secretmag.ru
Опубликовано 11 августа 2022, 15:53
5 мин.

Как в России растят айтишников и кто этим занимается

Россия взяла курс на масштабную цифровизацию. До 2030 года страна должна информатизировать не только госуправление и услуги, но и разные сектора экономики. Амбициозная задача прописана в нацпроекте «Цифровая экономика», который работает уже 4 года. Ежегодно российской экономике не хватает от 500 000 до 1 млн айтишников. Рассказываем, как государство планирует закрыть этот дефицит и кто помогает властям готовить опору для цифровой трансформации страны.

 Как в России растят айтишников и кто этим занимается

Где взять специалистов

По задумке правительства, нацпроект «Цифровая экономика» значительно ускорит цифровую трансформацию России. Ключевую роль в этой задаче играет масштабная подготовка высококвалифицированных IT-кадров. Процесс направляет и стимулирует федеральный проект «Кадры для цифровой экономики».

Проект отвечает в том числе за поддержку образовательных проектов по ранней профориентации и получению цифровых профессий на разных этапах: от школы и средних, высших учебных учреждений до допобразования и переподготовки. Отдельное направление — развитие цифровых компетенций у госслужащих, преподавателей вузов и колледжей.

Кроме того, по федпроекту в вузах увеличили количество бюджетных мест на обучение в сфере информационных технологий. В Минцифры пояснили, что в 2021 году на бесплатной основе поступить в вузы на IT-специальности смогли более 100 000 человек, а в этом году число мест увеличилось до 120 000.

Ещё один проект государственной программы — «Цифровые профессии». По ней россияне от 16 лет и до пенсионного возраста, студенты и все, кто имеет среднее или высшее образование, входящие в льготную категорию (читайте подробнее тут), могут получить дополнительную «айтишную» специальность. От 50 до 100 процентов затрат на обучение компенсируются за счёт государства.

На выбор предлагается более 100 курсов по разным направлениям: программированию, искусственному интеллекту (ИИ), системному администрированию, кибербезопасности, дизайну и так далее.

Обучают будущих специалистов лидеры IT-рынка, например «Яндекс», «Учебный центр 1С», РЭУ им. Г. В. Плеханова, МГТУ им. Н. Э. Баумана, «Сберуниверситет».

Отличники цифровизации

Национальный рэнкинг «Наш вклад» оценивает вклад бизнеса и некоммерческих организаций (НКО) в реализацию национальных проектов и достижение национальных целей. Финалистам рэнкинга присваивается статус «Партнёр национальных проектов».

В деле подготовки кадров для цифровой экономики в рэнкинг вошли социальные инициативы благотворительного фонда «Вклад в будущее» — два образовательных проекта «Урок цифры» (АНО «Цифровая экономика») и «Академия искусственного интеллекта для школьников» (благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее»).

Что нужно знать о рэнкинге

«Наш вклад» — публичное признание вклада бизнеса и НКО в достижение национальных целей и реализацию нацпроектов. Проект вовлекает компании и организации в работу над нацпреоктами, синхронизирует их социальные инвестиции с целями государства (см. подробнее на сайте).

Инициатор и оператор проекта — АНО «Национальные приоритеты». В числе партнёров РСПП, Форум доноров, международная премия #МЫВМЕСТЕ, «Деловая Россия», Ассоциация менеджеров России.

В рэнкинг поступило более 250 заявок, экспертный отбор прошли 157 проектов, представленных 71 компанией и НКО.

Больше всего социальных проектов представили НКО (38%) и крупный бизнес (34%), доля малого бизнеса составила 11%, госкорпораций и госкомпаний — 10%, среднего бизнеса — 7%.

Проекты участников национального рэнкинга «Наш вклад» охватили все 85 субъектов РФ. Из них 68% имеют федеральный масштаб, 32% — региональный.

«Урок цифры»

Проект «Урок цифры» — инициатива некоммерческой организации «Цифровая экономика». Это фактически каталог бесплатных онлайн-занятий: игр и лекций, которые знакомят школьников с основами разработки мобильных приложений, умных помощников, видеоигр, облачных технологий, алгоритмов искусственного интеллекта (ИИ) для машинного обучения. Большое внимание уделяется теме кибербезопасности: школьникам объясняют, как хакеры находят лазейки для своих атак и как правильно защищать свои персональные данные.

Обучающие материалы «Урока цифры» разрабатывают компании — лидеры цифровой трансформации, которые особенно заинтересованы в подготовке будущих айтишников: «Яндекс», Академия искусственного интеллекта для школьников, реализуемая при поддержке Сбербанка и благотворительного фонда «Вклад в будущее», VK, «Лаборатория Касперского», «1С», «Росатом».

«Обладание цифровыми навыками и умение программировать сейчас воспринимаются как вторая грамотность», — отмечает Юлия Горячкина, врио директора АНО «Цифровая экономика». По ее словам, за 3 года дети, родители и учителя обратились к урокам на сайте проекта более 53 млн раз.

Чтобы привлечь к проекту как можно больше школьников, открытые «Уроки цифры» проводятся в регионах. Администрации школ, причём не только российских, оповещают о предстоящей акции, чтобы в назначенное время желающие могли подключиться к онлайн-трансляции. Так, зимой 2021 года в «Уроках цифры» от VK по разработке компьютерных игр участвовали более 3 млн русскоязычных школьников из 130 стран мира. И примерно 30 000 взрослых, которые прошли обучение вместе с детьми.

Открытые уроки часто проводят первые лица компаний-партнёров и региональных властей. Например, в Белгородской области амбассадором проекта выступил вице-губернатор Евгений Мирошников, в Калмыкии — министр цифровизации Алексей Этеев, в Севастополе — министр цифровизации Александра Осипова, в Ленинградской области — директор департамента цифровой трансформации Андрей Сытник.

Академия искусственного интеллекта для школьников

Образовательный проект благотворительного фонда «Вклад в будущее». Первый урок от академии — «Искусственный интеллект и машинное обучение» — появился на сайте проекта в 2019 году. С тех пор его просмотрели более 4,5 млн раз.

Александр Ведяхин
первый заместитель председателя правления Сбербанка

За несколько лет нам удалось создать эффективную систему работы с юными талантами в сфере искусственного интеллекта и машинного обучения. Академия позволяет школьникам пройти увлекательный путь от первого знакомства с искусственным интеллектом до участия в профильной олимпиаде и возможности пройти стажировку в «Сбере». В академии ребята получают практический опыт в решении реальных бизнес-задач, причём благодаря воображению, гибкости мышления, нестандартным подходам справляются с ними не хуже взрослых дата-сайентистов. За 5 лет в соревнованиях по искуственному интеллекту, которые проводит академия, приняло участие уже более 20 000 школьников. Как показывает наше общение с ними, совершенствовать свои навыки в области искусственного интеллекта ребят заставляет не столько стремление получить в будущем востребованную и высокооплачиваемую работу, сколько желание внести личный вклад в реализацию прорывных научных и технологических проектов, важных для развития страны и мира.


Сегодня программы академии охватывают четыре направления:

  • Просвещение: занятия, недели высоких технологий и технопредпринимательства, лекции и выступления.

Задача — познакомить максимальное количество школьников с ИИ. По данным благотворительного фонда «Вклад в будущее», только за 2019 год около 10 000 учителей воспользовались уроками и рекомендациями академии, чтобы провести занятия для 3,7 млн детей.

  • Обучение: образовательные интенсивы и методические рекомендации для школ.

Академия проводит разнообразные интенсивы. Например, в апреле 2022 года с ИИ познакомились участники киберспортивной смены российского движения школьников. После серии занятий юные программисты смогли создать свои первые ML-модели (алгоритмы машинного обучения) для предсказания редкости покемона или исхода боя в Dota2.

Ещё один интенсив — онлайн-буткемп «Цифровой кентавр 2.0» — позволяет за 2 месяца окунуться в сферу ИИ и узнать, как он применяется в финансах, играх, медицине и транспорте. Занятия проводят специалисты-практики.

Опыт экспертов и материалы учебных программ Академии искусственного интеллекта использовали для создания методических рекомендаций по обучению основам искусственного интеллекта в средней школе. Они уже прошли государственную экспертизу и вскоре пройдут апробацию в учебных заведениях по всей стране.

  • Соревнования: состязания по совместному профилю «Искусственный интеллект».

Соревнования проводят во время «Национальной технологической олимпиады». Это одна из ключевых программ академии: школьники получают возможность попробовать себя в решении актуальных бизнес-задач. Начинание поддерживают ведущие технические вузы страны: НИУ ВШЭ, МГТУ им. Баумана, МФТИ, ИТМО, НГУ, ДВФУ, Иннополис, Московский политех, Санкт-Петербургский политех, Томский политех, МИРЭА, МИФИ, НГУ.

Фото: Christina @ wocintechchat.com /unsplash.com