверяют их и оценивают эффективность продукта здесь и сейчас.
Нюансы
Качество продуктовой аналитики зависит от выбранных метрик.
Обычно компании отслеживают базовые данные о работе продукта и поведении пользователя: количество пользователей — MAU/WAU/DAU, длительность сессий, популярные разделы, кнопки, сценарии, источники трафика, средний чек и т. д.
Итоговый набор метрик зависит от предметной области, к которой относится продукт (ретейл, контент, финтех и др.), и от текущих бизнес-целей (увеличить прибыль, привлечь новых клиентов и др). Если игнорировать эти условия, то можно набрать лишние данные, но не получить нужной информации. Подробнее о продуктовой аналитике читайте в этом материале «Секрета».
Статью проверила:
Мария Кислова, директор российского офиса GoStudent, международного провайдера онлайн-обучения