Опубликовано 01 июня 2017, 09:07

«Снимите с головы влагалище». Как русский рэп 30 лет выходил из подполья

И кто его оттуда вытаскивал

У баттла Versus больше миллиона подписчиков «ВКонтакте», у Versus Fresh Blood — 169 000. Это социальный лифт, дорога к большой рэп-сцене, которая когда-нибудь позволит ему больше не подрабатывать репетитором и сисадмином. Рэп, который 20 лет назад был в глубоком подполье, теперь слушают все — он собирает стадионы, клипы Oxxxymiron набирают миллионы просмотров. Некоторые даже считают, что это рэп выводит подростков на уличные протесты.

«Секрет» рассказывает, как за 27 лет русский рэп поднялся с кортов и заставил говорить и писать о себе.

«Снимите с головы влагалище». Как русский рэп 30 лет выходил из подполья

Во дворах на Лиговском люди сбиваются в кучу и трутся друг о друга то ли от холода, то ли от одиночества. На улице темнеет, они хотят попасть в бар «1703» — девушка по имени Кристина говорит, что там, внутри, все свои, и это единственное, что держит её в проклятом Петербурге, где она полгода проработала хостес в стрип-баре, но так и не стала счастлива. Только тут она может пить пиво, танцевать на барной стойке и представлять себе, что все вокруг — её большая семья.

Своих знают в лицо, а кого не знают — пускают по спискам. Косолапый мальчик с большой головой тоже хочет попасть внутрь, чтобы хоть с кем-нибудь сфотографироваться и взять автограф, но его отпихивают от дверей и говорят, что «это клуб, и надо соблюдать правила клуба». На дверях «1703» написано «#барвторойдом», но этот дом не для всех, и парень с большой головой остаётся за дверью.

Я тоже не своя, но у меня есть пароль — мне сказали, что я пройду внутрь, если скажу позывной «девушка-факел». Мне до последнего кажется, что это глупая шутка, но меня всё-таки пропускают в крошечное помещение, где с потолка капает вода, а люди, по-прежнему прижимаясь друг к другу, пытаются попасть в туалет.

Ваня Петунин — Walkie T — уже стоит в центре круга и про себя повторяет слова. Сегодня он сражается с Dom1no из Москвы и заготовил панч: «Я шёл к этому без продыху, подарил своей много шрамов судьбе. А ты, козёл, выбрал лёгкий путь. Ты взял и родился сразу в Москве». Здесь, на Versus, Петунин нервничает. Дома, в Краснодаре, он звезда рэп-баттлов Slovo, там зал качает, а тут его видят впервые. Для многих это просто цирк, и они ждут, когда ты выдашь идиотскую строчку, которая потом попадёт в паблик «ВКонтакте» «Рифмы и панчи», или получишь по лицу. С Walkie T такое тоже однажды было: он тогда сказал сопернику, что его щёки — это «пересаженная жопа гамадрила», и их пришлось разнимать. Но сегодня ему не хочется быть клоуном, он не для того объездил полстраны и сразился в десятках баттлов.

У баттла Versus больше миллиона подписчиков «ВКонтакте», у Versus Fresh Blood — 169 000. Это социальный лифт, дорога к большой рэп-сцене, которая когда-нибудь позволит ему больше не подрабатывать репетитором и сисадмином. Рэп, который 20 лет назад был в глубоком подполье, теперь слушают все — артисты собирают стадионы, клипы Oxxxymiron набирают миллионы просмотров. Некоторые даже считают, что это рэп выводит подростков на уличные протесты.

«Секрет» рассказывает, как за 27 лет русский рэп поднялся с кортов и заставил говорить и писать о себе.

«Снимите с головы влагалище». Как русский рэп 30 лет выходил из подполья

Совсем недавно в стране не было ни секса, ни частной собственности, ни рэпа. Всё появилось сразу: о том, как заниматься сексом, поют Дэн, Дельфин и Мутабор из группы «Мальчишник».

До этого россияне слабо представляли себе, что такое рэп — может, где-то урывками видели буржуазных отбросов в мешковатой одежде, которые что-то там гундосят. Внешне парни из «Мальчишника» выглядят примерно так же: в широких штанах и с цепями на шее. Правда, тексты и рифмы действительно примитивны: «Мы познакомились с чиксой, она была хороша — при взгляде на неё поднималась душа». На фоне сексуальной революции они становятся дико популярны: «Мисс большая грудь», «Секс без перерыва» — эти названия повергают постсоветских подростков-бунтарей в восторг. «Мальчишник» собирает стадионы, и в 1992 году в Москве спортивный зал «Дружба» на 3500 мест не может вместить всех фанатов.

Примерно тогда же из каждого магнитофона начинает звучать песня «Буду погибать молодым»: 12-летний подросток читает рэп про алкоголь, сигареты и ганджубас. Это мистер Малой и группа «Термоядерный джем» — ещё одни пионеры русского рэпа. Клип снимают за $150, и он выглядит как запись с видеокамеры допотопного мобильника. Но когда мистер Малой занимает второе место на конкурсе-фестивале «Поколение-94», ролик крутят по всем каналам.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Виктор Абрамов
Креативный директор Black Star

До перестройки все слушали рокеров, но, когда рухнул железный занавес, им стало просто не о чем петь — исчезла система, с которой они боролись, и они начали писать тексты про любовь. А людям всегда хотелось чего-то на злобу дня. Жизнь ускорялась, люди потребляли всё больше информации, и рэп стал самым актуальным жанром. Но русский рэп 90-х был довольно комичным — рифмовалась всякая чушь, что попало. Не хватало смысловой основы, социальной позиции. По форме это были заимствования с Запада, ничего своего.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

В 1994 году все узнают про группу Bad Balance. Её ещё в 1989 году основали брейк-дансеры из Донецка, но первое время они писали музыку, чтобы танцевать под неё. И только потом, увидев, что рэп в России вылезает из подполья, они решили переключиться на тексты.

«Многие не верили, что рэп на русском возможен. Мы взяли деньги, взяли не у кого-нибудь, а у питерских бандитов, и поехали писаться в Москву», — вспоминал потом лидер группы Влад Валов. В 1994 году выходит альбом «Налётчики Bad B» — он звучит агрессивно и остросоциально. Через два года выходит клип «Городская тоска», его показывают по центральному телевидению.

«Мы делали настоящий андерграунд и верили в то, что настоящий рэп должен быть», — скажет потом Валов. Выпустив альбом, Bad Balance уезжают в европейское турне вместе с зарубежными артистами, в России про них пишут в газетах и журналах, теперь рэп слушает уже вся страна. В 1998 году Валов возвращается и становится продюсером фестиваля Adidas Street Ball — на Красной площади собираются 100 000 человек.

Хоть Влад Валов и считает, что делает «настоящий андерграунд», постепенно Bad Balance становится попсой — масс-маркетом для тех, кто слабо представляет себе, что такое рэп. Вместе с новым участником группы Андреем Меньшиковым (Лигалайзом) Валов создаёт объединение «Bad B. Альянс» — что-то вроде первого в России крупного хип-хоп-лейбла. На него подписывают 16-летнего Кирилла Толмацкого — Децла. Его отец — Александр Толмацкий, известный продюсер, глава компании «Медиастар». У него есть связи на телевидении и очень много денег, так что лейбл «Bad B. Альянс» быстро становится успешным. Звезда №1 этого лейбла — Децл, песни ему пишет Влад Валов.

В 1999 году в головах у подростков вертится слоган «Пепси, пейджер, MTV — подключайся» — по телевизору без конца показывают рекламный ролик с Децлом в главной роли. Валов считается главой лейбла, но все знают: по-настоящему там всем заправляет Александр Толмацкий. Его рэп — коммерческий продукт для всей страны, Децл даже выступает на «Рождественских встречах» с Аллой Пугачёвой. Ценители западного рэпа презирают попсовых исполнителей из «Bad B. Альянса», исполнители некоммерческого, андерграундного рэпа — ненавидят.

В конце 90-х — начале 2000-х большинство россиян думают, что рэп — это комичный Децл и выкрики «йоу». Исполнители, не связанные с Толмацким-старшим, не могут попасть на телеканалы, русский рэп как жанр скомпрометирован. Через много лет, когда монополия распадётся, Валов скажет журналистам: «А потом я всё это увидел: увидел, как всё это заворачивают, переделывают, как терялась культура. Да, ты получаешь деньги, много денег. Деньги ничего не решают — не решают хип-хоп-задач».

Через несколько лет Децл поссорится с отцом и расскажет, что не мог распоряжаться собой, пока был лицом лейбла: «Во всём этом было какое-то унижалово. Ты понимаешь, что там уже обо всём договорились, а ты здесь практически никто». Он отрастит самые длинные дреды в стране и скажет, что «ушёл в андерграунд»: «Для рэпера телевизор — это очень скользкий путь. Первые каналы все эти, шоу и т. д.».

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Сергей Пименов
Продюсер

В первом клипе «Касты» «Мы берём это на улицах» я играл комичного персонажа по имени Доктор Рэп. Сюжет был такой: приезжают пацаны из Ростова и идут к большому боссу — крутому московскому продюсеру. Этот продюсер — такой дядя в пиджаке, он олицетворяет всё худшее, что есть в российском шоу-бизнесе. И у него на лейбле подписан этот самый Доктор Рэп — одиозный артист на лимузине. На меня навесили фальшивое золото, и я сыпал фальшивыми долларами. Это был образ артиста, который продал свою рэп-душу за деньги. Конечно, списанный с Влада Валова, их с Толмацким объединения.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Пока в Москве на вечеринке у Децла дома гуляет весь район, в Ростове читают совсем другой рэп — о жизни в провинциальных городах и о бытовых проблемах. Ростовские фанаты рэпа (их можно отличить по широким штанам) собираются «на сквозняке» — в открытом кафе в центре города. Они устраивают рэп-вечеринки в клубе «Команчеро» (это одна из двух дискотек в городе) и в парках. В 1999 году «Объединённая каста» — команда из пяти самых продвинутых ростовских рэперов — на собственные деньги записывает кассету «Трёхмерные рифмы», и альбом становится дико популярен на юге России.

Трое самых продвинутых рэперов из «Объединённой касты» — Влади, Шим и Хамелеон — приезжают в Москву. Теперь они называются просто «Каста». Выйдя из поезда, Влади оглядывается по сторонам и думает: «Какие все лохи вокруг. Тут можно просто грабить народ». Ростовские рэперы выигрывают фестиваль Rap Musiс — на фоне глянцевых рэперов из «Bad B Альянса» они выглядят настоящими.

Ведущий ростовской молодёжной радиостанции Сергей Пименов давно дружит с Влади и восхищается им. Однажды Пименов по делам оказывается в Москве и знакомится с Аркадием Слуцковским — тот работает директором по дистрибуции в компании «Видеосервис» и как раз собирается создавать музыкальный лейбл. Правда, хип-хопом он не увлекается и не планирует подписывать рэп-артистов. Но, услышав группу «Каста», понимает: надо рискнуть.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Аркадий Слуцковский
Продюсер

Я тогда в принципе не интересовался рэп-музыкой. Из русского рэпа я, как и большинство слушателей, знал только Bad Balance и мистера Малого. Но, прослушав демо альбома «Громче воды, выше травы», я вернулся к этой записи через неделю, потом ещё через пару недель. Тексты и музыка меня зацепили — в них было что-то сокровенное, какой-то провинциальный романтизм, непривычный для московского шоу-бизнеса. Ну кто ещё тогда читал о мужской дружбе?

Работать с артистами рэп-жанров было рискованно: в то время вокруг рэпа было много стереотипов. Я говорил знакомым из музыкальной индустрии, что начинаю работать с новым артистом. Они спрашивали: «В каком жанре?» Я говорил: «Рэп», и у них на лицах появлялись идиотские улыбки. Они все слышали Децла и Влада Валова и оценивали весь жанр по этим фигурам. Считалось, что другого рэпа в России быть не может, потому что это в принципе чуждая для нас культура. Но я чувствовал, что у «Касты» есть потенциал.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

«Снимите с головы влагалище». Как русский рэп 30 лет выходил из подполья

В 2000 году Слуцковский и «Каста» создают лейбл Respect Production и занимаются продвижением следующего альбома группы. Сначала все думали, что это будет не так уж сложно: придумать обложку, сделать фотосессию — и готово. Но всё не так просто.

Интернет ещё не особо развит, и телевидение — не только главный, но и почти единственный инструмент влияния и продвижения. На главном музыкальном канале «Муз ТВ» «Касту» ставить не хотят — возможно, под влиянием Толмацкого. В 2002 году в Respect Production приходит ещё один продюсер — Виктор Абрамов, который специально приехал из Владивостока, чтобы работать с «Кастой». Он бегает по всей Москве с рюкзаком, набитым дисками «Касты», и пытается вручить их хоть кому-нибудь из программных директоров радиостанций или сотрудников телеканалов.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Виктор Абрамов
Креативный директор Black Star

Нам говорили: «Зачем вы нужны? Есть же Децл». Программные директора не верили в нас и убеждали, что такая музыка никогда не будет популярна. У нас не было никаких рычагов воздействия на шоу-бизнес и разные премии. Сначала нас поддержал только телеканал MTV — он всегда был прозападным, и там понимали, что раз на Западе есть качественный рэп, то он может быть и у нас.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Аркадий Слуцковский
Продюсер

Сейчас мне смешно вспоминать комментарии отцов российского шоу-бизнеса. На ТВ-6 была передача «Земля-воздух», где сидели эксперты и программные директора. И когда там выступала «Каста», Михаил Козырев с «Нашего радио» сказал что-то в стиле: «Ребята, ну какой же вы рэп, я вот жил в Нью-Йорке и знаю: вы никакого отношения к рэпу не имеете». Он сказал, что то, что делает «Каста», – это не рэп, и его представлению о жанре больше соответствует группа «Кирпичи». Александр Пряников с «Русского радио» заявил, что ему кажется, что у «Касты» нет яиц. Тогда я понял, что не нужно ориентироваться на столпы индустрии — надо слушать себя.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Влади
Участник группы «Каста», глава лейбла Respect Production

Открытого противостояния с компанией «Медиастар» у нас не было. Их главным артистом был Лигалайз, а он наш старинный товарищ, который поддерживал нас на первых порах, и мы с ним никогда не враждовали. С Децлом мы были просто идейно не близки, а с Александром Толмацким вообще не имели никаких пересечений.

Тогда, в 2000-х, мы чувствовали себя прекрасно и думали, что делаем хип-хоп-революцию. Ещё чуть-чуть, и все стены падут. Нам важно было мнение наших слушателей, и их приём показывал нам, что мы всё делаем правильно. Только вот денег было немного. «Касты» и сегодня нет на радио, но зато все знают, что рэп — это главная молодёжная музыка прямо сейчас. Если мы к этому изменению имели отношение — отлично.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

И всё-таки Respect Production постепенно пробивается наверх: на лейбл подписываются «Ю.Г» и Noize MC, а в 2002 году на экраны выходит боевик «Антикиллер» с саундтреком от «Касты».

Это происходит случайно: сначала предполагается, что трек «Горячее время» прозвучит в фильме, но основной саундтрек исполнит Дельфин или Линда — кто-то из главных звёзд сцены. Но с ними происходит несостыковка, а песня «Касты», написанная для «Антикиллера», покоряет всю съёмочную группу. После выхода фильма клип на песню «Горячее время» три недели подряд возглавляет хит-парад MTV, а в 2004 году группа получает приз на MTV Music Awards. В преддверии голосования «Касту» постоянно показывают на телеканале, но продюсерам намекают: не надо обольщаться. Исследования показывают, что зрители делают звук тише, когда в эфире звучат рэп-композиции — их тяжелее воспринимать на слух, а поэтому, когда премия закончится, «Касты» в эфире станет намного меньше. И тогда продюсеры принимают историческое решение — они уходят в интернет.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Аркадий Слуцковский
Продюсер

Лейбл расширялся, но в будущем рассчитывать было особо не на что. Допустим, 10 000 человек знали о существовании «Касты». Это значит 500-1000 реальных потребителей. Маловато для настоящей известности и коммерческого успеха. Нужно было расширять аудиторию, но не тиражировать жанровых стереотипов. Журналисты поддерживали лейбл, но были ограничены в средствах: нельзя было предоставлять информационное пространство больше, чем двум-трём тематическим артистам. Стереотип, что в России не может быть настоящего рэпа, никуда не делся. Рэп-индустрия по-прежнему выглядела довольно бедно, и нужно было её развивать. И тогда мы решили, что надо создать собственное медиа. В конце 2002 года Respect Production за $2000 купил домен Rap.ru, ещё какое-то время мы писали сайт, создавали модель, а в 2004 году запустились.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

«Снимите с головы влагалище». Как русский рэп 30 лет выходил из подполья

На Rap.ru публикуются рецензии и переводы западных статей. С 2005 по 2010 год поклонники рэпа начинают день с этого сайта. На нём выходит всего по две новости в день, а когда писать не о чем, пишут про Эминема. И всё-таки это первое профессиональное СМИ, посвящённое русскому рэпу. И хотя сайт принадлежит Respect Production, авторы не пиарят своих, а стараются охватить всю рэп-сцену. «С самого начала мы понимали, что писать только о своих артистах — путь в никуда. Поэтому важно было сделать площадку, на которую все получили бы доступ», — объяснит позже Виктор Абрамов.

Интернет теперь почти в каждой квартире, и поклонники рэпа перекочёвывают в Сеть. Параллельно с Rap.ru развиваются форумы «Касты» и Hip-Hop.ru. Рэперы-любители дома записывают свои треки и выкладывают на обсуждение. 24 февраля 2004 года пользователь под ником Лондон создаёт тему «Русский рэп: снимите с головы влагалище».

Через несколько лет Лондон станет Oxxxymiron — осенью 2017 года он даст концерт в «Олимпийском».

В своём посте Лондон спрашивает: «Вы читаете рэп? Да. Это баттл-рэп? Нет. Значит, это графоманские стихи, положенные на бит». Так в русском рэпе всё опять кардинально меняется. Когда чуть позже, в конце нулевых, в России начинают звучать треки Oxxxymiron — агрессивные, суровые, с описаниями лондонских трущоб, подростковых наркотрипов и нездоровых отношений, — это попадает в точку.

Публика снова находит андерграунд в треках Oxxxymiron. Позже новая рэп-звезда скажет, что его главным двигателем была ненависть — и к неустроенному эмигрантскому быту, и к «тому, во что превратили русский рэп».

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Дмитрий Егоров
aka Габонская гадюка

Я был генеральным директором Hip-Hop.ru и очень активно во всём этом участвовал. Когда появился Oxxxymiron со своим легендарным постом про влагалище, мы собрали пару десятков участников и начали делать онлайн-баттлы: придумывали тему, каждый из участников должен был на эту тему написать трек и прислать, а мы сидели в жюри и отбирали победителей. Почти все эти победители потом стали известными рэперами. К четвёртому баттлу у нас уже было полсотни участников, а к пятому — в 2004 году — больше 100 человек. Посещаемость сайта дико поднялась, я надевал костюм, приходил к рекламодателям с серьёзным лицом, и они были в шоке от того, какой у нас трафик. К шестому баттлу сайт Music.lib — хранилище, куда скидывали треки, — лёг, не выдержав напора пользователей.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Появились Rap.ru, форум «Касты» и Hip-Hop.ru, и все стали тусоваться там. Бледный, Гуф — их всех тогда ещё звали по-другому, и они сидели на форуме Hip-Hop.ru. Тогда, с развитием интернета, стало можно выкладывать и скачивать пиратскую музыку, и мы целыми днями этим занимались. В это время российские рэперы думали, что поют о «пацанских» вещах, они пытались подражать зарубежным исполнителям, но не знали сленга и не понимали, что за рубежом очень грубо шутят про мам, используя двойные рифмы и сложные поэтические ходы. В России всё это было куда мягче и проще. И вот на Hip-Hop.ru стали приходить дети эмигрантов из Америки и Германии — это были просто маленькие задроты без права голоса в обычной жизни, но тут, в интернете, они не боялись высказываться и открыли поклонникам русскоязычного рэпа правду: на самом деле рэперы-афроамериканцы из Штатов поют совсем про другое.

«Снимите с головы влагалище». Как русский рэп 30 лет выходил из подполья

Теперь для всех очевидно: за баттл-рэпом будущее. Баттлы проводят на фестивалях «Snickers Урбания», а в 2010 году стартует фестиваль «Битва столиц». В 2008 году на «Муз-ТВ» появляется шоу «Битва за респект». Rap.ru писал про него: «Сейчас, когда хип-хоп, как в резервацию, загнан в границы интернета, когда молодые группы бьются лбом в непреодолимую стену "формата", когда каждый второй артист жалуется на отсутствие продюсеров, готовых заниматься жанром, — именно сейчас как никогда важно появление такого проекта. Вот он, шанс завязать отношения с лейблами, дистрибьюторами, продюсерами». Победителю обещают ротацию на «Муз-ТВ» и Next FM, за участниками следит вся страна. «Люди, которые о нас не знали, начали искать и слушать наши песни», — говорит победитель первого сезона Ант.

В третьем сезоне на съёмки «Битвы за респект» приезжает премьер-министр Владимир Путин, и победитель сезона Жиган приветствует его: «Владимир Владимирович, респект вам и уважуха».

Никогда ещё российский рэп не получал столько внимания.

В финале рэпер Дуня читает о своих родных местах и о том, что Россия «подарила» их Украине: «Я был Маугли, а джунглями был Крымский полуостров», но это не вызывает истерики, ожесточения и споров в интернете. В это время на Крым большинству наплевать, а тема третьего сезона — здоровый образ жизни, а вовсе не особый путь России.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Виктор Абрамов
Креативный директор Black Star

Русский рэп уже был известен в интернете, но мы всё ещё работали для очень узкой постоянной аудитории — 200 000 — 300 000 человек, и нужно было расширяться, выходить за рамки. «Битву за респект» я придумал, чтобы показать массовому зрителю, как на самом деле выглядит хип-хоп. Сначала телеканал «Муз-ТВ» не собирался снимать шоу, но потом появился спонсор. Идея и название принадлежали мне, так что я стал сопродюсером проекта. Первый сезон выглядел скорее как «Песня года — 86» — я про декорации и качество съёмки. Неожиданно рейтинги оказались очень высокими, а многие участники проекта — до сих пор рэп-звёзды. Когда на третью битву приехал премьер-министр Путин, стало понятно: рэп-культура стала общепризнанным явлением.

Тогда идея сделать шоу, посвящённое здоровому образу жизни, выглядела неожиданно, сейчас бы это восприняли как должное. Третий сезон снимали при поддержке Минздрава. Тогда его возглавляла Голикова, и у неё была активная команда, которая не боялась экспериментировать. Им было важно оценить результаты своего труда, получить какой-то отклик. И я предложил посчитать, сколько людей подадут заявки на участие в битве, посвящённой ЗОЖ (для участников соблюдение здорового образа жизни было обязательным условием), отследить, в каких регионах это было популярно. Мы тогда сняли нарезку из разных выпусков — вроде социальной рекламы. Думали, её покажут президенту Медведеву и он приедет на передачу. Но из администрации пришёл ответ, что это не их формат. Зато на заседании министров Голикова передала видеоролик Путину, и он вдруг заявил, что ему это интересно и он приедет. Это всё было немного сюрреалистично: он стоял рядом со мной, я ему говорил: «Я вам буду давать микрофон и призы», и он всё понял и ни разу не ошибся.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Телевидение неминуемо превращает андерграунд в мейнстрим. На «Битве за респект» нельзя материться, участники не унижают друг друга и не шутят про мам. Вся страна смотрит «Муз-ТВ», но молодёжи с Hip-Hop.ru понятно, что это не то. На «Snickers Урбании» и других брендированных площадках тоже особо не разгуляешься, так что молодые эмси устраивают уличные фристайл-баттлы в Москве и Петербурге. Один из первых называется «ХУЯКС».

В октябре 2012 года в Краснодаре появляется рэп-баттл Slovo: его проводят в старом промышленном здании, в первых выпусках, выложенных на YouTube, не настроен звук. Это настоящий андерграунд — то, чего многим поклонникам рэпа в очередной раз стало не хватать. Видеоролики мгновенно становятся популярны по всей стране, с каждым выпуском качество записи всё улучшается, а промышленная зона превращается в креативное пространство «Ангарт».

В 2013 году в интернете появляется совместная фотография L’One, Oxxxymiron, St1m и СД со съёмок «секретного рэп-баттла» в Петербурге. Они готовят новый проект во дворах Лиговского проспекта — это промышленная зона в самом центре города, изолированная от остального мира. «Атмосферу этого места с его обветшавшими кирпичными стенами и закоулками, подозрительными личностями и преимущественно ночной жизнью можно описать одним-единственным словом — нуар», — говорит Oxxxymiron.

Первый выпуск Versus выходит в сентябре 2013 года: Гарри Топор и Billy Milligan поливают друг друга грязью, зрители в ужасе и восхищении. В 2015 году баттл Oxxxymiron и Джонибоя набирает больше миллиона просмотров за сутки. Постепенно Versus по просмотрам начинает обгонять самые популярные американские баттлы: сейчас на канал Versus в YouTube подписаны больше 3 млн человек, а на американский аналог KOTD — меньше 1 млн.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Дмитрий Егоров
aka Габонская гадюка

Поколение детей-задротов с рэп-форумов выросло и начало делать свою движуху. Им не хотелось на телевидение — там не было свободы, но онлайн-баттлы, когда участники просто заливают свои треки в интернет, уже были неактуальны — надо было вернуться в офлайн. В Versus с самого начала участвовали St1m и Oxxxymiron — их все знали, поэтому баттлы смотрели с первых же выпусков. Некоторые участники, которые раньше не участвовали в баттлах, всех поразили. Например, про Гарика Топора все знали, что это чувак, который поёт про кровь и кишки. Но никто и не думал, что он умеет баттлить. Участников для каждого выпуска тщательно отбирают. Тем, кто не в теме, кажется, что рэп-баттлы — это поток агрессии, но организаторы следят, чтобы всё было красиво и зрелищно, без ухода в скандалы и драки.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

«Снимите с головы влагалище». Как русский рэп 30 лет выходил из подполья

Рэп поднялся с кортов, now it’s official. Мирон Фёдоров, который когда-то писал заумные посты на Hip-Hop.ru, осенью будет выступать в Олимпийском и, судя по всему, соберёт 20 000 зрителей. Если верить текстам Oxxxymiron, андерграунд для него — это «средство передвижения». В 2015 году он выступал против продюсерских компаний и лейблов, которые накладывают на артиста ограничения и обязанности взамен на раскрутку. Теперь он исполнительный директор Booking Machine и собирается заняться менеджментом артистов. Правда, он подчёркивает, что его агентство — это не лейбл, ущемляющий свободу артистов: «Мы структура нового типа, для которой пока нет устойчивого названия: организация концертов под ключ, плюс свой менеджмент, плюс своя реклама». Но всё-таки это выглядит как заявка на построение новой рэп-империи.

«Каста» — тоже среди законодателей рэп-индустрии. Лейбл Respect Production — всё ещё один из самых влиятельных российских лейблов, и его возглавляет Влади. На лейбл подписан известный белорусский музыкант Макс Корж, а сама «Каста» в мае выпустила новый альбом «Четырёхглавый орёт», который журналисты называют «самой правдивой русской рэп-записью года». Песни, как и раньше, рассказывают о бытовых проблемах, только в них стал заметнее социально-политический подтекст: «И пускай ярмо тяжело, но у нас есть скрепы», «Чё ты как чёрт, чё ты не патриот?» Впрочем, Влади отказывается считать этот альбом социально-политическим: «Там есть такие песни, но их не большинство. Разумеется, и времена такие наступили. А вообще, когда в компании появляется один или два человека, которые горят этой темой, то они как-то зажигают остальных, предлагают эти темы, продвигают. Так у нас и получилось. Нас же в группе четверо, и, чтобы жить мирно, мы постоянно голосуем».

Во многом «Каста» осталась всё так же близка к народу, но сам Влади говорит, что 15 лет назад они были совсем другими людьми: «У нас есть песня со словами "Человек регенерируется за семь лет, клеток, из которых состояли мы, совсем нет". Это действительно так, и, как мне кажется, с теми людьми у нас остались только базовые сходства».

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Влади
Участник группы «Каста», глава лейбла Respect Production

Наш лейбл во многом отличается. Я одновременно и продюсер, и артист, и мне понятно, почему артист не хочет и даже не должен делать какие-то вещи. Продюсер, у которого нет опыта на сцене, может такое не почувствовать. А главное — мы приглашаем на лейбл не тех, из кого нужно что-то лепить, а уже готовых артистов. И если артист не согласен с какими-то нашими предложениями, мы не тыкаем пальцем в контракт. И всё-таки многим артистам лейблы необходимы. Конечно, до определённого момента сам артист может организовывать концерты самостоятельно или с помощью друга, отправлять музыку в iTunes, заказывать и продавать мерч. Многим этого будет достаточно, сегодняшние рэперы часто не стремятся на радио или телевидение. Им не нужны пиарщики, достаточно администратора в паблике «ВКонтакте». Но если кому-то не хочется этим заниматься? Если артист хочет на радио? Или готов заниматься только творчеством и вообще не готов разбираться с монетизацией и съёмками?

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Тем временем Виктор Абрамов, который когда-то бегал по городу с рюкзаком, набитым дисками «Касты», теперь отвечает за креатив в компании Black Star, принадлежащей рэперу Тимати. Black Star — это не только музыка, но и линия одежды, и бургерная, в которую постоянно стоит гигантская очередь. При этом лейбл остаётся одним из самых влиятельных в стране, а заодно и одним из самых патриотичных. Когда-то Тимати эксплуатировал образ тусовщика и золотой молодёжи. Но теперь мода изменилась, а вместе с ней и Тимати. Сегодня Black Star устанавливает по Москве турники, лицо лейбла снял золотые цепи с шеи — он патриот и семьянин: «Я вижу, что ставка, которую я сделал на Владимира Владимировича, оправдалась абсолютно по всем показателям. Конечно, невозможно поменять в одночасье всю страну. Но есть хорошие предпосылки».

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Виктор Абрамов
Креативный директор Black Star

Лет пять назад мы с Пашу (генеральным директором Black Star) и Тимати поняли, что luxury-сегмент — это тупик, да он и сам устал от этого имиджа. Мы тогда сказали Тиму: «Давай покажем тебя настоящего». Мы очистили его образ от всякой мишуры. Бывает такое, что проще создать нового артиста, чем провести ребрендинг старого. Но не в этом случае — у него оказалась достаточно мощная сила воли, чтобы изменить привычный ход вещей, провести работу над собой, изменить отношение к самому себе. И это не новый имидж — просто Тимати стал настоящим. Ярким музыкантом, семьянином, серьёзным бизнесменом, который даёт другим людям работу. Он начал говорить то, что думает, и это был смелый шаг, многие двери тогда для него закрылись. Но всё-таки было ясно, что тренд на гламур прошёл, а быть самим собой — гораздо лучше.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Абрамов, как и все бунтари, когда-то выступавшие против «попсового» Валова и «денежного мешка» Толмацкого, повзрослел и изменился: «Вокруг Black Star 30 млн контактов, это мейнстрим, — говорит он и признаётся, что давно уже ни в одном интервью не вспоминал про "Битву за респект" и первые шаги "Касты": — Для меня важно жить сегодняшним днём и делать свою работу хорошо».

В жанре происходит очередная смена поколений. В марте российский чарт MTV возглавил рэпер Хаски — Дмитрий Кузнецов — со своей «Панелькой». Продюсер Максим Фадеев предрекает, что однажды Хаски заберёт сегодняшнюю аудиторию Oxxxymiron, а сам Oxxxymiron пишет в Twitter, что Кузнецов — «дико самобытный персонаж». Он не подписывался на лейблы и не выступал на телеканалах, но сегодня это уже необязательно — клипы Хаски собирают сотни тысяч просмотров на YouTube. При этом сам он утверждает, что у него нет денег купить одежду и вообще он против потребительства, поэтому ходит в спортивных штанах, которые достались ему бесплатно.

Когда я созваниваюсь с Хаски, он говорит по мобильнику приятеля и поясняет, что своего телефона у него нет. На вопрос, как он сам относится к своей популярности, только хихикает: «Мне кажется, это какая-то ошибка, поспешные выводы. Я понимаю, что это признание может уйти, это просто мода».

Ещё один герой эпохи YouTube — Pharaoh, депрессивный блондин, на чьи концерты подростки сбегают из дома. После концертов он выпивает «три-четыре стакана водки» и идёт спать. По его словам, он то чувствует себя мёртвым среди живых, то живым среди мёртвых и вечно балансирует на грани между эйфорией и депрессией.

Креативный директор Black Star называет это новое поколение «инди-самородками» и не воспринимает их как конкурентов — скорее как некий вектор, по которому можно отследить, что нужно аудитории. Для продюсера Сергея Пименова они очередные «молодые парни, которым нужно всё сломать, сжечь и построить по-новому, и потом кто-нибудь из них станет большим лейблом, потому что это история вне времени, которая всегда повторяется».

Русский рэп появился в одно время с современной Россией, и в нём были свои лихие 90-е и свои монополисты, свой мейнстрим, подпольщики и революционеры, а теперь есть и потерянное поколение, получившее в руки информационную пушку, сравнимую с федеральным телеканалом, — YouTube, но категорически не знающее, как с её помощью что-то менять.

Фотография на обложке: Instagram