Тёмные волокна: Кому «Телеком биржа» сдаёт в аренду километры кабеля
И зарабатывает сотни миллионов рублейФинансист Александр Вахтин и выпускник бизнес-школы Сколково Василий Пименов занимаются на московском рынке телекоммуникационных услуг малопонятным для обычного человека бизнесом. Их компания “Телеком биржа” сдает в аренду “темные волокна”, которые практически на вес золота для многих компаний, которым нужна качественная бесперебойная и безопасная связь. За последние четыре года предприниматели проложили под улицами Москвы 1000 км собственной оптоволоконной сети, которая не загружена огромным количеством сервисов, как, например, у сотовых операторов или интернет-провайдеров, а ориентирована под сдачу в аренду.
Финансист Александр Вахтин и выпускник бизнес-школы «Сколково» Василий Пименов занимаются на московском рынке телекоммуникационных услуг малопонятным для обычного человека бизнесом. Их компания «Телеком биржа» сдаёт в аренду «тёмные волокна» компаниям, которым нужна качественная бесперебойная и безопасная связь. За последние четыре года предприниматели проложили под улицами Москвы 1000 км собственной оптоволоконной сети, которая не загружена огромным количеством сервисов, как, например, у сотовых операторов или интернет-провайдеров. Сейчас «Телеком биржа» обслуживает более 200 крупных клиентов, среди которых много известных банков, десять московских дата-центров (центров хранения и обработки данных), сотовые операторы, а также компании с большим объёмом трафика — например Mail.Ru Group, «ВКонтакте» или РБК. В 2015 году выручка «Телеком биржи» составит около 400 млн рублей.
Осечка
Александр Вахтин закончил технический факультет в Бауманке и экономический — в технологическом университете имени Циолковского. Параллельно он работал в финансовом департаменте АФК «Система», потом возглавил бухгалтерию одного из девелоперских проектов холдинга. Карьеру связиста Вахтин начал в финансовом блоке оператора связи «Синтерра», там он и познакомился с Василием Пименовым, работавшим в «Гарс Телеком». Сейчас обе компании приобретены «Мегафоном», а в 2007–2009 годах они снимали сливки на новом рынке — рынке корпоративных услуг связи.
Именно в недрах «Гарса» зародилась идея создания «Телеком биржи» — онлайн-площадки, где операторы могли бы обмениваться ресурсами. Речь шла о каналах, портах, кабелях, оборудовании. Согласно данным «СПАРК-Интерфакс» компания была зарегистрирована на сотрудника «Гарс Телеком» Михаила Сергеева. Инвестиции в проект составили 1 млн рублей, а отбить их планировалось за счёт процента от сделок. Однако ничего не получилось. «Люди заходили на площадку, но рынок оказался слишком закрытый — игроки привыкли решать вопросы по звонкам знакомым», — вспоминает Пименов. В результате площадку сделали бесплатной и оставили как информационный ресурс.
Спрос на волокно
Возрождение «Телеком биржи» началось в 2011 году. Развитие дата-центров вызвало скачок спроса на ёмкие резервированные каналы связи и так называемые «тёмные волокна». Это заметили предприимчивые связисты.
В основе оптического волокна — прозрачный материал (стекло, кварц), по которому информация передаётся в форме световых импульсов. «Тёмным волокном» называют резервные волокна, то есть не несущие света. Чтобы получить качественную связь, потенциальному заказчику достаточно арендовать всего пару жил внутри кабеля, а ограничения по скорости и шифрованию будут зависеть лишь от устанавливаемого оборудования.
Клиенты требовали от дата-центров быструю и качественную передачу данных, защищённую связь и не падающий интернет. Однако анализ рынка показал, что доступность подобных услуг оставляла желать лучшего. Операторы связи использовали сети в первую очередь под свои собственные услуги. Единственным крупным поставщиком волокна был телекомпровайдер «Мастертел», проложивший 8000 км кабеля в Москве и Санкт-Петербурге. «Факт нехватки свободных ёмкостей под землёй умело использовался владельцами сетей для повышения арендных платежей, которые никем не регулируются», — вспоминает представитель «Акадо Телеком» Денис Рычка. Его компания построила собственную сеть для обслуживания 1 млн абонентов, которые могут пользоваться услугой электронных платежей. «Подобное взаимодействие возможно лишь при наличии собственных, а не арендованных ресурсов, что объясняется высокими требованиями безопасности», — уверен Рычка.
С ним согласилось большинство ведомств, госорганов и банков, которые предпочли построить свои собственные сети. Однако закопанные непрофильные активы втянули многие компании в огромные операционные затраты. По словам Вахтина, проложить 1 км кабеля стоит 300 000 рублей, а его обслуживание обходится около 6000 рублей в месяц, деньги нужно платить Московской городской телефонной сети — именно в её канализации в большинстве случаев тянут сети. К тому же избавиться от них довольно затруднительно: нужно либо демонтировать кабель (стоимость демонтажа составляет примерно половину цены прокладки), либо продать его кому-то, что для непрофильных компаний слишком сложно. «Поэтому под землёй сейчас огромное количество неиспользуемых кабелей», — утверждает Вахтин.
Альтернативный рынок
Ниша была почти свободна, и друзья предложили альтернативу: арендовать инфраструктуру у «Телеком биржи», у которой на тот момент были все лицензии в области связи. Клиентов ждать не пришлось. «Мы очень удивились, но первые клиенты, уже обжёгшиеся на строительстве своих сетей, были готовы компенсировать вплоть до половины всех затрат на строительство кабелей», — вспоминает Пименов. Из дата-центров первым вложился в инфраструктуру «Даталайн», для них было построено 100 км волокна и 5 км телефонной канализации. По результатам все клиенты дата-центра получили доступ к практически любым телеком-услугам. Следующим крупным заказчиком стал системный интегратор «Крок» и его клиенты. По словам руководителя службы эксплуатации сети дата-центров «Крок» Александра Ашавского, его компанию подкупило гибкое ведение бизнеса и ценовая политика. Собственные первоначальные инвестиции «Телеком биржи» составили 15 млн рублей, затем сеть строилась за счёт операционной прибыли компании.
За три года «Телеком биржа» проложила 1000 км кабеля ёмкостью 144 волокна, организовала узлы связи во всех коммерческих дата-центрах и точки присутствия в офисах многих крупных компаний. 87% сети идёт по канализации ОАО «МГТС», 13% примерно поровну распределены между ГУП «Москоллектор» и ГУП «Гормост». У «Телеком биржи» около 200 крупных клиентов, из которых значимая часть — финансовые структуры. Например, Тинькофф-банк, у которого всё обслуживание происходит в онлайне: для него было задействовано 200 км кабеля. Mail.Ru Group диверсифицировал риски и перевёл 50% оптических телекоммуникаций в Москве из «Мастертела» на «Телеком биржу». «Мы были и остаёмся довольны качеством услуг "Мастертела", однако работа с одним-единственным поставщиком — всегда определённый риск для бизнеса», — рассказывает Владимир Габриелян, вице-президент и технический директор Mail.Ru Group. В «Мастертеле» не стали комментировать ситуацию, однако в 2008 году один из основателей компании Михаил Белов публично заявлял, что «конкурентов в перспективе они не ожидают». Выход на рынок «Телеком биржи» совпал с появлением первых убытков у «Мастертела». Согласно СПАРК в 2012 году выручка этой компании составила 791 млн рублей, а чистый убыток — 5 млн рублей.
Вахтину и Пименову принадлежит больше половины «Телеком биржи», оставшейся частью владеет первый инвестор компании, его имя партнёры не раскрывают. Согласно СПАРК выручка «Телеком биржи» в 2014 году составила 175 млн рублей, чистая прибыль — 38,5 млн рублей. Вахтин добавил, что выручка год к году удваивается и в 2015 году должна составить около 400 млн рублей. Больше половины компания зарабатывает на аренде волокна, остальное приносят каналы и порты в интернет. «Волокно в основном нужно компаниям с большой проходимостью трафика, компании же поменьше, чтобы не переплачивать, используют просто каналы, которые ограничены пропускной способностью», — соглашается генеральный директор TMT Consulting Константин Анкилов. По подсчётам TMT Consulting, если рассматривать общий рынок аренды волокна и каналов в Москве, то крупными игроками на нём остаются федеральные операторы связи, а его объём в 2014 году составил 15 млрд рублей.
Перспективы
В этом году Вахтин и Пименов стали успешно развивать смежный бизнес — инжиниринговую компанию, которая занимается прокладкой оптоволокна сторонним заказчикам. В основном это операторы связи, которые точно знают, зачем им кабели связи. «Корпоративных заказчиков мы стараемся отговаривать от строительства в пользу аренды», — поясняет Пименов. Выручка дочки в прошлом году достигла 100 млн рублей. В перспективе предприниматели присматриваются к рынку Московской области, где сейчас активно растёт спрос на качественные услуги связи. Однако строить сети в полях недёшево: 1 км кабеля стоил бы 1,5 млн рублей, а окупаемость проектов — больше пяти лет.
Фотография на обложке: предоставлена пресс-службой «Телеком биржи»