Что такое бюрократия и чем она отличается от бюрократизма. Объясняем простыми словами
Бюрократия — форма управления в государствах и организациях, основанная на вертикальной иерархии. Все должностные лица подчиняются вышестоящим и действуют в рамках своей компетенции по чётким регламентам. Это понятие часто используют в негативном смысле, когда хотят подчеркнуть излишнюю волокиту чиновников или менеджеров.
© Коллаж: «Секрет фирмы», Freepik/cookie_studio, pressfoto, Racool_studio, https://ru.freepik.com/free-photo/blank-paper-in-businesswoman-hands_5869363.htm, stockking, KamranAydinov, freepik
Простыми словами, бюрократия — это мир инструкций, регламентов, процедур, согласований и прочих скучных вещей, без которых так сложно поддерживать рабочий порядок.
Суть бюрократии в том, что работа основана на рациональных правилах, на которые в идеале не должны влиять межличностные отношения или политика.
Бюрократия зарождается там, где есть чем управлять, где нужна разветвлённая сеть сотрудников. Не каждый руководитель — бюрократ, так же как и не каждый бюрократ — руководитель.
В бизнесе, например, бюрократы не нужны, если у предпринимателя один продуктовый магазинчик. Но если он вырастает в торговую сеть, которая выходит на рынки нескольких регионов — нужен штат управленцев.
Как правило, этот термин используют в негативном ключе, критикуя формализм, некомпетентность, волокиту. Но социологи и политологи выделяют и позитивные стороны этой системы, более того — многие уверены, что это наиболее эффективный способ управлять как предприятием, так и страной.
Впервые термин использовал в 1745 году французский коммерсант и экономист Венсан де Гурне. В научный оборот это понятие ввёл немецкий социолог, экономист, историк Макс Вебер. Он же стал автором наиболее полного и всестороннего социологического исследования феномена бюрократии.
Теория бюрократии Вебера
Вебер выделял два типа бюрократической организации:
- патримониальный,
- рациональный.
Первый тип отличают личностный характер отношений власти, нечёткое разделение полномочий чиновников, тенденция к присвоению занимаемых ими государственных должностей даже при недостаточной компетенции. В такой структуре приказания правителя имеют приоритет перед формальными правилами. Патримониальная бюрократия была характерна для стран Древнего Востока и абсолютных монархий Европы.
Во второй половине XIX века в Западной Европе появилась рациональная бюрократия (или формально-правовая). Вместо личной преданности монарху чиновники начали руководствоваться служебным долгом и системой формальных правил.
Бюрократ получал специальное образование, ему назначали фиксированную заработную плату, а регламенты стали превыше личной лояльности.
Основные принципы бюрократической структуры:
- иерархия приказов, построенная на легальной власти;
- подчинение нижестоящего работника вышестоящему и ответственность не только за свои действия, но и за действия подчинённых;
- специализация и разделение труда по функциям;
- чёткая система процедур и правил, обеспечивающая единообразие производственных процессов;
- система продвижения по карьерной лестнице, основанная на умениях и опыте и измеряемая стандартами;
- производительность труда оценивается по продуктивности и объёму работы;
- подчинение коммуникаций строгим правилам — как внутри организации, так и вне её;
- чётко определённый набор целей, к которым стремятся люди в организации.
Плюсы и минусы бюрократии
Согласно Веберу, рациональная бюрократия — наиболее эффективная форма управления, поскольку позволяет добиться дисциплины при решении административных задач. Жёстко формализованный характер отношений, чёткость распределения функций, заинтересованность бюрократов в достижении целей — всё это приводит к принятию своевременных и квалифицированных решений.
Но не всё так гладко в реальности: развитие экономики и общества приводит к усложнению процессов управления и усилению влияния бюрократической системы. Чем больше структура, которой требуется управлять, тем больше нужно управленцев и регламентов.
Таким образом, бюрократическая система становится сложной и неповоротливой, а человеческий фактор добавляет ещё одну проблему — коррупцию. Ведь всегда находятся те, кому нужно решить вопрос побыстрее или определённым образом.
Со временем Вебер, а позднее и другие социологи стали наделять термин «бюрократия» позитивным смыслом, а в негативном ключе употреблять понятие «бюрократизм». Под ним имеют в виду иррациональную систему, в которой инструкции, приказы и прочие формальности преобладают над интересами человека, компании или государства и здравым смыслом.
Главные проблемы, которые возникают из-за бюрократизма:
- отчуждение от человека — шаблонные подходы без вникания в ситуацию;
- инертность системы, с трудом реагирующей на перемены в запросах общества;
- ритуализм — когда процедура принятия решения настолько сильно усложняется, что, пройдя все инстанции и согласования, вопрос устаревает;
- усиление бюрократического аппарата настолько, что чиновники становятся не «слугами народа», а «хозяевами» — в этих условиях и расцветает коррупция.
Децентрализация, передача власти на места — эффективные средства для ослабления бюрократизма и уничтожения кастовости бюрократии. Но российское местное самоуправление пока что только всё больше лишается своих полномочий.
Бюрократия в России
Первые ростки бюрократии в России появились ещё в XIV веке, после начала объединения земель («собирание русских земель»), которое требовало централизации в управлении.
Сначала чиновники (дьяки) выполняли сугубо канцелярскую работу и не играли серьёзной роли в принятии государственных решений. Но в XVI веке начали возникать специализированные органы, «приказы», и служащие в них незнатные люди постепенно стали играть не менее важную роль, чем знатные бояре.
Родоначальником бюрократической системы из российских госдеятелей считают Петра I. Ориентируясь на опыт стран Западной Европы, он стремился заменить потомственных бояр профессиональными чиновниками.
К 1763 году всех российских чиновников перевели на постоянное жалованье. Профессиональная специализация бюрократов появилась в XIX веке — до этого они могли выполнять задачи в разных сферах.
Окончательно государственная бюрократия в России закрепилась при графе Михаиле Сперанском, который служил в годы правления Александра I и Николая I. В начале XIX века его стараниями ввели министерскую систему госуправления — появились министерства финансов, иностранных дел, военное, морское, полиции, юстиции и просвещения. За это его иногда называют «отцом русской бюрократии».
В СССР сформировался новый тип чиновничества — «номенклатура», правящая элита, которая хоть и противопоставляла себя монархическим управленцам, по сути мало чем от них отличалась.
Михаил Горбачёв и Борис Ельцин проводили реформы под лозунгом борьбы с бюрократией. Так, при проведении приватизации в 1990-е главным аргументом было утверждение, что предприниматель будет управлять предприятием эффективнее бюрократа.
В РФ постепенно внедряют технологии, которые предполагают уменьшение волокиты. И в этом страна достигла успеха: многие отмечают, что отечественный портал госуслуг гораздо более продвинутый, чем во многих европейских странах. Так, многие пособия можно получить онлайн, не выходя из дома, а свидетельство о рождении ребёнка, его СНИЛС и ИНН — не выходя из роддома. Можно записаться к врачу, подать заявление на загранпаспорт, стать донором, отправить жалобу по любой теме со смартфона через приложение «Решаем вместе» и получить ответ.
Но на фоне таких позитивных изменений в России растёт число чиновников, хотя их штат не раз старались уменьшить.
На это сетовал ещё в период своего президентства Дмитрий Медведев: «Сокращаешь, проходит полгода, глядь — опять та же самая штатная численность. Даже в этом плане периодические сокращения необходимы, для того чтобы просто численность не росла сверх меры».
В 2019 году на 10 000 жителей в РФ приходилось 163 чиновника, но при этом из года в год это число растёт — в 2014-м, например, их было 102. А в СССР на пике расцвета бюрократии в 1985 году было всего 73 госслужащих на 10 000 человек.
При этом вал отчётности, бумажной работы всё еще присутствует. В сферах образования и здравоохранения это чувствуется особенно остро: так, на приём пациента врачу выделяют 12–20 минут, в течение которых он должен успеть провести осмотр, собрать анамнез, назначить лечение и внести все эти данные в электронную карту. Учителя продолжают заполнять бумажные и электронные журналы, тратя своё личное время дома. Контроль каждого шага делает из специалистов бюрократов.
Несмотря на всеобщее мнение, что Россия — забюрократизированная страна, число чиновников в некоторых развитых странах Европы в пересчёте на население больше. Например, в Испании на 10 000 граждан приходится около 300 госслужащих.
Мнения о бюрократии в России
Владимир Ленин, «К деревенской бедноте»:
«Как крестьяне были рабами помещиков, так русский народ остаётся до сих пор рабом чиновников».
Сирил Паркинсон, английский писатель и историк:
«Штат бюрократических организаций увеличивается обратно пропорционально объёму проделанной работы».
Владислав Сурков, экс-помощник президента РФ:
«Хочу сделать заявление в защиту бюрократов. Такое ощущение, что скоро клеймо будут ставить на лоб: "чиновник". Так нельзя, это стыдно! Чиновники — это люди, работающие много, выполняющие сложную работу. Можно что угодно там говорить: коррупция, взятки. Но это оскорбляет целый класс очень умных, высокого качества людей. <...> Надо прекратить создавать условия, в которых чиновники существуют как отдельная презираемая каста. <...>
Бюрократы среднего звена — они не так много получают, работают очень много, все мы на них ездим. Вся рутинная и содержательная работа — на них, потому что все предложения готовят тоже они, а не какие-то светочи, которые сидят в высоких кабинетах. При этом они не имеют, мягко говоря, нелегальных рент, которые имеют некоторые вышестоящие чиновники, потому что им не за что давать, они ничего не решают, только пашут».
Факты о бюрократии
-
Считается, что идеальную бюрократию удалось построить в Сингапуре — там все процедуры выполняются максимально быстро и понятно. Чтобы оформить вид на жительство, нужно потратить меньше двух часов с момента подачи документов и фотографий до получения пластиковой карточки, которая является официальным документом. Зарегистрировать компанию — дело также пары часов. При этом в стране один из самых низких уровней коррупции в мире.
-
В России можно купить кресло «Бюрократ» — одноимённая фирма из подмосковного города Чехова выпускает офисные и канцелярские товары и аксессуары.
-
Бюрократы пытаются подчинить законам даже такую, казалось бы, простую вещь, как ледовые горки. Эти сооружения отнесли к немеханизированным аттракционам, которые нужно регистрировать в Гостехнадзоре и получать на них сертификат безопасности. Разумеется, с таким головняком ни УК, ни администрации городов связываться не хотят. Пока что это привело к тому, что горки строят маленькие, «безопасные». Но, возможно, это приведёт к тому, что дети будут кататься на естественных склонах — там, где как раз безопасностью и не пахнет.
-
Термин «бюрократия» буквально переводится как «господство канцелярии» — слово образовано от французского bureau — бюро, канцелярия и греческого kratos — «сила, власть, господство, вождь, могущество».
Пример употребления на «Секрете»
«Виталия Рукавичникова мобилизовали, несмотря на близорукость и астигматизм. Что интересно, даже военная прокуратура согласилась, что его призвали ошибочно. Но его супруге не удаётся добиться справедливости из-за бюрократии».
(Из новости от 13 декабря 2022 года.)