Опубликовано 31 мая 2024, 21:02
7 мин.

Что такое ASMR и как видео с шёпотом, шорохом и нарезкой пластилина помогают снять стресс. Простыми словами

ASMR (англ. Autonomous Sensory Meridian Response) — автономная сенсорная меридиональная реакция. Это феномен восприятия, при котором зритель или слушатель чувствует приятные покалывания в теле в ответ на звуковые и визуальные стимулы (шё­по­т, жевание, шебур­ша­ни­я), ощущая лёгкую эйфорию и расслабление.

Проще говоря, когда звуки взаимодействия с обычными предметами доставляют удовольствие. В этот момент человек нередко ощущает приятные мурашки, поэтому ASMR ещё называют «щекоткой для мозга».

Как ASMR-воздействие влияет на мозг

Человек слушает вкрадчивые шепотки, похрустывания и ощущает приятное покалывание, которое с головы переходит на другие части тела. Его дыхание и пульс замедляются в среднем на три удара в минуту. Эти физиологические изменения активизируют процессы торможения в ЦНС, которые снижают уровень тревоги.

Общий механизм воздействия такой:

  • Триггер* возбуждает ту часть префронтальной коры головного мозга, которая отвечает за социальное поведение, и активизирует зоны мозга, контролирующие систему вознаграждения.
  • За счёт выброса дофамина человек ощущает успокоение, привязанность и удовлетворение.
  • Триггер в психологии — это внешний стимул, который запускает у человека какое-либо действие, реакцию, яркие эмоции. Наше сознание и подсознание реагируют на внешние раздражители. Поэтому воздействие от триггера происходит независимо от того, хочет человек этого или нет.

Виды ASMR-триггеров

ASMR-триггеры имеют четыре основных категории.

  • Визуальные. Спо­кой­ные, плавные дви­же­ния рук.
  • Звуковые. Шёпот, хруст, постукивания, шумное дыхание, скрип, треск, скрежет.
  • Тактильные. Мягкие касания, поглаживания.
  • Эмоциональные, или ролевые. Имитация беседы один на один, расчёсывания, сеанс макияжа.

ASMR-ролики обычно совмещают несколь­ко триг­ге­ров сразу.

Какие бывают ASMR-реакции

Люди ощущают ASMR как:

  • приятное покалывание в коже головы;
  • мимолётное ощущение эйфории;
  • мурашки по спине, руках и ногах;
  • ощущение расслабления в затылке, шее и спине.

Эффект от ASMR-воздействия часто сравнивают с лёгким электрическим током или дуновением ветерка. Некоторые люди говорят, что чувствуют эффект от ASMR как волну, идущую от затылка по позвоночнику к другим частям тела.

Приёмы ASMR действуют не всегда и не на всех людей. Некоторые люди вообще не восприимчивы к ASMR-триггерам.

Исследование 2022 года выявило связь между высокой тревожностью и эмоциональной неустойчивостью человека и его высокой чувствительностью к ASMR-триггерам. Такие люди получают от ASMR-контента мощный терапевтический эффект.

Как слушать ASMR

Не каждое видео может стать хрустотерапией, которая поможет расслабиться. Всё зависит от личной чувствительности человека, качества звука в ролике и от способа прослушивания.

В идеале, чтобы получить ASMR-эффект, нужны:

  • тихая спокойная обстановка;
  • удобные наушники с оголовьем;
  • расслабиться и не думать о мурашках.

© Youtube.com/ Coromo Sara. ASMR

Что говорит наука об ASMR

Исследований по механизмам ASMR и его влиянию на мозг пока немного.

В 2018 году американские учёные провели эксперимент, желая узнать, что происходит с мозгом во время ASMR-триггера. Это была первая научная публикация о воздействии ASMR на человеческий мозг.

Исследование показало, что, когда мы чувствуем приятные мурашки от ASMR, в голове активируются те же области мозга, которые «включаются», когда о нас заботятся или мы общаемся с кем-то близким.

То есть ASMR-видео активируют зоны мозга, которые отвечают за эмоции, эмпатию и связаны с действием гормона счастья — окситоцином.

Вредно ли ASMR

Делать выводы о вредном влиянии ASMR на работу мозга пока рано. Подробных отчётов и исследований ещё нет.

Однако некоторые исследователи указывают на связь между ASMR-воздействием и возрастной регрессией. Аудио- и видеоконтент с эффектом ASMR даёт ощущение заботы и внимания, защищённости и благополучия.

В результате человек может не только хотеть продлить эйфорию от ASMR, но и не желать прервать комфортное оцепенение.

ASMR-контент может принести и косвенный вред:

  • Триггеры могут вызвать сенсорную перегрузку — утомить, испортить настроение, спровоцировать мигрень.
  • Можно получить зависимость от ASMR-стимуляции — тогда без звукового «допинга» человек не сможет отдохнуть.
  • Возможно индивидуальное неприятие триггеров — может бесить шёпот, чавканье или жевание.
  • Гарнитура даёт большую нагрузку на органы слуха.

Польза от ASMR-роликов

Пользователи интернета пишут на форумах, что ASMR помогает:

  • снять стресс;
  • успокоить нервную систему;
  • поднять настроение;
  • снять напряжение;
  • снизить тревожность;
  • дать чувство причастности и единства;
  • совладать с бессонницей.

Хотя официальная медицина не использует приёмы ASMR в терапии, его эффекты привлекают внимание практикующих врачей.

Российские учёные уже сейчас рассматривают ASMR как перспективный метод дополнительной терапии для онкобольных с депрессивными состояниями.

Когда стали использовать ASMR-воздействие

ASMR как феномен восприятия возник в интернет-культуре. В 2010 году американка Дженнифер Аллен обратила внимание на странные, но приятные ощущения, которые она испытала, когда смотрела видео о космосе.

Она дала название этому феномену — ASMR, охарактеризовав его как «специфический звук, который доставляет удовольствие».

Первый рекламный ролик с ASMR-триггерами вышел для китайской аудитории. В конце 2015 года корпорация Mars выпустила рекламу с шоколадом Dove. В полной тишине актёр мнёт на камеру упаковку и тихо нашёптывает. Вместе с этим упаковка скрипит, шоколад с хрустом разламывают, в кадре показано, как актёр жуёт, чавкает и громко причмокивает.

Типичные приёмы в ASMR-роликах

Действие в ASMR-ролике выстроено вокруг типичных паттернов. Нужный эффект дают видео, где:

  • человек тихо шепчет в микрофон;
  • начитывает книгу шёпотом;
  • комкает бумагу;
  • щёлкает пальцами;
  • набирает текст на клавиатуре;
  • медленно листает страницы книги;
  • «поглаживает» камеру;
  • смешивает краску;
  • нарезает мягкие предметы (мыло, губки и т. д.);
  • причмокивает губами;
  • разминает тесто (или крошит чипсы);
  • шуршит пластиковыми пакетами;
  • давит воздушную плёнку («пупырку»).

Многие видео- и аудиозаписи имеют элементы ролевых игр. ASMR-авторы заранее продумывают сценарий для своего ролика.

Персональное внимание к человеку и прочный зрительный контакт с камерой усиливают эффект ASMR. Зритель получает ощущение безопасности и близости. Очень важно то, о чем говорит ведущий, какие слова выбирает и как их произносит — как к близкому человеку.

Однако не каждое видео и аудио даст ощущение приятного расслабления и тех самых мурашек.

  • Продолжительность. ASMR-ролик должен быть длиннее 30 секунд, в среднем — 30 минут. Короткий ролик будет просто видео с фактурным звукорядом, но приятных мурашек не даст.
  • Тишина. Все звуки чёткие, но тихие. В среднем тишина на ASMR-видео занимает 40% ролика. В этом главное отличие ASMR-контента от «расслабляющих» звуков природы или записей белого шума.
  • Присутствие человека. Например, американский барбекю-ресторан Applebee's опубликовал часовое видео, где стейки и рёбрышки просто лежат на решётке для гриля и шипят. В этом ролике есть слабые потрескивания, шипение и тишина, но они не вызывают эффект погружения и эйфории.

Как бренды используют ASMR

С 2015 года многие бренды включили приёмы ASMR в свои рекламные кампании. Они используют эти эффекты, чтобы захватить внимание зрителя на материальном уровне. Его мозг воспринимает изображения и звуки в ASMR-ролике как реальные — то, что нужно выпить или съесть.

Исследователи выявили закономерности от использования ASMR в коммерции:

  • воздействие каждого триггера зависит от сервиса;
  • ASMR-опыт увеличивает шанс повторной покупки;
  • при длительном контакте ASMR-воздействие улучшает впечатления клиентов от сервиса, и, наоборот, это мешает в услугах с мимолётным контактом.

В индустрии моды и красоты маркетологи используют ASMR-приёмы, чтобы выстроить у аудитории прочную эмоциональную связь с брендом или продуктом. Такая реклама даёт зрителю ощущение персонального внимания от бренда. Таким образом бренд ненавязчиво укрепляет лояльность своей аудитории.

Кто ещё применяет ASMR-технологии

Не только пользователи YouTube и рекламщики делают ASMR-контент. Киноактёры записывают видеоинтервью в жанре ASMR, рассчитывая, что это завоюет внимание поклонников.

Другой пример — популярная американская певица Билли Айлиш использует приёмы, типичные для ASMR-контента. Свои песни она вкрадчиво шепчет голосом, который хочется сделать погромче.

ASMR как тренд

Видео с ASMR сейчас популярны в TikTok, а ещё недавно они разрывали Youtube. Видео и композиции, вызывающие ASMR-эффекты, набирают миллионы просмотров в соцсетях. Обычно в названии таких роликов стоит пометка ASMR.

ASMR как явление имеет свою субкультуру и своего рода индустрию в соцсетях. ASMR-блогеры ведут каналы на YouTube, где выкладывают часовые медитативные стримы. Ведущие шёпотом читают сказки, рассказывают истории, в том числе страшные. Главная задача таких роликов для вечернего просмотра — быть «колыбельной» для взрослых.

Тема ролика ограничена только фантазией автора. Например, в ролевом ASMR-видео ведущая в роли капитана космического корабля может инструктировать зрителя о том, как отойти ко сну в криокамере, пока «корабль» летит к далёким звёздам.

© Youtube.com/PierreG ASMR

Интересный факт

9 апреля пользователи соцсетей отмечают Международный день автономной сенсорной меридиональной реакции. В этот день ASMR-блогеры загружают новые видео. А поклонники ASMR-эффекта пишут о своём увлечении, знакомя других людей с этим явлением.

В 2012 году ASMR-блогер с ником KellyMsAutumnRed первой организовала в социальных сетях день, посвящённый ASMR-контенту. Фанаты были в восторге и стали каждый год 9 апреля отмечать тематический день.