Что такое дойная корова. Объясняем простыми словами
Дойная корова — продукт, который приносит стабильный регулярный денежный поток (как корова, которая день за днем даёт прогнозируемый объём молока).
Речь о товаре или услуге, на производство которой бизнес тратит намного меньше, чем получает с продаж, которые раз за разом идут по чётко отработанной схеме.
Проще говоря, каждый год больше половины выручки компания Apple получает с продаж iPhone. Этот продукт — дойная корова, на которой самая дорогая корпорация в мире стабильно делает деньги. Новый сервис или продукт может провалиться, а iPhone точно удержит Apple на плаву, даже если разочарует покупателей новым странным видом камер или «чёлкой».
То есть, дойная корова — это продукт, который позволяет иметь постоянную прибыль, покрывать операционные расходы и пробовать какие-то новые направления.
Термин используют и в более широком смысле — когда говорят про любой обильный источник регулярного дохода. Например, сдаваемая в аренду квартира — дойная корова для её собственника.
Примеры употребления на «Секрете»
«Россия зарабатывает сотни миллионов долларов ежедневно с помощью “нефтяной дойной коровы”. Эти деньги идут на финансирование военных действий на Украине и на то, чтобы обеспечивать внутреннюю поддержку спецоперации, сообщил обозреватель Bloomberg Хавьер Блас».
(Из новости о том, как Россия держится под санкциями.)
«Мне всё равно, сколько у них (других бизнесменов из списка Forbes) денег — у меня к ним претензия: они испортили отношение к русскому бизнесу. Чем потом стали пользоваться чиновники, позволив себе и народу относиться к нам как к дойным коровам. А кто из бизнесменов, которые в Кремль ходят и которых по телевизору показывают, сам что-то построил? Может, металлургический завод в Норильске или Красноярске?»
(Из интервью Сергея Галицкого, основателя «Магнита».)
Нюансы
Дойная корова — часть матрицы BCG, одного из главных инструментов управления бизнесом, который появился в 1970-х годах. Матрица выглядит как пересечение осей, где вертикаль — это рост спроса, а горизонталь — рост доли рынка. Дойная корова находится в левом нижнем квадрате: то есть перспективы роста спроса низкие, зато доля рынка стабильно высокая. Как правило, бизнес стабильно «доит» этих «коров», чтобы реинвестировать деньги в другие проекты.
Статью проверил:
Николай Мрочковский, к. э. н., доцент РЭУ им Г. В. Плеханова