Опубликовано 11 ноября 2021, 22:21
4 мин.

Что такое компании-единороги. Объясняем простыми словами

Компании-единороги — это частные фирмы, оцениваемые в $1 млрд и выше.

Что такое компании-единороги. Объясняем простыми словами

Как правило, компании‑единороги выделяются ещё на этапе стартапа, показывая отличные финансовые результаты, чем побуждают инвесторов вкладываться в них. Например, они в сжатые сроки привлекают много новых клиентов, демонстрируют рекордные темпы роста прибыли или производят уникальный продукт.

Примеры употребления на «Секрете»

«Основанный IT-предпринимателем из Якутии Арсеном Томским сервис такси inDriver стал единорогом — оценка сервиса достигла $1,23 млрд в начале 2021 года».

(Из новости об успехе агрегатора с российскими корнями за рубежом.)

«Финтехстартап с российскими инвестициями Checkout.com достиг оценки в $15 млрд. Компания стала самым дорогим технологическим единорогом Европы».

(Из новости о достижении лондонского оператора онлайн-платежей, в который вложился фонд DST Global российского миллиардера Юрия Мильнера.)

Нюансы

Понятие «единорог» в качестве характеристики стартапа впервые появилось в статье основательницы венчурного фонда Cowboy Ventures Эйлин Ли в ноябре 2013 года. Термин быстро распространился в бизнес-сообществе и за его пределами.

Сравнение молодых успешных стартапов с мифическим существом подчеркивало их уникальность. В середине 2010-х «единороги» действительно были редкостью: во всём мире их насчитывалось не более полусотни c Facebook на позиции лидера. Как утверждала тогда Эйлин Ли, только 0,07% стартапов с венчурным финансированием достигли оценки в $1 млрд меньше чем за десять лет. При этом некоторые эксперты настаивали на более выраженной исключительности, называя цифру 0,00006%.

Впрочем, в последнее время произошёл перелом этой тенденции — и «единороги» уже не выглядят такой уж редкостью. Только за второй квартал 2021 года появилось 136 новых компаний с оценкой более $1 млрд — больше, чем за весь 2020-й.

Единого списка компаний-единорогов не существует, поскольку их количество отличается из-за методики подсчёта, разнообразия оценок и т. д. В частности, на конец октября 2021 года аналитический ресурс cbinsights.com приводит данные о 878 «единорогах». Согласно сведениям Crunchbase, их число составляет 1039, тогда как, по статистике Dealroom, в мире насчитывается более 2000 стартапов с оценкой более $1 млрд.

В числе лидеров этих списков фигурируют:

китайская ByteDance, которая владеет соцсетью TikTok и новостным агрегатором Toutiao; основанная Илоном Маском компания SpaceX; финтехстартап Stripe; производитель игр Epic Games и др.

Характеристики «единорогов»:

  • Нацеленность на конечных потребителей и масштабируемая модель — подавляющее большинство работают в сфере b2c, то есть стремятся сделать продукт или сервис проще и доступнее для как можно большего числа покупателей или пользователей;
  • Почти 90% дорогостоящих стартапов разрабатывают программное обеспечение. Такие продукты намного легче масштабировать.
  • Связь с инновациями, способными полностью поменять распределение сил на рынке или создать абсолютно новые направления;
  • Средний возраст основателей — 34 года. У большинства из них есть несколько сооснователей (в среднем трое), у которых уже есть отраслевой опыт, в том числе неудачный;
  • Модель заработка основана на комиссии.

Капитализация классических компаний опирается на прошлые результаты и планы на ближайшее будущее, в то время как «единорогов» оценивают на основе их прогнозируемых доходов, а также расходов венчурных фондов и частных инвесторов.

Больше всего существующих в 2021 году дорогостоящих стартапов появилось в 2015-м. В среднем компаниям необходимо шесть лет, чтобы получить этот статус.

Самым перспективным в плане заработка рынком для успешных стартапов считается ретейл и электронная коммерция.

Среди популярных видов деятельности «единорогов» также лидируют:

  • дистанционное предоставление услуг;
  • продукты и услуги на основе искусственного интеллекта;
  • финтехсервисы, автоматизация онлайн-платежей;
  • шеринговые платформы;
  • облачные программные решения и др.

Есть ли «единороги» в России

Чаще всего стартапы-единороги рождаются в США, Китае и Индии. Многие из них ещё не вышли на биржу. Россия же находится в тройке стран «Большой двадцатки» (G20), у которых нет стартапов-единорогов.

РФ — абсолютный донор стартапов со стоимостью $1 млрд среди государств G20. Как минимум четыре действующих (Acronis, Revolute, OCSiAl, InDriver) и два бывших «единорога» (Arrival и Yandex) покинули Россию или зарегистрировали головные офисы вне её пределов.

В то же время в 2019 году в список «единорогов» European unicorn landscape включили российские компании «Авито», «Яндекс» и «ВКонтакте».

Факт

Когда «единорогов» стало появляться всё больше, в 2015 году в бизнес-издании Bloomberg Businessweek придумали термин для технологических компаний с оценкой в ​​$10 млрд и больше — «дедакорн». В этом случае речь идёт о выдуманном слове. В список «дедакорнов» перекочевали крупные «единороги», в том числе Airbnb, Dropbox, Pinterest и Uber.

Иногда эксперты выделяют и «гектакорнов» (оценка $100 млрд и более).

Статью проверил:

Что такое компании-единороги. Объясняем простыми словами

Григорий Пилюгин, старший аналитик УК «Первая»