Что такое хейт и как его пережить. Объясняем простыми словами
Хейт (перевод с англ. hate — «ненависть») — сленговое понятие, означающее проявление ненависти к какой-либо деятельности человека: профессиональной, творческой или даже бытовой, а также к нему лично (в том числе внешности, нации). Словить хейт от общества можно даже после одной неосторожно брошенной фразы. Чаще всего он проявляется в интернете.
© Коллаж: «Секрет фирмы», Freepik/benzoix, master1305, luis_molinero, karlyukav
Проще говоря, хейт, когда девушка выкладывает в соцсеть фото в новой юбке, а ей в ответ пишут: «Фу, сними это немедленно!», — это хейт.
Он может быть выражен и чуть более изящно, но всё равно оставляет после себя неприятное ощущение: «Надо же, какая вы молодец, что не стесняетесь с такой фигурой носить такую одежду!».
Основная цель хейта — унизить честь и достоинство человека, задеть его чувства, вызвать негативную реакцию.
Хейт витает в основном в интернет-пространстве, ведь написать негативный комментарий, сидя у себя дома зачастую в сотнях и тысячах километров от адресата, намного проще, чем сказать что-то лично.
Хейту постоянно подвергаются знаменитости и блогеры, а также он часто сопровождает раскрученные бизнес-аккаунты. Просто потому, что где популярность — там больше людей, в том числе просто злых, обиженных на мир и тех, кто завидует чужому успеху.
Также хейту больше подвержены люди, чем-то отличающиеся от большинства: внешностью, национальностью, доходами, мнением по острым вопросам, политическими и сексуальными предпочтениями.
Слово «хейт» также можно перевести как глагол «ненавидеть», а слово «хейтер» соответственно как «ненавистник».
Хейтеры — кто это?
Хейтеры могут быть «профессиональными» и теми, кто пишет «для души».
Первым специально платят, чтобы испортить репутацию конкурентам. Нанятые конкурентами хейтеры могут даже сделать «контрольную закупку» товара и обзор на него, чтобы прицепиться ко всему, чему только можно.
Вторые — рядовые пользователи, которым по какой-то причине просто нравится кого-то хейтить. Есть даже термин «hate following» для людей, которые подписываются на страницы брендов и блогеров исключительно для того, чтобы сливать на них свой негатив.
Фёдор Жуков, руководитель SMM-проектов в Kokoc Group и спикер Skillbox, выделяет следующие типы хейтеров:
- «Компенсаторы». Те, что просто выплёскивают свой гнев и обиды — максимум эмоций, минимум конструктива.
- «Знатоки». Уверены, что разбираются в вопросе, и дают советы, как лучше.
- «Перфекционисты». Постят неконструктивные негативные отзывы в духе: «Мне просто не понравилось», «Можно было и получше», «Ничего особенного», «Сами виноваты, надо было думать».
- «Искатели внимания». С ними в основном встречается бизнес. Стремятся разрешать спорные ситуации максимально публично: объявить о своём негативном опыте везде, где только можно. На попытки урегулировать конфликт с поддержкой бренда могут и не пойти, и даже вновь публично высмеять их.
- «Ревизоры-провокаторы». Тоже «бизнес-хейтеры», которые устраивают проверку обратной связи. Задают вопросы, которые похожи на целевые, но строят их не в деловом ключе, а скорее в саркастическом. Например: «А эта сумочка точно из натуральной кожи? А то смахивает на голимую подделку, купленную на блошином рынке». Задача — вывести представителя бренда на негативные эмоции.
Хейт, буллинг, троллинг — в чём разница?
Буллинг (от англ. bullying — «запугивание», «издевательства», «дедовщина») — это систематическая травля человека, которая может выражаться в оскорблениях, издёвках, демонстративном игнорировании, причинении физического вреда. С этим часто сталкиваются школьники. Так, о систематической школьной травле из-за лишнего веса в одном из интервью рассказывал танцор Дмитрий Красилов (Пухляш).
Отличительная черта буллинга — сговор против какого-то одного человека, и часто у сговорившихся есть предводитель. Буллинг может совершаться в режиме онлайн (кибербуллинг), но и там комментарии становятся спланированной акцией. Хейтеры же обычно действуют независимо друг от друга.
Впрочем, эти понятия тесно связаны, и есть мнение, что хейт — всего лишь разновидность буллинга.
Именно к травле, буллингу, а не просто хейтерству стоит отнести ситуацию с телеведущей Региной Тодоренко в 2020 году, которая неосторожно высказалась по поводу жертв домашнего насилия в стиле «сами виноваты». Люди писали комментарии, чтобы осудить её поступок, а не просто из ненависти, желания унизить и тем более не из-за зависти, как это обычно бывает с хейтерами.
Троллинг — это умышленное высмеивание человека с целью вывести на эмоции и получить удовольствие от этого процесса. «Тролли» часто не имеют личной неприязни к объекту троллинга, в отличие от хейтеров.
Троллить люди могут как онлайн, так и офлайн, причём в реале это делают даже в собственной семье — как правило, в максимально безобидных формах. Да и в онлайне часто троллят неопределённую группу людей с целью просто посмеяться: например, выкладывают картинку с изображением угла в 89 градусов, чтобы поддеть перфекционистов, обожающих всё ровное.
Особенности хейтспич
Хейтспич (или хейт спич, от англ. hate speech — язык вражды, риторика ненависти) — крайне негативные публичные суждения в отношении оппонентов, выражающие враждебное отношение к ним как к группе по принадлежности к определённому полу, возрасту, этносу, национальности, религии, культуре и т. д. То есть это форма проявления расизма, ксенофобии, шовинизма и прочей нетерпимости.
Хейтспич основывается на противопоставлении себя якобы чужой общности, различия с которой подчёркиваются в пользу «своих». «Чужие» часто воспринимаются как неблагополучные, неполноценные и/или опасные.
Хейтспич распространяет и провоцирует ненависть, поэтому с этим явлением борются социальные сети и государства.
В 2016 году Европейский парламент закрепил это понятие на законодательном уровне. Google, Microsoft, Facebook и Twitter согласились принять выработанные правила, обязывающие их мониторить и удалять посты и комментарии, призывающие к вражде, терроризму, дискриминации.
Примеры массового хейта
Бракоразводный и впоследствии судебный процесс между Джонни Деппом и Эмбер Хёрд открыли портал в ад с хейтерскими комментариями, причём в адрес обеих персон. Хёрд, в частности, называли «гнусной змеёй» и «монстром», а Деппа — пьяницей, наркоманом и абьюзером.
Из российских звёзд регулярно подвергается интернет-травле, например, телеведущая и певица Ольга Бузова. Людей триггерит её творчество, внешний вид, манера речи, демонстрируемый уровень интеллекта и так далее. У Бузовой даже есть песня о хейте.
Актриса и певица Настасья Самбурская тоже терпит высмеивание своего творчества и внешности, но особенно жёстко по ней прошлись после того, как она сообщила, что вряд ли выйдет замуж за пожарного из-за того, что в этой профессии мало платят:
Балерина Анастасия Волочкова часто ловит волны негодования за то, что демонстрирует роскошную жизнь, увлекается нудизмом, а также за сомнительные поступки, идущие вразрез с моралью и законом — например, нарушение ковидного карантина или фото с закинутой на военный самолёт ногой. Но звезду балета это, кажется, уже давно не задевает:
«Когда улетаешь на отдых, всегда начинают завистливые злые люди, извините, из своих трущоб советовать, во что мне одеться, как мне плавать, загорать, что мне делать. Сами причём не создав ничего в этой жизни, кроме разглагольствований. Честно скажу, в моём случае чесать ногами гораздо сложнее, чем злыми языками».
Певица Манижа после утверждения её как конкурсантки от РФ на «Евровидение» терпела массу злых комментариев, в основном касающихся её национальности. Пользователей Сети возмущало, что уроженка Таджикистана поёт песню под названием «Русская женщина».
После выхода сериала «Слово пацана» в Сети захейтили как саму картину, так и её режиссёра Жору Крыжовникова. Но он счёл это только плюсом:
«Они работают на нашу популярность. Чем больше обсуждений, споров, тем выше вероятность, что человек заинтересуется, решит проверить и составить собственное мнение о сериале. Поэтому, в общем, любой хейтер работает на нас».
Почему люди пишут гадости в Интернете
Психологи сходятся во мнении, что хейтерство во многом возникло благодаря интернету, а точнее, ощущению безнаказанности за своё поведение в киберпространстве.
Несложно создать анонимный аккаунт и поливать грязью с фейковой странички кого угодно. Чтобы найти такого анонима, нужно сильно постараться: это доступно силовым структурам, а значит, нужно как минимум уголовное дело за высказывания. Хейтеры же часто до этого не дотягивают, либо их слишком много, и судиться за каждое оскорбление человеку просто некогда.
В реальной же жизни за свои высказывания зачастую сразу приходится отвечать. Поэтому в офлайне часто не хейтят, а именно буллят компаниями, потому что против группы людей противостоять уже сложно.
Это самая простая и доступная возможность «слить» напряжение: как физическое, так и эмоциональное, причём сделать это безнаказанно <...>. Не стоит сбрасывать со счетов и элементарное отсутствие воспитания, пренебрежение границами других людей <...> и зависть.
Люди обесценивают других потому, что не умеют ценить себя и собственные достижения. Или просто не замечают своих успехов <...> самый простой способ для многих — принизить, обесценить другого человека. Тогда относительно самого себя самооценка подрастает.
Причиной хейта может стать любая отличительная черта человека — нестандартная внешность, идущее вразрез с мнением большинства поведение и точки зрения.
Всё это вызывает у хейтеров бессознательный страх: если кто-то отличается, значит, он может быть опасен, а также неприятие по поводу несоответствия их собственным представлениям об идеале. Либо хейтер выражает злость и обиду, если не может позволить себе того же из-за ограниченных финансов, жизненных обстоятельств или внутренних барьеров.
Самый простой пример: «счастливые мамочки и жёны», которые могут очень жестоко высмеивать и осуждать таких же мам, причём за что угодно — кормление грудью в общественном месте («Что, дома нельзя покормить?»), красивую одежду («Куда так вырядилась!»), желание завести ещё одного ребёнка («Куда вам столько!»), нежелание заводить ещё ребёнка («Что за эгоизм!») и даже за «чересчур мамский душный блог».
Зачастую люди просто уверены в своей точке зрения и считают, что их высказывание необходимо услышать всем. <...> Контент может задевать за живое по разным причинам: я тоже так хочу, но не могу себе позволить в силу ментальных установок; я живу с чётко сформированными установками и не сомневаюсь в истинности своих убеждений; я недостаточно хорош; я завидую.
Лучший способ противостояния хейтерам — игнорировать их деятельность. Работа с собственной психикой позволяет формировать экологичное и бережное для себя отношение к подобным вещам. (Источник)
Я тоже своего рода хейтер. Это нормально?
Уважение к себе и своим потребностям лежит в основе здоровой самооценки. А люди со здоровой самооценкой обычно не занимаются хейтерством.
Необходимо развивать в себе эмоциональный интеллект, стараться уважать чужие психологические границы и демонстрировать, учиться договариваться с людьми и принимать различия друг друга.
Всё это иногда сложно сделать без помощи психолога. Если человек чувствует дискомфорт от своего хейтерства, нет ничего зазорного в обращении с этой проблемой к специалисту.
Как реагировать на хейт
Эффективная коммуникация с хейтерами иногда просто невозможна, потому что основные её принципы невыполнимы:
- заинтересованность обеих сторон в получении результата;
- желание слушателя понять информацию;
- уважение к спикеру, отсутствие сомнений в его профессиональных компетенциях.
У хейтера же основная цель — задеть чувства другого человека.
Маркетолог и эксперт по продажам Наталья Курочкина советует:
- использовать юмор и лёгкую иронию — это снизит негатив;
- не спорить — вряд ли получится доказать правоту разгневанному человеку, так можно нарваться на ещё большую волну ненависти;
- не грубить, не переходить на личности и держаться в рамках правового поля;
- не менять своего мнения из-за появления хейта — если есть уверенность в своей правоте и экспертности.
Блокировать хейтеров можно, если он перешёл всяческие границы и нет никаких сил ему отвечать. Но важно не путать хейт с конструктивной критикой и обратной связью, пусть и выраженной в крайне гневной форме.
Как бизнес работает с хейтерами
Если хейт появился на бизнес-странице, то лучше спокойно предложить решение конфликта — даже если кажется, что хейтер не воспримет это. Аккаунты в соцсетях — лицо бизнеса, поэтому нельзя оставлять хейт без внимания.
Адекватная реакция на гневные комментарии может повысить лояльность аудитории, а иногда даже поменять настроение самого хейтера. Кроме того, ответы на хейт «раскачивают» статистику аккаунта. А вот если не отвечать на негатив, другие пользователи могут решить, что написанное — правда.
Нужно принимать эмоции другого человека и демонстрировать готовность адекватно общаться. Вы показываете свою клиентоориентированность, когда высказываете желание поддержать диалог и решить проблему человека.
Хейт бывает и управляемым — когда бизнес намеренно выпускает провокацию и помимо волны хейта получает повышение охватов и приток новой аудитории.
Хейт можно даже монетизировать. Например, команда агентства Grape выпустила мерч с принтом из комментариев хейтеров. Похожим образом поступила известная фигуристка Алина Загитова после обрушившегося на неё гнева по поводу «изобретённого» ею слова «безызбежно» — только она нанесла на одежду не фразы хейтеров, а свою же оговорку.
Бизнесу и популярным личностям полностью избавиться от хейтеров нереально, поэтому обычно они пересматривают своё отношение к этому явлению и учатся с ним справляться: выстраивать границы, контролировать свои эмоции, переводить разговор в конструктивное поле и так далее.
Рядовым же пользователям советуют не тратить энергию на хейтеров лишний раз — если чувствуется, что нет сил спорить, а негатив задевает, лучше просто блокировать.
Пример упоминания на «Секрете»
«Сергей Косенко опубликовал в своём блоге ролик на несколько секунд, в котором он кидает, как утверждается, своего 2-месячного сына Лео в сугроб. <...> Пытаясь что-то сделать с волной хейта, Косенко вместе с женой выдали отмазку: на видео была кукла».
(Из новости от 9 января 2024 года.)