Что такое онбординг. Объясняем простыми словами
Онбординг — процесс адаптации пользователя к продукту.
Представьте, вы скачали новое приложение на смартфон. После загрузки вы понимаете, что интерфейс неинтуитивный, функции не совсем ясны, сложно разобраться. С большой вероятностью скоро вы удалите приложение и отправитесь искать более удачное. Кто виноват? Вы — потому что не смогли с первых минут разобраться в приложении? Или создатели, которые не позаботились об удобстве своего продукта? Конечно, разработчики.
Грамотно организованный онбординг должен провести клиента за руку с момента регистрации. Проще говоря, онбординг — простой и ненавязчивый способ показать пользователю, как пользоваться вашим продуктом.
Существует несколько видов онбординга. Например, обучающие экраны, когда после регистрации пользователю предлагают изучить несколько страниц с описанием различных функций и возможностей продукта. Кроме того, к онбордингу относятся обучающие видеоуроки о сервисе, всплывающие подсказки и т. д.
Идеальный онбординг — когда продукт сам за себя рассказывает и нативно проводит пользователя по необходимым экранам (без необходимости всплывающих подсказок или обучающих экранов). Как говорят — less is more, не стоит перегружать пользователя дополнительной информацией, чтобы он не запутался и не получил негативное первое впечатление от вашего продукта.
Пример употребления на «Секрете»
«Мы разработали активный онбординг, который не только помогает пользователям раскрыть основные функции нашего продукта, но и автоматически приводит их к самому важному действию и моменту. Это когда они говорят себе: "Ага, ничего себе, это то, что мне было нужно!" Благодаря этому мы сократили время с момента регистрации до первой закупки с 3 месяцев до 2 недель».
(Предприниматель Алексей Мамонько — о своём стартапе Restocker.)
Происхождение термина
Онбординг происходит от английского словосочетания on board, что означает «на борт». Обычно для раскрытия смысла этого термина проводят аналогию с самолётом и работой стюардессы. Перед полётом вас встречают на входе, провожают к посадочному месту, показывают, куда убрать ручную кладь, проводят инструктаж по технике безопасности. После такого онбординга у пассажиров, как правило, не остаётся вопросов.
Нюансы
Существует понятие «онбординг персонала», когда нового сотрудника знакомят с корпоративной культурой, командой, текущими проектами, объясняют принятые в компании способы решения задач. При грамотном онбординге работник быстро пройдёт стадию адаптации и вольётся в работу. Главная цель такого онбординга — сделать так, чтобы сотрудник стал эффективен как можно скорее и превратился из новичка в полноценного участника команды.
Статью проверил:
Михаил Карпов, CEO и сооснователь ProductStar