secretmag.ru
Опубликовано 09 августа 2016, 13:43

Заказное убийство: Портрет предпринимателя 1990-х в газетных некрологах

Эпоха, когда редкий день обходился без физического уничтожения бизнесменов

Россия превращается в «сверхдержаву преступности»

Заказное убийство: Портрет предпринимателя 1990-х в газетных некрологах

Россия превращается в «сверхдержаву преступности», жаловался в 1994 году президент страны Борис Ельцин. В тот момент, по данным МВД, 40% частных предприятий, 60% госкомпаний и 85% были связаны с оргпреступностью. Великая бандитская война первой половины 1990-х — самый неприглядный эпизод эпохи становления нового русского капитализма. «Секрет» восстанавливает её хронику по заметкам отдела преступности газеты «Коммерсантъ».

Читайте все тексты специального проекта «25 лет бизнеса в России»

Убийство бизнесмена Прохорова

«Убийство Михаила Прохорова — одно из первых в серии заказных убийств, начавшейся в 1991 году. Это преступление отличается от совершённых в последнее время непрофессионализмом действий организаторов и исполнителей. Сейчас между заказчиками и киллерами существует длинная цепочка посредников, преступники обычно поджидают жертв возле подъездов, где те, как правило, совершенно беззащитны, и убивают их из огнестрельного оружия. Самих исполнителей после совершения преступления также убирают».

«Коммерсантъ», 20 января 1994 года

Невозможно установить имя бизнесмена, ставшего первой жертвой эпидемии заказных убийств, которая сопровождала строительство нового русского капитализма. Но известно, какое из этих преступлений было раскрыто первым. В январе 1994 года Верховный суд получил материалы следствия по делу об убийстве коммерческого директора фирмы «Стрела» Михаила Прохорова.

В феврале 1991 года на северо-западе Москвы в реке обнаружили труп мужчины с привязанной к нему десятикилограммовой гантелей. Утопленником оказался 35-летний Прохоров. Следствие потратило три года, чтобы выяснить, что эта смерть должна была помочь руководителю «Стрелы» и двум его контрагентам скрыть от правоохранительных органов тривиальную махинацию на сумму 4 млн рублей (тогда — примерно $220 000). Получив подпись коммерческого директора на пустых бланках платёжных поручений, преступники хотели похитить деньги и списать кражу на него.

«Организаторы подключили к делу бывшего студента Московского авиационного института (МАИ), двух солдат-дезертиров и одного демобилизованного военнослужащего, — рассказывала газета "Коммерсантъ". — Под предлогом совершения сделки исполнители предложили Прохорову встретиться в номере общежития МАИ. Там жертву усыпили уколом в вену и отвезли к набережной Москвы-реки, где привязали к его телу груз и утопили подо льдом. По данным следствия, исполнение убийства было щедро оплачено».

О сумме, которую непосредственный исполнитель заказного убийства Андрей Логиновский получил в качестве гонорара, стало известно только в 1997 году, когда суд вынес приговор организаторам (получили от шести до девяти лет). Всего 20 000 рублей (тогда — менее $1000). Задаток — 1500 рублей. При этом Логиновский рассказал, что предлагал жертве откупиться за те же деньги, но Прохоров «не отреагировал».

«Нарастающий криминальный беспредел»

«Председатель ТОО "Гарант" Игорь Васильев вместе с сожительницей (с женой он давно живёт порознь) вышел из своей квартиры, которая находится на третьем этаже сталинского дома на проспекте Мира. Они направлялись в гости, однако на неосвещённой лестничной клетке их подкараулил мужчина и дважды выстрелил Васильеву в грудь. Вместе со своей спутницей раненый успел заскочить назад в квартиру, но упал и умер. Изучив личность убитого, следствие пришло к выводу, что необходимо проработать множество версий, поскольку Васильев принадлежал к ресторанной элите, чуть ли не ежедневно кутил в кабаках и часто поправлял здоровье после запоев в наркологических диспансерах. Установлено, что, несмотря на весёлый характер, в последние дни жизни Васильев чего-то опасался».

«Коммерсантъ», 22 января 1993 года

Рассказывая истории вроде этой, репортёры поначалу брали словосочетание «заказное убийство» в кавычки, но быстро освоились и перестали: в 1992 году только по официальным данным было совершено 102 таких преступления, в 1993-м — 289, в 1994-м — 562. Тем не менее, официальное признание проблема получила не сразу. МВД высказывалось в том смысле, что «многие коммерсанты невольно провоцируют правонарушителей на тяжкие преступления, не заявляя в милицию о рэкете и мошенничествах».

Заказное убийство: Портрет предпринимателя 1990-х в газетных некрологах

© © Georges DeKeerle / Getty Images

«Череда заказных убийств должна получить адекватную реакцию со стороны правоохранительных органов — позицию, которую они сейчас занимают, можно объяснить либо невозможностью, либо нежеланием остановить нарастающий криминальный беспредел», — говорилось в обращении на имя Бориса Ельцина, которое в декабре 1993 года распространила Ассоциация российских банков. «Напрашиваются серьёзные кадровые и структурные изменения в МВД и МБ России (Министерстве безопасности. — Прим. "Секрета"), — писали банкиры. — Сегодня отдельные руководители этих ведомств склонны рассматривать сотрудников банков как заведомых противников».

Через несколько дней после публикации этого письма представители МВД на специально созванной пресс-конференции признали, что в стране «участились случаи заказных убийств предпринимателей», и предложили бизнесменам «платные услуги по охране предприятий, перевозке ценностей и обеспечению личной безопасности».

Взрывы в Москве

«Борис Березовский получил несколько лёгких осколочных ран лица, шеи и глаз, а также ожоги кистей обеих рук первой и второй степени. В одной из московских больниц ему произвели первичную обработку ран (одну из них зашили "в косметических целях"), после чего отпустили домой. Через два часа Березовский из-за сильной боли в обожжённых руках вызвал скорую, и приехавшие врачи снова обработали ожоги».

«Коммерсантъ», 9 июня 1994 года

Покушение на Бориса Березовского — взрыв прогремел, когда его Mercedes выезжал с территории дома приёмов «ЛогоВАЗа», — не попало на первые полосы газет. «Коммерсантъ» темой дня назначил пресс-конференцию Анатолия Чубайса, на которой он заявил, что «чековая приватизация увенчалась полным успехом».

В 1994 году убийства бизнесменов — обыденное явление. Сообщения о них начали теряться в общем потоке захлестнувшего страну насилия. Всё чаще в ход шло уже не только холодное и огнестрельное оружие, но и миномётные мины, гранаты, самодельные бомбы.

7 июня, когда Березовский чудом избежал смерти, в Москве прогремел ещё один взрыв. ВАЗ-2106 генерального директора фирмы «Элита» Святослава Грецкого взлетел на воздух в паре километров от редакции «Коммерсанта» на улице Врубеля, и репортёры издания успели по горячим следам расспросить оперативников, которые «обнаружили осколки взрывного устройства между окровавленными ковриками на полу автомобиля».

Заказное убийство: Портрет предпринимателя 1990-х в газетных некрологах

© © Robert Wallis / Getty Images

Грецкому в тот день оторвало правую ногу и сильно повредило левую, о его дальнейшей судьбе ничего не известно. Жена предпринимателя, которую он подвозил, получила лёгкие ранения осколками стёкол. Согласно основной версии следствия «коммерсант подвергся шантажу, но не согласился на условия рэкетиров и взрыв стал местью».

Лишь за первые шесть месяцев 1994 года Федеральная служба контрразведки насчитала в Москве более 200 «преступлений, связанных с использованием взрывных устройств». Соратники Березовского назвали покушение на предпринимателя «терактом» и возложили ответственность на «силы, стремящиеся варварскими, преступными методами препятствовать становлению цивилизованного предпринимательства». Раскрыть преступление не удалось.

В организации покушения подозревали лидера ореховских Сергея Тимофеева (Сильвестра), но через несколько месяцев его самого взорвали в центре Москвы. Заказчиков и исполнителей не нашли.

«Быть посговорчивее и из-под крыши не уходить»

«Скорее всего, первой жертвой неизвестных киллеров стал телохранитель Олег Неправда. Преступники дважды выстрелили в него из ТТ, а после того, как патрон заклинило в патроннике пистолета, добили ножом. Выстрелы разбудили банкира. Он включил свет и открыл входную дверь. В этот момент на него и напали бандиты. Затащив в дом, они перерезали ему горло тем же ножом, которым добивали охранника. Уходя, убийцы вложили в руку Неправды использованный ТТ».

«Коммерсантъ», 21 июля 1995 года

К середине 1990-х профессия банкира стала одной из самых опасных. В 1995 году было убито более десяти владельцев и топ-менеджеров крупных финансовых организаций. Самое громкое убийство произошло 20 июля в подмосковном пансионате «Снегири». Его жертвой стал президент Югорского коммерческого банка и вице-президент Союза нефтепромышленников Олег Кантор.

Ещё в конце 1993 года «Югорский» Олега Кантора обслуживал крупнейшие нефтяные компании и обсуждал слияние с «Империалом» и банком «Российский кредит» в «единый супербанк топливно-энергетического комплекса». Но что-то пошло не так. «Крупные нефтяные компании были не согласны с политикой Кантора, который являлся сторонником концепции банка, акционерный капитал которого был бы распылён между множеством мелких акционеров», — писали в «Коммерсанте».

В 1994 году «Югорский» потерял основных клиентов и акционеров — в частности, компанию ЛУКОЙЛ. Быстро преодолеть кризис не удалось. Рассказывали, что в последний год своей жизни Олег Кантор был вынужден «активно крутить деньги оставшихся клиентов». За три месяца до его гибели в Москве застрелили вице-президента «Югорского» Вадима Яфясова. После этого от Кантора ушли пять из шести его охранников. Остался только верный телохранитель, бывший спецназовец Олег Неправда, но защитить шефа он не смог.

«В неформальных беседах с журналистами представители банковских кругов стали поговаривать, что Кантору следовало быть посговорчивее и из-под крыши ЛУКОЙЛа не уходить», — сообщал позднее «Коммерсантъ».

Заказное убийство: Портрет предпринимателя 1990-х в газетных некрологах

© © Georges DeKeerle / Getty Images

«Кто в Россию с инвестициями придёт...»

«Всё произошло очень быстро. Когда Пол Тэйтум спустился в подземный переход, в котором находится вход в метро, из-за колонны раздалась длинная автоматная очередь. Находившиеся в вестибюле люди в панике бросились врассыпную. Напуганные охранники Тэйтума упали на цементный пол. Упал и смертельно раненный бизнесмен. Убийца выбежал на улицу, бросил автомат и скрылся на белой "девятке". Никто не запомнил его примет. Охранники даже не пытались преследовать».

«Коммерсантъ», 5 ноября 1996 года

Совладелец гостиницы «Рэдиссон-Славянская» Пол Тейтум скончался по дороге в больницу — киллеры не оставили американскому предпринимателю ни шанса. Как позднее рассказывали его знакомые, покойный часто повторял такую фразу: «Кто в Россию с инвестициями придёт, от них и погибнет».

Следствие практически сразу назвало приоритетную версию. Тейтума убили, потому что «он оказался в центре конфликта между московскими и федеральными властями за право управлять пятизвёздочными гостиницами столицы».

Известно, что Пол Тейтум жёстко конфликтовал с партнёром Умаром Джабариловым, ставленником московских властей в совместном предприятии, которое управляло «Рэдиссон-Славянской». Но убийство «пионера американского бизнеса в России» (так его назвали в американском посольстве, когда узнали о случившемся) так и не было раскрыто.

По данным МВД, 1996 году в России было совершено 570 заказных убийств, раскрыто — 70.

В новом Уголовном кодексе, который был принят в том же 1996 году, в статье «Убийство» появился специальный пункт — «Убийство по найму». Вряд ли здесь есть прямая связь, но в последующие годы тренд пошёл на спад.

В прошлом году от рук преступников в России погибли 14 500 человек. «Заказными» суды признали только 28 убийств.

Читайте все тексты специального проекта «25 лет бизнеса в России»

Фотография на обложке: Александра Карелина / «Секрет Фирмы»