secretmag.ru
Опубликовано 11 августа 2022, 16:16
3 мин.

Для чего нужен «Госключ». Как зарегистрировать бизнес, купить машину и заключить договор с вузом онлайн

В России благодаря нацпроекту «Цифровая экономика» внедряют мобильную электронную подпись в рамках инфраструктуры электронного правительства. С её помощью можно удалённо получить государственные услуги, оформить коммерческие сделки и зарегистрировать бизнес. Электронная подпись находится прямо в смартфоне — в качестве приложения Госуслуг «Госключ». Рассказываем, как это работает.

Для чего нужен «Госключ». Как зарегистрировать бизнес, купить машину и заключить договор с вузом онлайн

«Госключ» заработал в августе 2021-го. За год с его помощью россияне подписали более 400 000 документов.

Сначала функционал «Госключа» был совсем небольшим: можно было лишь заключить договор с оператором мобильной связи — зато дистанционно, посещать офис не требовалось.

С февраля 2022 года приложение начали использовать маркетплейсы: первой с «Госключом» интегрировалась онлайн-платформа «Авито». Посетители этой площадки сразу видят, есть ли у продавца подтверждённый профиль на портале госуслуг. Это сильно снижает вероятность мошенничества и недобросовестных действий.

К лету возможности приложения заметно расширились — сейчас с помощью «Госключа» можно онлайн подписывать документы на регистрацию бизнеса на сайте ФНС, заключить договор купли-продажи автомобиля, подписывать договор на платное обучение с вузом в рамках суперсервиса «Поступление в вуз онлайн».

Также Минцифры России запустило сервис, с помощью которого можно отправить документы с «Госуслуг» себе для подписания в «Госключе». С его помощью люди могут подписывать между собой акты выполненных работ или договор аренды недвижимости.

Как же работает «Госключ»

Приложение позволяет сформировать ключ и сертификат электронной подписи. Такой ключ создаётся, хранится и применяется только в приложении. Поэтому владельцу электронной подписи не нужны дополнительные СМС-пароли или USB-токены для подтверждения. С помощью ключа пользователь формирует электронную подпись под документом, который ему направляется в приложение.

Усиленная электронная подпись создаётся бесплатно — это займёт около одной минуты. Для работы в «Госключе» нужна подтверждённая учётная запись на «Госуслугах», её можно получить несколькими способами.

В «Госключе» можно получить два вида сертификатов:

  • Сертификат усиленной неквалифицированной электронной подписи (УНЭП). Её используют в обычном электронном документообороте — например, для подписания договоров с операторами мобильной связи или заявлений на «Госуслугах». УНЭП доступна всем, у кого есть подтверждённая учётная запись на «Госуслугах», — чтобы её получить в «Госключе», остаётся только скачать приложение и сгенерировать сертификат.

  • Сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Данный вид подписи является полным аналогом подписи от руки, и его используют, когда речь идёт о более ответственных сделках, в том числе с собственностью. Это самый надежный вид электронной подписи. Чтобы получить квалифицированный сертификат в «Госключе», дополнительно понадобится биометрический загранпаспорт нового поколения, который содержит чип с персональной информацией, позволяющей идентифицировать гражданина, и смартфон с NFC-модулем — чтобы считать информацию с чипа.

Минцифры подчёркивает, что «Госключ» соответствует всем необходимым требованиям безопасности. Есть сертификат ФСБ России о соответствии средств криптографической защиты информации, используемых в приложении, требованиям к средствам электронной подписи по классу КС1.

Без бумаги

Главная задача сервиса «Госключ» — сократить бюрократическую волокиту и внедрить безбумажный документооборот. «Это вполне логичный шаг вперёд. «Госуслуги» ориентированы на общение пользователя с государством, а «Госключ» дополнительно расширяет эту сферу коммуникаций. Теперь пользователи могут взаимодействовать между собой (к примеру, в процессе покупки машины), а также с бизнесом (договор с сотовым оператором). Не за горами кадровый электронный документооборот с работодателями и многие процессы, которые, по сути, отделены от государства, но вполне могут быть электронными», — рассказал член правления ассоциации российских разработчиков (АРПП) «Отечественный софт», директор московского филиала IT-компании «Контур» Кирилл Синицын.

«Процесс выпуска ключа занимает несколько минут, и это довольно удобно. Разработчики создают возможности интеграций для коммерческих компаний, а значит, в ближайшее время функциональность будет расширяться, процессов, где задействован "Госключ", станет больше», — подчеркнул член правления АРПП.

«Мобильное приложение "Госключ", которое реализуется благодаря нацпроекту "Цифровая экономика", — ещё один шаг к массовому электронному документообороту в РФ. Приобщать рядового пользователя к технологиям электронной подписи можно и нужно», — считает Product manager компании «Аладдин Р.Д.» (ведущий российский разработчик и поставщик средств аутентификации и защиты конфиденциальных данных) Тимофей Алексеев.

Массовые типовые услуги перегружают персонал госучреждений и коммерческих организаций. Сегодня всё это можно упростить, особенно в ситуациях, которые не связаны с большими рисками, отметил эксперт.

«Внедрение средств массовой электронной подписи поспособствует снижению издержек, связанных с документооборотом, а также повышению скорости предоставления и улучшения качества предоставляемых услуг. Кроме того, распространение электронной подписи для массовых сервисов подстегнёт интерес к технологии для решения более серьёзных задач, где цена ошибки высока», — считает Алексеев.

В Минцифры «Секрету фирмы» сообщили, что в течение 2022 года перечень сервисов, которые можно получать с применением «Госключа», ещё больше расширят. В частности, внедрят использование этого инструмента в кадровый документооборот, сделки по аренде недвижимости, договоры с ресурсоснабжающими организациями.

В будущем в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» в «цифру» переведут максимальное количество государственных, муниципальных, коммерческих услуг и сделают электронную подпись «понятным, удобным и простым инструментом для граждан», отметили в ведомстве.

Фото: unsplash.com