Что такое Ка-52 «Аллигатор», за что его ценят в армии и называют королём СВО. Простыми словами
Ка-52 «Аллигатор» — российский разведывательно-ударный вертолёт нового поколения. Признан одним из самых эффективных тяжеловооружённых вертолётов в мире. Ка-52 «Аллигатор» используют в штурмовых атаках, разведке и для защиты важных военных объектов. Вертолёт называют универсальным солдатом передовой и даже королём СВО.
© Коллаж: «Секрет фирмы», Aleksey Ivanov/ TV Zvezda Source: Global Look Press
Проще говоря, это один из самых крутых боевых вертолётов Вооружённых сил России.
Его используют для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы и вертолётов противника — на переднем крае и в тактической глубине.
Некоторые лётчики даже утверждали, что «Аллигатор» вообще не имеет изъянов, и называли его идеальной боевой машиной.
Своё прозвище вертолёт получил из-за характерной вытянутой кабины.
Технические характеристики и особенности
Вертолёт Ка-52, по данным Минобороны, обладает следующими характеристиками:
- максимальная масса — 10,4 т;
- высота полёта — 5,5 км;
- дальность полёта — 1160 км;
- максимальная скорость полёта Ка-52 — 310 км/ч;
- максимальная скорость полёта вбок — 80 км/ч;
- максимальная скорость полёта назад — 90 км/ч.
У Ка-52 двухместная кабина, машиной может управлять любой из пилотов.
Главная особенность Ка-52 в том, что он оснащён двумя винтами на одной оси, которые вращаются в противоположных направлениях. Благодаря этому вертолёт не нуждается в рулевом винте и в определенных ситуациях управляется легче других.
При создании «Аллигатора» использовались передовые технологии российского авиастроения. В частности, в машине реализовали новейшие разработки в электронике, вооружении, в области применения композитных материалов и обеспечения безопасности полётов.
Так, Ка-52 — единственный в мире вертолёт, имеющий катапультные кресла. И они уже спасали жизни лётчиков.
Боевое оснащение «Аллигатора»
Боевой Ка-52 оснащён противотанковыми управляемыми ракетами «Вихрь», которые способны поразить бронированные цели, а также ракетами семейства «Атака». Их используют для уничтожения различных типов мишеней.
«Аллигатор» может поражать цели с 20 км.
Также вооружение Ка-52 — это ещё и 30-мм автоматическая пушка с большим запасом боеприпасов (около 500 патронов) и унифицированными контейнерами с пулемётным и пушечным вооружением.
Кроме того, в вертолёт Ка-52 «Аллигатор» могут быть установлены лёгкие многоцелевые управляемые ракеты (ЛМУР) и неуправляемые ракеты (НАР), которые нужны для уничтожения живой силы и легкобронированных целей.
Применение «Аллигатора» в боях
Армия России использует Ка-52 в рамках Специальной военной операции на территории Украины.
По данным СМИ, в зоне СВО работает несколько десятков таких вертолётов, которые распределены по разным участкам линии боевого соприкосновения и оказывают поддержку частям и соединениям сухопутных войск.
Страны НАТО называют вертолёт жуликом и обманщиком из-за его уникальных аэродинамических качеств. Западные СМИ отмечали, что Ка-52 играют решающую роль в нейтрализации натовской техники.
В зоне СВО пилотам Ка-52 приходится работать по укреплённым районам противника, скоплению техники и артиллерийским расчётам. Работают в основном парами ударных машин, хотя иногда в воздух могут подняться сразу четыре «Аллигатора».
Бортовой защитный комплекс помогает экипажу вертолёта отражать атаки противника. Однажды паре пилотов за один боевой вылет удалось отразить 18 выстрелов ракетами из переносных зенитных-ракетных комплексов.
История создания
Прототип Ка-52 разработали в начале 1990-х годов.
Машина создавалась на базе другого вертолёта, одноместного Ка-50 «Черная акула».
Впервые макет «Аллигатора» показали публике на авиасалоне МАКС-1995, а свой первый полёт боевой вертолёт совершил 25 июня 1997 года.
В 2008 году запустилось серийное производство «Аллигаторов», а с 2011 года эти вертолёты успешно эксплуатируются в российских ВВС.
Боевое крещение Ка-52 получил в Сирии, оказывая огневую поддержку правительственным войскам, которые освобождали страну от незаконных вооружённых формирований.
Преимущества «Аллигатора»
Ка-52 «Аллигатор» считается одним из самых современных ударных вертолётов в России. Большим преимуществом является его неприхотливость к погоде и времени суток, он может выполнять боевые задачи, несмотря на темноту, ветер или дождь.
К преимуществам боевого вертолёта Ка-52 военные эксперты также относят его высокую манёвренность при относительно простом управлении. Например, вертолёт способен совершать уникальный манёвр «воронка», то есть кружить над целью, всё время держа её на прицеле.
Если с машиной что-то случилось, экипаж может катапультироваться и выжить.
«Даже если вертолёт начнет кувыркаться, система так устроена, что она всё равно может спасти лётчиков. И примеры катапультирования уже есть. Это вертолётчики из 319-го полка, они катапультировались после поражения вертолёта зенитной ракетой, и оба были награждены званием Героя Российской Федерации», — писал военный обозреватель Алексей Суконкин.
Какие ещё есть вертолёты в ВС РФ
Ми-24 «Крокодил»
Один из самых популярных ударных вертолётов в мире. В его основе лежит не менее культовый транспортно-боевой вертолёт Ми-8.
Ми-24 используют, чтобы ликвидировать танки противников, бронетехнику, сооружения, скопления живой силы врага.
При разработке вертолёта конструкторы предусмотрели усиленную броню, которая не боится прямого попадания стрелкового оружия, а в отдельных участках даже справляется с ударами из крупнокалиберных пулемётов.
В вооружении «Крокодила» есть пулемётно-пушечный комплекс, противотанковые ракеты «Штурм», авиационные бомбы, встроенные пушечные контейнеры и другие боевые комплексы.
Ми-28 «Ночной охотник»
Ми-28 — это продолжение Ми-24. Вертолёт обладает крепкой бронёй и мощным бортовым оснащением, чтобы точно поражать противника.
В 1982 году вертолёт впервые взлетел в воздух. Он успешно прошёл испытания и вскоре получил статус одного из лучших ударных вертолётов.
После участия Ми-28 в боевых действиях в Афганистане и других горячих точках инженеры усилили броню вертолёта, особенно в области кабины пилотов. Эта часть вертолёта устойчива к бронебойным пулям 12,7 мм и 20-миллиметровым осколочно-фугасным боеприпасам.
Корпус и шасси способны сохранить жизнь экипажу, даже если вертолёт будет падать с высоты со скоростью до 12 м/с.
Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.