10 января 2018 года в 16:13

Не дорезали: Как лучшие бренды Российской империи стали советскими

Печенье «Юбилейное», духи «Красная Москва» и другие истории

Не дорезали: Как лучшие бренды Российской империи стали советскими

Когда после революции к власти в России пришли большевики и всё стало общим, заводы и фабрики продолжили работать. Многие из них выпускали примерно то же самое — только худшего качества. А самые живучие бренды продержались до Перестройки и сейчас вовсю эксплуатируют традиции, которые им худо-бедно удалось сохранить. «Секрет» приводит несколько самых ярких примеров.

«Новая заря» / «Брокаръ и Ко»

Советский производитель парфюмерии №1 ведёт историю с 1864 года. А духи «Красная Москва» («тонкий, тёплый, благородный аромат с оттенком флёрдоранжа») не что иное, как изобретённый не позднее начала 1880-х «Любимый букет Императрицы».

До революции «Новая Заря» носила имя основателя предприятия — французского предпринимателя Анри Брокара. Ему не было и 30, когда он приехал в Москву открывать мыловаренное производство. Стартовый капитал составило вознаграждение, полученное за оригинальную технологию производства концентрированных духов.

Сделав имя на мыле (самым популярным было дешёвое «Народное» — по копейке за кусок ), в 1869-м Брокар построил за Серпуховской заставой парфюмерную фабрику. К концу XIX века продукция торгового дома «Брокаръ и Ко» пользовалась спросом даже в Западной Европе. В 1913-м предприятие было удостоено почётного звания — «Поставщик двора его Императорского величества». Брокара, правда, тогда уже не было в живых.

В 1917 году бизнес национализировали. Компания Брокара стала называться Замоскворецким парфюмерно-мыловаренным комбинатом № 5 и вошла в Государственный трест жировой и костеобрабатывающей промышленности (Жиркость). Название «Новая заря» появилось в 1922-м, в 1925-м возобновился выпуск «Букета императрицы» — под новым брендом.

«Новая Заря» работает до сих пор (теперь это ЗАО) и всё так же выпускает «Красную Москву».

«Советское шампанское» / «Абрау-Дюрсо»

Крупнейший российский завод шампанских и игристых вин, расположенный в Краснодарском крае. Именно тут появилось «Советское шампанское», без которого в Союзе не обходился ни один новогодний стол. Но началось всё гораздо раньше.

В 1870 году в 14 км к западу от Новороссийска, в районе впадения реки Абрау в горное озеро Дюрсо, началось строительство удельного имения императорской семьи. Практически сразу там стали возделывать виноградники, но крупное производство возникло уже в 1890-х.

В 1894-м в Абрау-Дюрсо появился подвал на 10 000 л вина, через три года таких подвалов было уже пять. В 1896-м под руководством французских виноделов была выпущена первая партия из 13 000 бутылок игристых вин. Спустя ещё два года было выпущено уже 25 000 бутылок русского шампанского под маркой «Абрау».

В 1920-м на месте бывшего императорского имения открылся винодельческий совхоз. Название «Абрау-Дюрсо» сохранилось. Руководителем назначили Антона Фролова-Багреева, который работал на заводе химиком ещё в начале 1900-х. Под его руководством была выпущена первая партия «Советского шампанского». Затем напиток с этим названием стали выпускать и другие предприятия.

После Перестройки совхоз «Абрау-Дюрсо» накрыл кризис. Возрождение началось уже в 2000-х, когда основным владельцем стал нынешний бизнес-омбудсмен и кандидат в президенты России Борис Титов (с 2012-го хозяйством заведует его сын Павел). В 2016-м компания продала более 29 млн бутылок — на 6,93 млрд рублей. Основной бренд — «Абрау-Дюрсо». Его маркетинг эксплуатирует дореволюционность и имперскость.

«Большевик» / «А. Сиу и К.»

Судьба крупнейшей кондитерской фабрики и одного из её главных хитов во многом перекликается с историей «Новой Зари». Начало бизнесу в середине XIX века положил французский делец, а самый известный продукт, печенье «Юбилейное», был создан в 1913 году — к 300-летию Дома Романовых.

В 1855 году молодой француз Адольф Сиу открыл кондитерскую на Тверской и за несколько лет накопил на запуск большого производства. Помимо кондитерских изделий, предприятие Сиу стало выпускать парфюмерию. В 1870-х торговый дом «А. Сиу и К.» стал мощной силой. Часть продукции шла на экспорт. Компания могла себе позволить строить многоквартирные дома для рабочих.

После революции Сиу с семьёй уехал во Францию. На хозяйстве остался только его сын Шарль. В 1918-м фабрику национализировали, Шарля Сиу выслали из страны. Сначала бывшая фабрика Сиу называлась просто Фабрикой №3, вывеска «Большевик» появилась в 1924-м. Производство косметики и парфюмерии свернули в 1927-м, а вот печенье «Юбилейное» в портфеле брендов осталось (и отчего-то его даже не переименовали).

В 1994 году «Большевик» купила французская Danone, в 2007-м она продала его американской Kraft Foods.

«Воды Лагидзе» / «Воды Тв-а М. Лагидзе»

Знаменитыми лимонадами Лагидзе на Ялтинской конференции союзных держав Иосиф Сталин угощал Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля. А в конце XIX века ими восхищались российский император и иранский шах.

История «Вод Лагидзе» началась в 1887 году, когда 18-летний грузинский предприниматель Митрофан Лагидзе разработал рецептуру фруктовых вод на основе натуральных продуктов. В 1900-м товарищество по производству фруктовых напитков, основанное Лагидзе, открыло в Кутаиси небольшой завод и наладил производство лимонада. Через 13 лет он стал поставщиком двора императора.

После революции фабрика Лагидзе продолжала работать, но в 1921-м её уничтожил пожар. В последующие несколько лет предприниматель делал сиропы для лимонада в подвале собственного дома, пока в конце 1920-х советские власти не построили в Тбилиси новый завод, руководство которым поручили Лагидзе.

Митрофан Лагидзе умер в 1960-м. Заводом продолжили руководить его потомки. Сегодня его возглавляет внук Митрофана Лагидзе Торнике Лагидзе. Предприятие выпускает сиропы для приготовления лимонадов по дедовским рецептам. Дела у него идут не очень — рынок наводнён подделками.

В начале 2000-х в расположенный в Ленинградской области Тихвинский лимонадный завод попытался наладить выпуск «Вод Лагидзе» по лицензии. В последние годы предприятие не работало, но в конце 2017-го объявило, что собирается возобновить выпуск в объёме 1 млн бутылок в день.

Самые важные новости и лучшие тексты «Секрета фирмы» — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Обсудить ()