Что такое антисемитизм и почему про него вновь говорят. Простыми словами
Антисемитизм (от немецкого термина antisemitismus, появившегося в 1880-х годах) — одна из форм ксенофобии, этническая и религиозная нетерпимость (вплоть до ненависти) по отношению к евреям. Несмотря на прижившийся термин, не подразумевает нетерпимость к другим семитским народам — только к иудеям.
Антисемитизм часто выступает частью идеологий радикальных движений. Распространён также бытовой антисемитизм — последний может присутствовать на разных уровнях социальной жизни, выражаться в языке (пренебрежительное «жид»), предубеждениях, скрытой или явной дискриминации.
Формы выражения антисемитизма
- Теории заговора (мировой еврейский заговор, «жидомасоны», «кровавый навет»);
- еврейские погромы (массовые беспорядки с повреждением имущества и нападениями на евреев);
- религиозный или этнический геноцид (планомерная политика по физическому уничтожению представителей иудаизма или носителей еврейской крови);
- национальные, расовые или религиозные предрассудки («евреи распяли Христа», «евреев можно узнать по форме носа и головы», «евреи жадные» и пр.).
Не путать!
Антисемитизм не стоит путать с антисионизмом. Последний означает ненависть не к самим евреям, а к их национальным устремлениям к сионизму — идеологическому и политическому движению, преследующему цель объединить евреев в один народ на его исторической родине — Израиле со столицей в Иерусалиме. В этом случае под шквал критики и ненависти попадают израильтяне (граждане государства Израиль) и государственная политика Израиля.
Однако на деле грань между антисионизмом и антисемитизмом тонка — одно отчасти основывается на другом. И часто антисемитизмом спекулятивно называют любую критику Израиля, а под антисионизм маскируется антисемитизм, который отказывает евреям в праве на субъектность и собственную территорию из-за личной неприязни, заблуждений и предубеждений.
История термина «антисемитизм»
Термин «антисемитизм» в 1879 году ввёл в оборот немецкий журналист Вильгельм Марр. Этим словом он назвал существовавшую в немецком и других обществах задолго до этого ненависть к евреям, а также к различным движениям и идеям XVIII–XIX веков, которые обычно ассоциируют с евреями.
В список приписываемых евреям движений и идей оригинально входили либерализм, космополитизм, равные гражданские права, конституционная демократия, свободная торговля, социализм, финансовый капитализм, интернационализм и пацифизм.
История антисемитизма
Многие современные антисемитские мифы и клише восходят к античности. Первые свидетельства присутствия еврейских общин в городах относят к IV веку до н. э. Однако первые упоминания о «людях, презирающих евреев», исследователи встречают уже в I веке до н. э.
Считается, что первым антиеврейским стереотипам могла поспособствовать фанатичная приверженность евреев обычаям своих предков, их запрет на браки с не-иудеями и строгие религиозные предписания — празднование субботы и запрет на поедание свинины.
Безусловно, предписания иудаизма вынуждали евреев держаться в стороне от других. Но и сами евреи старались держать своё общество закрытым для других народов.
Такая отчуждённость провоцировала недоверие местного населения к ним. Но самым важным считается то, что иудеи отрицали существование богов языческого пантеона, и это настроило против них египтян, греков и римлян.
Египетский учёный Манефон, живший в III веке до н. э., в своём сочинении «История Египта» первым распространил антиеврейскую легенду о том, что исход евреев из Египта в Палестину был изгнанием больных проказой:
«Царь приказал собрать всех больных и увечных — всего, как говорили, 80 000 человек. Их заточили в каменоломнях на восточном берегу Нила и заставили работать вместе с другими египетскими каторжниками, среди них были и знаменитые священнослужители, также больные проказой».
Римский историк Апион не скрывал своей неприязни к евреям. В I веке н. э. он собрал все известные на тот момент антисемитские мифы и свидетельства, добавив к ним новые «факты». В своей «Истории Египта» Апион призывает «из уважения к эллинским богам посрамить коварных евреев в их кровавых замыслах». Он рассказывает порочащую евреев басню, которую сирийский царь Антиох IV Эпифан якобы услышал от греческого пленника в иерусалимском Храме Соломона:
_«Он сказал, что его неожиданно схватили какие-то незнакомые люди, привели в храм и там заперли, и что ему ни с кем не позволяют видеться, хотя и откармливают всевозможными яствами. <...> Когда же ему удалось расспросить об этом приходящих к нему слуг, тут-то он и узнал об ужасном еврейском обычае, ради которого его откармливали. Они совершают его каждый год в определённое время. Поймав какого-нибудь греческого бродягу, они в продолжение года кормят этого человека, затем, отведя в какой-то лес, убивают, тело его по своему обряду приносят в жертву и, вкусив от его внутренностей, во время жертвоприношения приносят клятву в том, что всегда будут ненавидеть эллинов. Вслед за тем останки этого человека они бросают в какой-то ров». _
Римские правители (за исключением кратких периодов жестоких гонений) предоставляли евреям жить в соответствии с предписаниями иудаизма и иметь собственную судебную систему.
Положение евреев в Римской империи стало тяжелее во II веке н. э., когда после восстания Бар-Кохбы (132–135 н. э.) они потеряли свою родину. Римляне не только жестоко расправились с восставшими, но и выселили евреев с их земель.
Иерусалим был переименован в Элию Капитолину, а вся земля провинции Иудея стала Сирией — Палестиной. По задумке римлян, память о непокорном народе должна была исчезнуть с этих земель вместе с иудеями.
Но евреи не исчезли, как и античный антииудаизм.
Утрата родины и культурные различия с коренным населением тех стран, где они оказались после этого, привели к тому, что евреев всюду воспринимали как чужих. Это ставило их в уязвимое положение в глазах местных правителей и простонародья, отмечают исследователи антисемитизма.
Систематическая дискриминация евреев как ограничение прав почти во всех областях жизни началась с IV века, когда христианство стало господствующей религией Римской империи.
Воззрения того времени (вину за казнь Иисуса возлагали на евреев), малограмотность населения и его суеверность сделали положение евреев ещё более сложным.
Древние христиане верили в чудодейственные свойства «крови Христовой», и поэтому они решили, что евреи тоже в неё верят. Это и античные антиеврейские мифы о ритуальных жертвах привели к распространению так называемого кровавого навета — убеждения, что евреям необходима христианская (а ранее эллинская) кровь в ритуальных хелях.
Голословный навет на долгие века стал поводом для погромов и казни евреев и даже целых еврейских общин.
Из-за суеверия о пасхальной лепёшке почти все кровавые наветы вспыхивали весной, накануне этого праздника. Один из самых ранних кровавых наветов произошёл в 423 году н. э. в городе Инместар неподалёку от Антиохии (совр. Антакья, Турция). Местных евреев обвинили в распятии христианского мальчика. В результате еврейская община была вырезана, антиохийская синагога — разрушена.
Неравное и несправедливое положение евреев добавило к старым страхам христиан новый: страх мщения. Поэтому, когда в 1348–1349 годах по Европе прошла эпидемия чумы, евреев обвинили в отравлении колодцев, чтобы истребить христиан. Это обвинение привело к стихийному уничтожению целых еврейских общин во многих городах европейских стран.
Стоило в 1215 году католической церкви приравнять гостию (в католичестве хлеб для причастия) к воплощению «тела Христова», как простой люд начал обвинять евреев в похищении и осквернении гостии.
Положение евреев в мире было незавидным на протяжении всех последующих столетий.
Средневековые европейские и арабские государства открыто поощряли дискриминацию евреев. Отношение городской черни к евреям зачастую решало их судьбу, хотя правовое положение евреев определялось городским патрициатом.
С XII века евреев не допускали к «благородным» профессиям, их не принимали в христианские цеха и гильдии. Средневековое общество оставляло им «презренные занятия» — торговлю и ростовщичество.
Еврейские кварталы в городах возникали естественным путём — держаться вместе было безопаснее и позволяло евреям следовать своим обычаям.
Однако с XIV века церковные власти стали запрещать совместное проживание христиан и евреев. Иудеям отводили определённую часть города для проживания (гетто).
Жизнь евреев в гетто стала принудительной, их стали обносить стеной. Их ворота запирали на ночь и по христианским праздникам. Расширять территорию гетто не разрешали, поэтому они быстро стали перенаселёнными трущобами. Гетто были ликвидированы в первой половине XIX века. Последнее традиционное гетто в Риме было упразднено в 1870 году.
Другой дискриминационной чертой называют ношение отличительного знака, который бы выделял евреев среди остального населения. Указы об отличительном знаке или об особой одежде для евреев действовали в мусульманском мире с IX до XIX века, а в Йемене — даже до середины XX века.
Для христианских стран требование о ношении знака идёт с 1215 года, но это постановление по-разному исполнялось в разных странах Европы. Отменили знаки лишь в XVII веке.
Считается, что закреплению антисемитских предрассудков в европейском сознании способствовал Мартин Лютер.
Он рассчитывал найти в евреях союзников в своей борьбе с Римской церковью. Но евреи дали понять Лютеру, что они не перейдут в протестантизм и не отрекутся от своей веры, иудаизма.
Это вызвало такую ярость у Лютера, что он заклеймил их и призвал соотечественников изгнать иудеев.
Таким образом, за века сложились основные антисемитские сюжеты: евреи — осквернители гостии, отравители колодцев, распространители эпидемий и болезней, ритуальные убийцы, подлые торговцы-ростовщики, мошенники и т. д.
Кровавые наветы продолжались вплоть до XX века.
Антисемитизм на Ближнем Востоке
В ряде исламских стран иноверцы, включая евреев, были подданными низшей категории. В отношение них с VIII по XIX век действовали ограничительные законы. Евреям запрещали строить синагоги и изучать Коран. Им нельзя было держать слуг-мусульман, носить одежду и причёски, принятые у мусульман, иметь мусульманские имена и прозвища.
Евреи не могли носить оружие, ездить на лошадях и мулах — можно было только на ослах. Им нельзя было жить в домах выше, чем дома мусульман, и строить более высокие надгробия, чем у мусульман, занимать должности, дающие власть над мусульманами.
Имущество евреев и христиан после их смерти переходило в распоряжение властей до тех пор, пока наследники не доказывали своих прав на него в соответствии с мусульманскими законами.
Антисемитизм в Российской империи
Настроения в царской России в этом плане не слишком-то отличались от европейских.
«Еврейский вопрос» был одним из самых болезненных национальных проблем Российской империи. Политика власти в отношении евреев различалась от монарха к монарху.
Елизавета I в 1742 году издала указ об изгнании из России евреев, а Екатерина II позволила им селиться в Причерноморье.
Для своего времени политика Екатерины II была весьма просвещённой. Императрица считала, что если евреям дать равные права, то они будут полезны для общества.
Как и христианам, им было предложено записываться в сословия — купеческое и мещанское.
Сенат указом от 7 мая 1786 года подчеркнул полное равенство евреев. Этот указ впервые формально провозгласил, что евреи будут наделены всеми правами их сословия и что дискриминация их на основе религии или происхождения незаконна.
Но указ был не принят обществом и остался не реализован. Даже крайне небольшое число еврейских купцов, оказавшихся тогда в Москве, вызвало решительное противодействие местных торговцев. В 1791 году Екатерины II отказала еврейским купцам в праве переехать во внутренние губернии империи.
Большинство историков рассматривали этот отказ как поворотный момент в истории российского еврейства. Фактически уже тогда возникла черта оседлости, за пределами которой евреям запрещалось постоянное жительство.
Официально черта оседлости была закреплена указом от 1794 года. Он определил или подтвердил территории, открытые для проживания в них евреев. Но эта территория не была однородной ни в географическом, ни в этническом, ни в культурном смысле.
В черту оседлости вошли литовско-белорусский, украинский и новороссийский регионы, а также Бессарабия и, неофициально, земли Центральной Польши. В этих губерниях евреям разрешалось жить только в сельской местности. Черта еврейской оседлости просуществовала до 1917 года.
С 1865 году в России расширили права для евреев. Их по-прежнему не могли принять на службу в правительственные и иные административные учреждения, но теперь они могли заниматься медициной, юриспруденцией, журналистикой. Но представители этих профессий, ощутив растущую конкуренцию, вскоре стали выступать против обучения евреев в государственных учебных заведениях.
Условно «решение» «еврейского вопроса» в Российской империи историки делят на периоды до 1881 года и после.
В 1881 году после убийства Александра II народовольцами прошла целая серия погромов. Британский историк российского еврейства Джон Клир отмечает, что до 1881 года власти проводили политику по «сближению» и «слиянию», так как «государство и общество сошлись во мнении, что евреи могут и должны быть преобразованы в здоровую силу общества».
Дальнейшее усиление политической реакции, погромы, государственный кризис в стране привели к ещё большему ухудшению условий жизни всех жителей страны и евреев в частности. Последних коснулись ограничения.
С 1887 по 1917 год в России приём евреев в высшие и средние учебные заведения был законодательно ограничен процентной нормой.
Погромы и притеснения вызвали массовую эмиграцию евреев в другие страны. Историки оценивают число евреев, которые эмигрировали с 1881 по 1914 год, в пределах 2 млн человек.
Хотя в первом десятилетии XX века были предприняты попытки облегчить положение евреев, они встречали сопротивление правых политических кругов.
Антиеврейские настроения подогревали соответствующие выпады в прессе. Журналист и политический деятель Шмаков и католический ксёндз Пранайтис писали о всемирной опасности, якобы исходившей от еврейства. Они утверждали, что еврейская религия предписывает вредить христианам и употреблять кровь их детей.
Любое громкое убийство накануне Пасхи запускало слухи о ритуальном убийстве и поиски «виновного еврея».
Особенное значение получило дело Бейлиса о зверском убийстве киевского подростка. Его тело нашли 20 марта 1911 года на кирпичном заводе в предместьях Киева. Вскоре подозрение следствия пало на мастера кирпичной фабрики еврея Менделя Бейлиса.
Несмотря на то что в 1913 году Бейлис был оправдан судом присяжных за слабостью улик, судебный процесс по этому делу стал не только самым громким внутри страны, но и расколол на два лагеря всё российское общество и попал в заголовки мировой прессы.
Для русской криминалистики это дело стало такой же нерешённой тайной, какой был британский Джек Потрошитель.
На антисемитские настроения в XX веке оказали огромное влияние так называемые «Протоколы сионских мудрецов». В этом документе якобы были собраны записи тайных собраний заговорщиков-евреев, цель которых была — не больше не меньше — мировое господство. Это самая знаменитая и самая распространённая антисемитская публикация Нового времени.
В качестве первоисточника «Протоколов» называют язвительный памфлет французского сатирика Мориса Жоли «Диалог в аду между Макиавелли и Монтескьё», написанный им в 1864 году. В этом сочинении нет ни одного упоминания о евреях. Однако в «Протоколах» звучат политические идеи, высказанные Жоли.
Другие исследователи в качестве первоисточника указывают на роман прусского писателя Германа Гёдше «Биарриц» 1868 года, в котором двенадцать племён Израиля тайно встречаются на еврейском кладбище в Праге.
После 1917 года белые эмигранты, которые винили в Октябрьской революции еврейских заговорщиков, привезли «Протоколы» на Запад.
Немецкий полковник фон Ганзен выступил переводчиком и в 1918 году издал «Протоколы» под псевдонимом Бек. Ганзен настаивал, что «Протоколы» подлинны и были составлены на сионистском конгрессе в Базеле в 1897 году. Издание распространилось по всему миру.
В 1920-х годах вышли переводы «Протоколов» в других странах Европы, а также в США, Южной Америке и в Японии. Одновременно с этим печатали первые опровержения подлинности «Протоколов». В 1921 году американский журналист Геральд Бернштейн опубликовал разоблачение документа — «Правда о протоколах сионских мудрецов».
Но ни это, ни другие опровержения не помешали фальшивке находить своих почитателей.
В 1989–1992 годах с обострением ситуации на Ближнем Востоке и разрастанием арабо-израильского конфликта «Протоколы» снова пошли в тираж.
Антисемитизм как элемент нацизма
Нацистская пропаганда использовала «Протоколы сионских мудрецов» и сложившиеся веками антисемитские мифы для разжигания ненависти к евреям в немецком обществе.
О положении евреев в Германии говорит то, что даже в XIX веке было распространено множество антисемитских пословиц и поговорок, оставшихся от Средневековья. Например: «Кто обманет еврея, получит первое место на небе».
Только в 1871 году в Германской империи отменили большинство ограничений для евреев в торговле и в ремесле. Наконец-то евреи получили равные права с коренными немцами и смогли проявить себя в значимых для общества сферах.
Это привело к волне агрессивного антисемитизма в конце XIX — начале ХХ века. Население Германии посчитало эти изменения неправомерным «возвышением» евреев.
По оценке немецкой исследовательницы Марлен П. Хиллер, именно этот всплеск антисемитизма в конце XIX века в Германии в итоге вылился в ужасающий холокост.
Но тогда ситуация в Европе ещё была относительно безобидна. Да, евреев попытались выдавить из социальной, экономической и политической жизни общества. Например, в Западной Европе евреев исключили из некоторых организаций.
Основным инструментом преследования евреев в конце XIX века был «антиеврейский бойкот», который привёл к появлению в Австрии лозунга: «Не покупайте у евреев».
Довольно скоро бойкот сменили еврейские погромы.
Еврейские погромы и холокост
Основными триггерами для еврейских погромов обычно выступали:
- возмущение коренного населения тем, что у евреев равные с ними права (при этом честную конкуренцию с евреями они проигрывают);
- богатство иудеев (подлинное или мнимое);
- вера малообразованного населения в «еврейские козни» (якобы евреи хотят захватить власть, евреи пьют кровь христиан или совершают ритуальные убийства иноверцев).
Перечисленные факторы использовали как повод для начала погромов уже в античности. Считается, что первый в истории антисемитский погром греки устроили александрийским евреям в 38 году н. э. Формальным поводом стал отказ евреев поклоняться статуе римского императора в синагогах, после чего наместник Александрии Авилий Флакк лишил евреев гражданских прав как «чужаков и пришельцев», ограничил их расселение одним городским кварталом и фактически разрешил горожанам их преследование.
Толпа греков грабила лавки, принадлежавшие евреям, громила их дома и многих убила, не пощадив ни стариков, ни детей. Римский наместник не только не помешал толпе зверствовать, но и открыто встал на сторону погромщиков.
Жалобы евреев императору успеха не возымели.
К счастью для иудеев, в 41 году н. э. Клавдий, новый император, сместил Авилия Флакка, отправил его в ссылку и вернул александрийским евреям гражданские права.
Жестокие еврейские погромы происходили и в Российской империи и были связаны с крупными социальными потрясениями на фоне бездействия властей и полиции.
В 1881 году, спустя месяц после убийства Александра II народовольцами, погромы охватили весь юго-запад империи и продолжились в разных местностях. Застарелый антисемитизм и недовольство жёсткой экономической конкуренцией в городах и растущей безработицей способствовали распространению слухов, что якобы Александр II убит евреями и что поэтому власти отдали негласный приказ повсеместно устраивать погромы.
Затем погромы прошли в Варшаве и в некоторых других польских городах. В 1883 году антиеврейские беспорядки вспыхнули в Нижнем Новгороде. И стали массовыми в начале 1900-х годов.
Следующие волны погромов прошли в 1903–1906 и 1917–1921 годах.
Историки признают, что городские власти предпринимали попытки купировать антиеврейские беспорядки. Но сделать это было нелегко: полиция была малочисленна, а армия не имела никакого опыта подавления городских беспорядков.
В Гражданскую войну евреи пережили третью «погромную волну». Её главное отличие от погромов первых двух волн — колоссальное число жертв. По разным оценкам, жертвами антиеврейских акций в те годы стали от 100 000 до 200 000 человек, в два раза больше было ранено.
Социальное напряжение после Первой мировой войны обострило антисемитские настроения.
В Германии на евреев возложили вину за бедствия страны. С приходом к власти нацистов антисемитизм стал немецкой государственной политикой, затронувшей все сферы жизни. Никогда ещё за многовековую еврейскую историю антисемитизм не принимал таких чудовищных форм, как в этот период.
Во второй половине 1930-х годов по городам Европы прошли нападения, избиения, погромы евреев.
В погромах «Хрустальной ночи» 1938 года, которая прошла в ночь с 9 по 10 ноября в десятках городов Германии и Австрии, были сожжены или разгромлены десятки синагог, тысячи торговых и коммерческих предприятий евреев, сотни жилых домов. Нацисты арестовали около 3500 евреев за эту ночь и отправили их в концентрационные лагеря Заксенхаузен, Бухенвальд и Дахау.
Усиливающийся фашизм привёл к одной из величайших трагедий в истории еврейского народа и мира в целом — холокосту. В результате действий нацистской Германии и её союзников в Европе погибли до 6 млн евреев.
Антисемитизм сегодня
Антисемитизм в Европе
Особенность антисемитизма в том, что его обостряют практически любые социальные кризисы. Пандемия коронавируса не стала исключением и «подарила» новое специфическое проявление антисемитизма, не существовавшее до 2020 года.
Евреев стали обвинять в разработке и распространении коронавируса. Центр Кантора при Тель-Авивском университете, отслеживающий состояние антисемитизма в мире, обвинил в распространении этих слухов Иран.
Социологические исследования последних лет показывают, что проблема антисемитизма в Венгрии, Польше, Франции становится всё более острой.
Наплыв беженцев-мусульман спровоцировал рост ксенофобии и националистических настроений у населения, а также усиления в политике правых популистов. Во Франции, где и раньше доля неевропейского населения была велика, это сочетается с угрозой арабского антисемитизма.
В 2023 году Французский институт изучения общественного мнения (IFOP) сообщил, что 91% учащихся еврейского происхождения во Франции сталкивались с проявлениями антисемитизма. Студенты также заявили, что они больше страдают от действий крайне левых, чем ультраправых.
Антисемитизм в России
Россия позиционирует себя как многонациональная и мультирелигиозная страна. Поэтому запрет на нетерпимость по национальному и расовому признаку прописан на уровне даже основного закона — Конституции.
Тем не менее антисемитизм прошлого всё ещё оказывает своё влияние на бытовом уровне, а в отдельных республиках и регионах до сих пор не искоренены националистические настроения, в которых есть место и антисемитизму. В 1990-х это привело к разрастанию радикальных и околокриминальных группировок (скинхеды и пр.), которые совершали преступления на почве ненависти. Но в 2000-х большую часть этих группировок удалось приструнить.
Исследования последних пяти лет отмечают, что антисемитизма как по-настоящему острой проблемы в России нет.
В Европе все антисемитские настроения имеют гораздо большее распространение. В России же такие насильственные проявления антисемитизма, как осквернение еврейских кладбищ, вандализм и открытое проявление агрессии по отношению к евреям фиксируют крайне редко.
Главным отличием антисемитизма в России еврейские исследователи называют то, что он встроен в общую ксенофобию и чаще проявляется на бытовом уровне.
Также в остаточном российском антисемитизме совсем нет антисионистского компонента, в отличие от стран Европы, где волны антисемитизма непосредственно связаны с политикой Израиля на Ближнем Востоке.
Российский антисемитизм чаще заметен на словах, чем в действиях. Однако интернет-каналы иногда успешно канализируют негативные эмоции своих читателей, устраивая травли и провокации.
Так произошло в Махачкале 29 октября 2023 года, когда, следуя призывам одного националистического телеграм-канала, тысячи дагестанцев устроили штурм гостиницы и аэропорта в поисках евреев из Израиля, якобы спасающихся в республике от войны.
В процессе они повредили имущество аэропорта на более чем 285 млн рублей, убили одного полицейского и приняли за еврея гражданина Узбекистана.
Подстрекательства упали на благодатную почву: Дагестан традиционно относится к исламским регионам, а они в массе своей выступили с резким осуждением действий Израиля в Газе и солидаризировались с арабской Палестиной, несмотря на то что именно нападение палестинских террористов из ХАМАС спровоцировало обострение палестино-израильского конфликта.
То, что СМИ успели окрестить «новым еврейским погромом в России», произошло на волне антиизраильских протестов, прокатившихся по всему миру.
При этом власти региона, как и президент России Владимир Путин, выступили с резким осуждением протестующих.
Глава Дагестана Сергей Меликов назвал их действия грубым нарушением закона и заявил, что своим поведением участники акции в аэропорту «воткнули нож в спину тех, кто отдал жизнь за безопасность Родины и боролся с нацистами».
А Путин предположил, что беспорядки и антисемитские выступления были инспирированы западными спецслужбами и провокаторами. Президент призвал принять «твёрдые, своевременные и чёткие действия» по защите межнационального и межрелигиозного согласия в России.
Несколько десятков дагестанцев по результатам протестов были задержаны, им предъявлены обвинения в организации и участии в массовых беспорядках. Власти кавказских регионов призвали своих граждан не поддаваться на дальнейшие провокации и не нагнетать истерию против одного из народов России.