Что такое мозговой штурм. Объясняем простыми словами
Мозговой штурм (или брейншторм) — это метод коллективного решения задач, при котором каждый участник генерирует максимальное число идей, от идей первого порядка до нестандартных и порой абсурдных.
Проще говоря, иногда бывает, что решить проблему в одиночку не получается. Нужный ответ будто назло не приходит в голову, а идеи, которые всплывают в сознании, кажутся заведомо неудачными. В такие моменты самое время использовать метод брейншторма. Он подразумевает участие нескольких человек: руководителей, разработчиков продукта, маркетологов и т. д. Каждый из участников высказывает максимальное количество идей. Они могут быть совсем нереалистичными или, наоборот, слишком банальными.
Пример употребления на «Секрете»
«Хорошая практика — проведение серии мозговых штурмов с участием всех заинтересованных членов команды. Полезно будет привлечь к этому процессу не только аналитиков и представителей менеджмента, но и других сотрудников (например, разработчиков, специалистов по поддержке клиентов, дизайнеров и т. д.), поскольку у каждого из них будет свой взгляд на метрики».
(Продуктовый аналитик 65apps Анна Куликова — о правильном внедрении аналитики.)
Факт
Мозговой штурм состоит их трёх этапов:
- Формулирование проблемы. Один из важнейших этапов. Здесь нужно четко обозначить и сформулировать задачу брейншторма.
- Генерация идей. На этом этапе принимают любые идеи. Их не критикуют и не отбрасывают, а стараются накопить как можно больше решений.
- Оценка и отбор. На этом этапе все собранные идеи анализируют, обсуждают, корректируют. Неподходящие отсеивают, оставляют только самые лучшие.
Нюансы
Иногда коллектив при брейншторме совершает ошибки, из-за которых метод становится недейственным. Например:
- слишком большое количество участников, где не каждому дают высказать идею;
- отсутствие общей терминологии;
- сотрудники приходят неподготовленные;
- и т. д.
Плохо организованный мозговой штурм становится больше похож на корпоративный отдых, чем на рабочий инструмент.
История
Метод мозгового штурма появился в конце 1930-х годов в США. Основоположником метода считается совладелец рекламного агентства BBDO Алекс Осборн. Он придумал этот метод для повышения уровня креативности сотрудников. Широкому кругу метод брейншторма стал известен в 1953 году, когда Осборн выпустил книгу «Управляемое воображение», где были раскрыты все принципы и процедуры творческого мышления.
Статью проверил:
Иван Чирков, руководитель группы бренда в «Нетологии»