secretmag.ru
Опубликовано 21 июля 2017, 16:19

Китайский миллиардер строил гибрид Apple и Tesla, и у него получилось. Ну, почти

Взлёт и падение LeEco и её основателя Цзя Юэтина

«Секрет» рассказывает, как Цзя Юэтин почти преуспел, пытаясь превзойти одновременно и Стива Джобса, и Илона Маска, и объясняет, что ему помешало.

Китайский миллиардер строил гибрид Apple и Tesla, и у него получилось. Ну, почти

На прошлой неделе автомобильный стартап Faraday Future отказался от строительства гигантского (более 900 000 кв. м) и очень дорогого ($1 млрд) завода под Лас-Вегасом, который уже в 2018 году должен был начать выпускать самые быстрые в мире электрокары. Власти штата Невада, конечно, расстроились, но вряд ли сильно удивились.

За несколько дней до этого шанхайский Народный суд высшей ступени заморозил счета китайского бизнесмена Цзя Юэтина, владельца этого конкурента Tesla. Причиной стали проблемы другого его проекта — компании LeEco, которую с подачи основателя называют китайской Apple. В 2004 году она начинала как онлайн-кинотеатр, потом стала производить умные телевизоры, затем — смартфоны. Выбившись в чемпионы на родном рынке, LeEco начала международную экспансию.

«Секрет» рассказывает, как Цзя Юэтин почти преуспел, пытаясь превзойти одновременно и Стива Джобса, и Илона Маска, и объясняет, что ему помешало.

Le début

«Философия LeEco — стать великой компанией или умереть, но не быть посредственной», — сформулировал Цзя Юэтин в одном из интервью. Удивительно, что человек с такими амбициями решился стать предпринимателем, когда ему шёл уже четвёртый десяток.

Будущий основатель LeEco и Faraday Future родился в 1973 году в городе Линфэнь на севере Китая. Он был третьим ребёнком в семье учителя и домохозяйки. В отличие от брата и сестры, которые окончили престижные вузы, Цзя Юэтин остался учиться на финансиста в родной провинции Шаньси.

Получив диплом, Цзя Юэтин около года работал налоговиком, затем несколько лет трудился в угледобывающей компании. Только после этого он открыл своё дело — стал продавать телекоммуникационное оборудование госпредприятиям.

Le.com

В 2004 году Цзя Юэтин запустил новый проект — онлайн-кинотеатр Le.com (в переводе с китайского — «счастье»), в основном скопировав его с американского Hulu.

Смотреть китайские фильмы, сериалы и телешоу на Le.com можно было бесплатно. Сервис зарабатывал за счёт рекламы, и через три года компания вышла в прибыль. Но позднее Цзя Юэтин всё-таки ввёл платную подписку, за что СМИ прозвали его проект китайским Netflix.

Китайский миллиардер строил гибрид Apple и Tesla, и у него получилось. Ну, почти

© © LeEco

С 2005-го Цзя Юэтин сам производит контент — этим занимается основанная им компания Le Vision Pictures. Среди её проектов — «Великая стена» с Мэттом Дэймоном и «Железнодорожные тигры» с Джеки Чаном. Ещё Le Vision Pictures продюсирует франшизу «Неудержимые» Сильвестра Сталлоне.

В конце 2010-го у Le.com было более 800 млн подписчиков. Настоящий Netflix, американский, важный рубеж в 100 млн платных пользователей преодолел только в этом году. Впрочем, в Китае есть и более крупные сервисы — на родном рынке Le.com не входит даже в топ-5.

LeTV

О том, как Цзя Юэтин от софта перешёл к «железу», рассказывают красивую историю. Якобы в 2012 году ему понадобилось всего пять минут, чтобы на каком-то мероприятии убедить главу Foxconn Терри Гуо, с которым он не был знаком, разработать вместе умный телевизор, чтобы составить конкуренцию Samsung и LG.

Тайваньский Foxconn — один из крупнейших контрактных производителей, который собирает гаджеты для Apple, Sony, HP и т. д. Но у него есть и свои проекты. Например, ему принадлежит компания HMD Global, которая владеет правами на бренд Nokia, и контрольный пакет в Sharp. Логично, что Терри Гуо нашёл идею Цзя Юэтина интересной.

Foxconn получил в совместном предприятии — компании LeTV — 20% акций. Также в проект вложился бывший руководитель Google China Ли Кай-Фу. Уже летом 2013 года вышла первая модель — Super TV X60. В 2014 году LeTV продала 1,5 млн умных телевизоров, в 2015-м — в два раза больше.

LeEco

Цзя Юэтину нравится слово «экосистема». В каждом интервью он повторял, что его цель — построить экосистему, в которой различные умные устройства были бы объединены общим софтом и сервисами. Наладив выпуск Smart TV, в 2015 году бизнесмен занялся смартфонами. Его компания вскоре стала называться LeEco, где eco — часть слова ecosystem.

Притом что идею, которую проповедует Цзя Юэтин, уже давно сформулировал Стив Джобс, китайский бизнесмен почему-то с самого начала противопоставлял LeEco и Apple.

Анонсируя один из первых своих смартфонов, Цзя Юэтин написал в китайском сервисе микроблогов Weibo программный пост, в котором упрекнул Apple в «надменном доминировании» и «торможении инноваций». К записи была прикреплена картинка с мультяшным Гитлером, у которого вместо свастики на плече было надкусанное яблоко.

Китайский миллиардер строил гибрид Apple и Tesla, и у него получилось. Ну, почти

Гаджеты LeEco удались. Внешне её Le1, Le1 Pro и LeMax напоминали айфоны (а стоили при этом в два раза дешевле), начинка была как у других топовых смартфонов на Android.

За один календарный год компания продала почти 10 млн устройств, заняв несколько процентов китайского рынка. Одной из фишек, с помощью которых LeEco продвигала свою продукцию, стал собственный музыкальный стриминговый сервис — аналог Apple Music.

Faraday Future

За телевизорами и смартфонами последовали другие умные гаджеты вроде VR-шлемов, но жемчужиной в экосистеме LeEco должен был стать продукт посерьёзнее — электромобиль. В начале 2016-го стартап Цзя Юэтина Faraday Future впервые показал электрокар, похожий на авто из последних фильмов о Бэтмене.

На презентации футуристичный FFZero1 не проехал и метра, но журналисты всё равно окрестили его «убийцей Tesla». Гипотетически он способен разгоняться до 100 км/ч менее чем за 3 секунды, а его максимальная скорость составляет 321 км/ч. Zero в названии указывает на нулевой уровень вредных выбросов (защита окружающей среды — ещё одна любимая Цзя Юэтином тема).

В апреле 2016 года компания презентовала концепт электроседана LeSEE, в январе 2017-го — электрокар-внедорожник FF91. Над этой моделью работали выходцы из BMW, SpaceX, Chevrolet, Lamborghini, Ferrari и Land Rover.

FF91

FF91

© © Faraday Future

На сцене выставочного зала в Лас-Вегасе FF91 отказался выполнить команду самостоятельной парковки. Когда Цзя Юэтин нажал на кнопку на двери кара, чтобы активировать автопилот, ничего не произошло. После мероприятия старший вице-президент по разработке Faraday Future Ник Сэмпсон пояснил, что автомобиль не послушался создателя, потому что крыша помещения поглощала сигнал управления.

Вскоре компания столкнулась с более серьёзными трудностями. В прошлом году она несколько раз замораживала строительство завода в Неваде, который должен был стать крупнейшим в мире. На прошлой неделе стало ясно, что он, скорее всего, не будет построен вовсе. До этого Faraday Future лишился ряда топ-менеджеров и ключевых сотрудников.

Перспективы «убийцы Tesla» с самого начала выглядели неочевидными. Но проблемы основного бизнеса Цзя Юэтина приблизили крах.

La fin

Всего год назад LeEco с большой помпой открыла российское представительство. Не успев толком наладить логистику своих гаджетов, она заваливала медиа рекламой, переманивала топ-менеджеров у конкурентов и делала много дерзких обещаний. За 2017 год компания LeRee, российская дочка LeEco, хотела продать не менее 1 млн смартфонов и занять 5% рынка, но пока счёт идёт на тысячи.

Так же бестолково LeEco действовала в Америке. Компания организовала пышную презентацию своих продуктов в Сан-Франциско, пообещала нанять 12 000 сотрудников, заплатила $250 млн за кампус, который до этого занимал Yahoo!, и начала переговоры о покупке американского производителя телевизоров Vizio за $2 млрд. В 2016 году LeEco надеялась выручить в США не менее $100 млн, но смогла заработать лишь $15 млн.

Неудачный старт за рубежом наложился на проблемы в Китае. Компания задолжала поставщикам комплектующих, и они один за другим начали замораживать поставки. В конце 2016 года Цзя Юэтин признал, что LeEco росла быстрее, чем позволяли её финансы, и сожгла слишком много денег. Ранее медиа обратили внимание на то, что в конце 2015 года бизнесмен заложил 85% своей доли в LeEco под обеспечение личных кредитов, которые он тратил на новые проекты: направление смартфонов и Faraday Future.

Объявив, что теперь LeEco начнёт жить по средствам, Цзя Юэтин демонстративно урезал себе зарплату до 1 июня ($0,15 в год). Но этот красивый жест, конечно, не мог спасти его империю от надвигающейся катастрофы. Как и $600 млн инвестиций, которые компания вроде бы вскоре подняла.

На следующий день после того, как суд в Шанхае наложил арест на счета Цзя Юэтина, он оставил должность председателя совета директоров LeEco (CEO он перестал быть в мае) и пообещал сосредоточиться на спасении Faraday Future. Проверки и судебные разбирательства в Китае и США легко могут его разорить, но бизнесмен продолжает строить планы. И находятся люди, которые готовы его поддержать.

Несколько дней назад к Faraday Future в качестве CTO неожиданно присоединился экс-глава подразделения электрокаров BMW Ульрих Кранц. Задача у нового сотрудника простая — и одновременно невыполнимая: начать серийное производство FF91 в 2018 году.

При участии Олега Хохлова