Марина Евгеньевна, 71 год: Космос, церковь, агентство персонала «Нянюшка»
Просто предприниматель«Вы знаете, у нас нет офиса — я работаю в коворкинге, это очень удобно», — с первой минуты разговора 71-летняя Марина Коссова, владелица агентства «Нянюшка»», создаёт образ современной бизнес-леди. На встречу к памятнику Александру Пушкину предпринимательница приходит после собеседования с будущими нянями, на ней строгая тёмно-синяя блузка, брюки, пальцы украшают аккуратные кольца. «Нянюшка» подбирает домашний персонал уже 18 лет, это одна из старейших компаний на рынке, её услугами за эти годы воспользовалось несколько тысяч семей. «У меня 15 толстых тетрадей исписано, в каждой — 200-300 клиентов», — сообщает Коссова и добавляет, что помнит практически всех — она же математик.
«Вы знаете, у нас нет офиса — я работаю в коворкинге, это очень удобно», — с первой минуты разговора 71-летняя Марина Евгеньевна Коссова, владелица агентства «Нянюшка»», создаёт образ современной бизнес-леди. На встречу к памятнику Александру Пушкину предпринимательница приходит после собеседования с будущими нянями, на ней строгая тёмно-синяя блузка, брюки, пальцы украшают аккуратные кольца. «Нянюшка» подбирает домашний персонал уже 18 лет, это одна из старейших компаний на рынке, её услугами за эти годы воспользовались несколько тысяч семей. «У меня 15 толстых тетрадей исписано, в каждой — 200–300 клиентов», — сообщает Коссова и добавляет, что помнит практически всех — она же математик.
Марина Коссова занялась бизнесом, когда ей было 53 года. До этого она много лет работала программистом, занималась разработкой бортовых систем, комплексов управления и навигации, других программных решений для космических аппаратов — в том числе для знаменитого «Бурана». Открыть и возглавить собственное дело заставила нужда — в 1990-е космическая отрасль рухнула. Сейчас у предпринимательницы 11 внуков и два правнука, ей нравится быть бабушкой, но потихоньку передавать дела племяннице Таисии Тюшагиной она начала совсем недавно. «Секрет» рассказывает историю этой удивительной женщины.
Бизнес от отчаяния
По первому образованию Марина Коссова педагог, но преподавателем в вузе проработала всего несколько лет. Из Магадана, где она выросла и вышла замуж, пришлось переехать в Москву (суровый климат не подходил дочке, которая в три месяца заболела пневмонией), в столице найти работу по специальности сходу не получилось, и Марина Коссова решила поменять профессию. Заинтересовавшись программированием, она поступила на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова, получила диплом и больше 20 лет проработала программистом — сначала на вертолётном заводе, потом в опытно-конструкторском бюро «Марс» (существует и сейчас), которое разрабатывает софт для космической отрасли.
После перестройки любимую работу пришлось оставить — за неё перестали платить. С мужем Марина Коссова к тому времени разошлась. Чтобы содержать трёх дочерей, двух школьниц и студентку с собственным ребёнком, приходилось трудиться одновременно на трёх-четырёх работах — будущая предпринимательница побывала и охранником, и репетитором, и поваром, и курьером, и страховщиком. В свободное время она успевала преподавать в воскресной школе и готовить младших дочерей к экзаменам по математике. Всё круто изменилось, когда на бирже труда ей предложили поработать няней.
Первым (и последним) работодателем стала состоятельная семья с трёхлетним мальчиком, и продержаться в ней получилось всего месяц. «Когда ты репетитор, к тебе относятся с уважением, а тут ты никто и ничто, — рассказывает Марина Коссова об этой работе. — В первый же день мамочка обратилась ко мне на «ты», хотя мои дочери — её ровесницы». Воспитанник оказался капризным, мог упасть посередине пешеходного перехода и заплакать, уложить его спать было невозможно. В довершение ко всему Марину Коссову обвинили в краже — пропали ключи. На следующий день пропажа нашлась в коридоре на полу, но перед няней никто и не подумал извиниться.
«Я сижу на любом дне рождения, и у меня рядом телефон лежит. Вдруг упущу заявку века?»
«Уволилась, иду по улице и плачу: опять денег нет, ничего нет, — вспоминает Марина Коссова. — В глубине души я тогда просто возопила: "Господи, больше эту нищету не могу выносить, просто не могу, уже край!" Села, подумала и вдруг решила открыть своё агентство — всё-таки у меня есть педагогическое образование, я троих детей вырастила». На регистрацию фирмы «Нянюшка» и рекламные объявления в газете предпринимательница потратила $300, отложенные на репетиторов для средней дочки.
Новый век
Через объявления в газете «Из рук в руки» Марина Коссова нашла и первых работников, и первых заказчиков. Полгода давала одно объявление раз в две недели, снимала офис на два часа в неделю у знакомых и продолжала подрабатывать, потому что всё заработанное вкладывала в рекламу. Всех кандидатов — нянь, и гувернанток, и сиделок, и поваров, и водителей — собеседовала лично. Наученная собственным опытом, Марина Коссова отказывала заказчикам, которые казались ей недобросовестными, — например, тем, кто просил в домработницы подобрать непременно молодую блондинку. К концу 1998 года заказов стало по-настоящему много, клиенты всё чаще стали приходить по рекомендациям, и предпринимательница наконец сняла офис, оставила подработки и начала заниматься исключительно делами агентства.
В первой половине 2000-х бизнес расцвёл. Сейчас в августе, перед началом учебного года, всё спокойно, но тогда телефон разрывался и приходилось нанимать помощников отвечать на звонки. Ещё в те годы Марина Коссова привыкла не расставаться с мобильным: «Я сижу на любом дне рождения, и у меня рядом телефон лежит. Говорю — заявка века, вдруг я её упущу?» На указанный на сайте телефон она и правда отвечает сама — даже когда сидит с внучкой на даче.
Сайт у «Нянюшки» появился ещё в 2002 году — компании повезло занять удачный адрес nurse.ru. Первую версию делал внук Марины Коссовой, но она подчёркивает, что всё равно ему заплатила — хоть и одна семья, а любой труд должен быть оплачен. Для второй версии сайта она наняла программистов, а потом опять вернулась к семейному подряду — последний вариант сделала дочь. С тех пор «Нянюшка» в основном рекламируется в интернете, а не в бумажной прессе, — сейчас это контекстная реклама «Яндекса» и Google. Марина Коссова сама периодически меняет ключевые слова.
К 2003 году предпринимательница заработала на квартиру в Нахабине и дом в подмосковной деревне Крюково. На работу в Москву стала ездить на электричке — всего 20 минут до «Тушинской». Тогда же Марина Коссова смогла позволить себе бухгалтера — до этого отчётностью приходилось заниматься самой.
«Денег лишних не было, потому что я всегда помогала семьям дочек, но и не было у меня никогда цели любой ценой добывать эти деньги, — рассказывает Коссова. — Ведь почему мы столько лет работаем без эксцессов? Потому что, если я вижу, что человек не подходит, никогда не пытаюсь впихнуть его в семью». По её словам, и к вопросу оплаты она подходит не совсем по-деловому. Готова ждать и месяц, и два, и три, потому что помнит, что когда-то нуждалась сама. Несмотря на то что она сама столько лет занимается бизнесом, к бизнесменам вообще Коссова относится скорее негативно, говорит, что на рынке подбора домашнего персонала слишком много недобросовестных агентств, и гордится, что деньги как таковые её не интересуют.
Комиссии «Нянюшки» зависят от срока контракта и давности сотрудничества с агентством — соискатель после устройства на работу платит 25–50% месячной зарплаты, заказчик — 10–50%. Что если клиент решит договориться с няней напрямую и не отдаст комиссию? Коссова говорит, что с таким не сталкивается, потому что заключить договор — в интересах работодателя. Если что-то пойдёт не так, он сможет обратиться в суд и «Нянюшка» понесёт ответственность — возместит ущерб или заплатит штраф. Пока таких случаев, к счастью, не было.
«Мне все равно, с кем говорить — с киргизкой из кишлака или с олигархом»
К 2005 году предпринимательница накопила достаточно денег, чтобы исполнить обет, который дала в Иерусалиме, когда возила туда тяжело болевшую дочь, и начала строить храм. Она и сейчас вкладывает деньги в этот свой проект, хоть и передала здание и землю РПЦ. Заказывает, например, такси батюшке, когда он приезжает на службу (от железной дороги до деревни 7 км). Службы проходят каждые три-четыре недели, Коссова всегда на них приезжает и после устраивает трапезу для прихожан. Когда я спрашиваю, какие у мецената отношения с местными жителями, она отмахивается: «Все видят, как я скромно живу — сама сажаю, кошу, хожу за грибами и за ягодами».
Кризиса 2008 года в «Нянюшке» не заметили — клиенты продолжали рекомендовать агентство друг другу, появились даже предложения от потенциальных партнёров. Но Коссова отказалась и до сих пор ни с кем не сотрудничает: «Мне очень часто предлагают, мол, давайте, будет совместная база. Но я никогда не иду на это. Как я могу отправлять на собеседование человека, которого я не знаю, в глаза не видела? Я же несу ответственность». Её метод — подробное личное собеседование с соискателем. Чаще всего ищут нянь, самые удачные кандидаты — женщины около 50 лет со своими детьми. У них не всегда есть профильное образование, зато есть опыт. Встречаются и исключения. Например, одной из лучших нянь стала москвичка, инженер по образованию, у которой нет своих детей — ей очень хотелось реализовать материнский инстинкт. Немало кандидатов из СНГ, последнее время появились беженцы из Украины. Средняя зарплата няни в месяц — от 30 000 до 70 000 рублей, зависит от возраста, образования, национальности, навыков.
Про своих соискателей Марина Коссова готова говорить часами: описывает нянь, которых передают из рук в руки, рассказывает, как заказчик женился на сиделке матери, вспоминает, как отправила потенциальных домработниц к писателю, а те наткнулись на голых курящих людей в квартире. И всё время повторяет, что главный рецепт удачного подбора — пообщаться с кандидатом и заказчиком: «Мне всё равно, с кем говорить — с киргизкой из кишлака или с олигархом».
Кулуарное агентство
В 2010-х годах развитие застопорилось: если раньше «Нянюшка» скромно росла каждый год, то теперь Коссова остановилась на отметке около 10–15 выполненных в месяц заказов. По её словам, сильно повлиял и кризис 2014 года — у среднего класса, на который ориентируется «Нянюшка», стало ощутимо меньше денег. А богатых клиентов, которые подбирают в дом по шесть человек сразу или по няне каждому ребёнку, у компании не больше 10%. Ещё в 2012 году Марине Коссова пришлось притормозить работу — она очень тяжело заболела и около года лечилась. Когда восстановилась, обнаружила, что её ООО закрыли за неуплату налогов — бухгалтер что-то напутала с платёжками. С тех пор предпринимательница работает как ИП.
«Если бы не реклама, не знаю, как бы мы выжили», — признаётся Марина Коссова. Сейчас в «Нянюшку» 50% заказчиков приходят по рекомендации, а 50% находят сайт в интернете. А вот поиск соискателей через рекламу Коссова уже давно не ведёт — в её базе несколько тысяч человек, из них около 200 постоянно работают в семьях.
«Одна из лучших нянь — москвичка, инженер по образованию. У неё нет своих детей — очень хотелось реализовать материнский инстинкт»
Возможно, предложения коллег по рынку об объединении баз помогли бы бизнесу вырасти, но Коссова в очередной раз повторяет, что не гонится за прибылью, и называет «Нянюшку» кулуарным агентством. Оборот у компании действительно небольшой — в год получается всего 2–3 млн рублей. Зато и издержки невелики — не больше 500 000 в год. От офиса Коссова отказалась чуть больше года назад и с явным удовольствием объясняет логику этого решения: «Самый дешёвый офис в центре стоит не меньше 25 000 рублей, так через год ещё и начинают реконструкцию делать, чтобы уже по 50 000 брать. Мне зять подсказал пойти в коворкинг. В офисе у меня выходило больше 2000 за рабочий день, причём я там бывала два-три раза в неделю. А здесь 800 рублей с восьми утра до десяти вечера. Красота!»
Другие предприниматели, работающие на рынке подбора домашнего персонала, считают, что «Нянюшка» всё делает правильно. «Индивидуальный подбор — это тяжёлый ручной труд, максимум в этом бизнесе — два офиса под одним брендом, — считает генеральный директор проекта "Помогатель.ру" Михаил Сорокин. — Масштабирование чревато полной утратой контроля. Во многих агентствах большая текучка менеджеров — каждый хочет, поработав годик, начать собственный бизнес».
Михаил Сорокин называет «Нянюшку» достойным игроком — в Москве только несколько компаний, которые работают так давно. Возможно, только агентства с такой долгой историей, как у «Нянюшки», и сумеют выжить на рынке, который всё больше уходит в интернет и меняется с кризисом. Круг людей, готовых платить за услуги кадровых агентств, сузился, и теперь они выбирают поиск на специализированных площадках.
Ещё бизнесу традиционных агентств угрожают сервисы, где можно найти «няню на час». «С кризисом люди стали экономить на нянях, они уже не могут себе позволить человека на зарплате, но держать пару-тройку знакомых бебиситтеров на почасовой оплате могут и хотят», — объясняет основатель сервиса по подбору бебиситтеров Kidsout Екатерина Кронгауз. Тем не менее она признаёт, что всегда будут семьи, которым нужна не просто няня, а полноценный член семьи. Марина Коссова гордится тем, что в свои толстые тетради записывает только таких.
Фотографии: Алёна Лозовская / «Секрет Фирмы»