secretmag.ru
Опубликовано 20 февраля 2016, 17:52

ITSumma: Сибирская компания поддерживает сайты для 100 млн человек

Программист-самоучка Евгений Потапов и его миссия

Восемь лет назад, когда все талантливые друзья Евгения Потапова закончили ВУЗ и уехали на поиски работы в Москву, он принял решение остаться в Иркутске. Сегодня его компания ITSumma занимается техподдержкой сайтов компании «Русал», группы Bosco, сервиса Lingualeo, видеостудии CarambaTV и других. На все сайты, которые обслуживает ITSumma в день заходит 100 млн человек. Оборот компании ITSumma в 2015 году составил 60 млн рублей при маржинальности 30%. «Секрет» узнал, как иркутский предприниматель начал зарабатывать на удалённом администрировании серверов и техподдержке сайтов.

ITSumma: Сибирская компания поддерживает сайты для 100 млн человек

Восемь лет назад, когда все талантливые друзья Евгения Потапова закончили вуз и уехали на поиски работы в Москву, он принял решение остаться в Иркутске. Сегодня его компания ITSumma занимается техподдержкой сайтов компании «Русал», группы Bosco, сервиса Lingualeo, видеостудии CarambaTV и других. На все сайты, которые обслуживает ITSumma, в день заходит 100 млн человек. Оборот компании в год - больше 60 млн рублей при маржинальности 30%. «Секрет» узнал, как иркутский предприниматель начал зарабатывать на удалённом администрировании серверов и техподдержке сайтов.

Случай в Бразилии

Один из клиентов ITSumma — небольшой алкогольный магазин в Москве. Его склад расположен в крохотном дворе. Въезд во двор тоже очень узкий — места хватает только для одного автомобиля. Когда сайт магазина и программа учёта товаров не работают дольше 15 минут, грузовик въезжает во двор, а разгрузить его не могут. Следующий грузовик блокирует въезд, третий — перекрывает улицу, и десятки автомобилей попадают в пробку. «Стоить упасть одному сайту, как курьеры не знают, куда им ехать, гостиницы не чекинят посетителей, ребёнок плачет, потому что отец не может купить ему игрушку» — Евгений Потапов считает себя и свою команду кем-то вроде суперменов.

История компании ITSumma началась как раз с такого перебоя. В 2008 году друзья Потапова активно занимались разработкой технологии face recognition. Совместно с коллегами из Израиля они создали сервис makemebabies.com, на сайт предлагалось загрузить фотографию предполагаемых родителей и смоделировать внешность возможного совместного ребёнка. Ссылку на сайт друзья запостили на Mashable, по ней прошла бразильская поп-звезда и загрузила фотографии себя и мужа. Сайт сгенерировал снимок ребёнка, как две капли воды похожего на её настоящего малыша. Звезда распечатала фотографии и отправилась с ними на прайм-таймовое ток-шоу. После эфира на сайт зашло 3 млн бразильцев, и он упал. Потапова попросили помочь восстановить работу. Будущий предприниматель не спал два дня, но сайт починил. Друзья в благодарность за помощь подкинули программисту несколько крупных проектов. Справиться с ними одному было тяжело, Потапов позвал приятеля и снял небольшое помещение. Так появилась ITSumma.

Первый компьютер появился у Потапова в 12 лет. В 1997 году единственная точка доступа в интернет была в иркутской Чеховской детской библиотеке. Школьникам давали час на всех, выходило по 10–15 минут в интернете на человека. Пока приятели сидели на порносайтах, Потапов изучал языки программирования. В 15 лет он экстерном закончил школу и поступил в Институт математики, экономики и информатики Иркутского госуниверситета на математический факультет. Учёба быстро наскучила. Потапов решил, что путь к знаниям лежит через работу, а не через учебники и курсовые. Ещё до окончания первого семестра он тайком от родителей бросил вуз. Когда мама, народная артистка России, и папа, преподаватель университета, узнали, что сын работает, вместо того чтобы учиться, разразился скандал.

ITSumma: Сибирская компания поддерживает сайты для 100 млн человек

© © Владимир Смирнов / «Секрет Фирмы»

«Через три года до меня, наконец, дошло, что высшее образование может когда-нибудь пригодиться», — смеётся Потапов. Вместо того чтобы доучиться на математика или пойти на программиста, он поступил на социологический факультет, чтобы «лучше понимать людей». «Меня всегда интересовала связь общественных наук и статистики. У меня есть теория, почему в нашей жизни происходят те или иные вещи. Почему, к примеру, продюсер бразильского ток-шоу решил позвать именно ту звезду, которая зашла на сайт? В мире происходит столько случайностей, что человек считает провидение их единственным объяснением. На самом деле, когда пытаешься сделать одно и то же много раз, начинает работать статистика и теория больших чисел. Неудача лишь приближает статистическую вероятность успеха», — объясняет Потапов.

В 21 год Потапов женился и решил делать маркетинговые исследования — стать предпринимателем он собирался давно: «Была мысль прогнозировать сезонный рост спроса, но оказалось, что бизнесмены и без меня знают, что под Новый год возрастают продажи подарков, а весной — дачного инвентаря». Потом Потапов потерпел фиаско ещё в нескольких бизнес-начинаниях, а жил за счёт подработок — с 15 лет он брал заказы на разработку и администрирование различных сайтов. В 2008 году он параллельно работал на пять разных компаний.

История с makemebabies.com натолкнула Потапова на мысль, что IT-компании должны работать по аналогии с охранными агентствами, которым клиент платит абонентскую плату за уверенность, что агентство придёт на помощь, если что-то случится. В 2008 году идея для Рунета была довольно новая. На рынке было полно фрилансеров, таких же как Потапов, но системной техподдержки никто не предлагал. «Сайт, святая святых вашего бизнеса, доверялся незнакомому человеку, сидящему непонятно где. Иногда человек пропадал на несколько дней, потом находился, что-то делал, снова пропадал» — Потапов увидел свободную нишу и возможность.

Конкуренция с фрилансерами

«Я крутился на стуле, отчаянно пытаясь сочинить название компании, что-нибудь со словом IT, вдруг на глаза попалась книга Станислава Лема "Сумма технологий". Я переставил слова местами. Эврика!» — стоимость абонемента предприниматель подсмотрел у похожего американского сервиса. За техподдержку коллеги в США брали $150 в месяц. ITSumma установила ценник $200.

В запуск, по словам Потапова, он вложил 8000 рублей — во столько обошлась аренда небольшого помещения под офис и регистрация юрлица. Штат сотрудников увеличивался пропорционально росту количества клиентов. Настоящей ценой запуска стало здоровье: «У меня есть фото, как я сплю, положив телефон себе под ухо — настолько сильно я боялся пропустить звонок от клиента. В то время мы админили втроём, дежурили, не спали по ночам. Мы гарантировали моментальную реакцию на проблему 24 часа семь дней в неделю. Через несколько месяцев такого ритма: 20 часов работы, четыре часа сна в сутки, два кило кофе в месяц, две пачки сигарет в день — я стал весить 54 кг. Каждое утро дико раскалывалась голова. Я решил заняться спортом, чтобы хоть немного привести себя в норму, пришёл в зал, и фитнес-тест, который проводят, чтобы подобрать программу занятий, показал физическое истощение. К счастью, на тот момент продукт уже оформился и клиенты сами стали находить нас. Мы наконец смогли расширить штат, чтобы не работать по 20 часов в день».

Сейчас в ITSumma работает 50 человек, 30 и них постоянно находятся на связи с клиентами — специалисты дежурят посменно без праздников и выходных. «Мы решили, что клиент должен получить реакцию на проблему максимум в течение 15 минут», — объясняет Потапов принцип работы. — Наш администратор получает алёрт от клиента и подтверждает, что сигнал SOS услышан. Дальше начинается работа над устранением проблемы. Если через семь минут администратор не отреагировал, алёрт уходит менеджеру. Если по какой-то причине и он оказался вне зоны доступа, алёрт переадресовывается мне. Это очень плохо для всей цепочки, но за последние полтора года я не получал ни одного оповещения».

Месяц обслуживания в ITSumma стоит 7000 рублей. Услуга включает в себя первоначальный анализ сайта и серверов клиента, проверку настроек; проверку работосопособности резервного копирования — специалисты определяют, может ли сайт восстановиться в случае аварии; мониторинг работы сайта и сервера, бизнес-показателей. Сервис прежде всего нужен небольшим интернет-магазинам и сайтам, которым дорого содержать собственную службу техподдержки. Потапов говорит, что его команда старается устранять проблемы, замеченные во время мониторинга, ещё до того, как они становятся очевидны клиенту: «Алёрт сам по себе не означает, что всё упало. Это предупреждение, что скоро, возможно, всё упадёт: закончится место на сервере, или количество заказов на сайте резко сократилось на 300% и виной тому — ошибка в системе, которую мы должны отыскать».

Для крупных клиентов существуют специальные предложения. Чем выше цена, тем меньше время реакции на «алёрт» и больше часов на аудит и администрирование сайта.

Максим Савельев, владелец компании Twin Px, которая занимается разработкой, поддержкой и развитием веб-проектов, говорит, что в России конкуренцию ITSumma по-прежнему составляют в основном многочисленные фрилансеры и собственные службы техподдержки компании: «Можно сказать, что для нашего рынка это новая ниша. Обычно поддержку сайта осуществляют его разработчики. Больших игроков от DDOS-атак может защитить, например, "Касперский", но маленькому сайту или интернет-магазину услуги корпораций не по карману».

Потапов уверен, что в скором будущем предприниматели откажутся от услуг фрилансеров из-за нестабильного результата. С ним согласен коммерческий директор компании Lenvendo Константин Ткаченко: «Техподдержка высокопосещаемых онлайн-ресурсов всегда регламентирована жёсткими условиями договора и высокой ответственностью исполнителя. Обязательно подписывается соглашение об уровне доступности сайта. Поэтому фрилансеров на такие проекты привлекают всё реже. В крупных проектах выбор скорее стоит между собственной IT-командой и аутсорсингом. Если говорить об аутсорсинге, то технических команд, способных взять на себя поддержку крупных сайтов с многомиллионной посещаемостью, сегодня на нашем рынке по-прежнему очень и очень мало». Слова коллег подтверждает руководитель компании Centos-admin Игорь Олемской: «Если компания-клиент хочет сэкономить, нанять за незначительную сумму фрилансера действительно может быть дешевле. Но когда проект становится достаточно серьёзным, чтобы думать о безопасности серверного ПО, резервных копиях, отказоустойчивости, — клиент приходит в компанию».

ITSumma: Сибирская компания поддерживает сайты для 100 млн человек

© © Владимир Смирнов / «Секрет Фирмы»

Главный офис ITSumma находится на самом краю Иркутска. «От нас можно в окно высунуть руку в Иркутск, а потом засунуть назад в Иркутский район. Я говорю с клиентами в Skype, а за моей спиной шумит лес», — говорит Потапов. Сотрудники добираются на работу на такси за счёт компании, это дешевле, чем аренда офиса в центре города. Остановить массовую эмиграцию из регионов несложно, уверен Потапов. «Сотрудникам нужно предложить достойную московскую зарплату в их родном городе, где не надо отдавать половину заработанных денег за аренду квартиры, а также обеспечить перспективы профессионального роста. На работе должно быть весело, но нужно уметь и трудиться. У нас много хипстеров, всё как положено: клетчатые рубашки, кеды, девочки красивые, бородачи».

С 2008 года, времени основания ITSumma, Потапова неоднократно звали переехать в столицу. Всё это время предприниматель упрямо отказывается оставаться в Москве больше, чем того требует работа. Потапов привык жить на два города, теперь привыкает жить на три — компания открыла офис в Санкт-Петербурге. «Это очень удобно, поскольку мы гарантируем круглосуточную бесперебойную техподдержку сайта. Если раньше нам приходилось не спать по 20 часов, то теперь Иркутск засыпает — Москва просыпается. И наоборот». Каждый Новый год Потапов отправляет всех сотрудников отдыхать и дежурит сам.

Клиенты и перспективы

Первых крупных клиентов в ITSumma привёл случай. Компании Freetopay и Altergeо, чьи серверы находились в одном и том же дата-центре Ирландии, одновременно лишились возможности работать, когда в здание ударила молния. Иркутские программисты наладили работу сайтов, и обе компании стали постоянными клиентами ITSumma. Вслед за ними подтянулись LinguaLeo, «Русал», Caramba TV, «Наше радио».

Однажды программисты спасли от срыва прямую трансляцию с фестиваля «Нашествие». Из-за большого количества зрителей сайт мероприятия был на грани коллапса. Починить его было несложно, признаётся программист. «У нас в году две настоящих катастрофы: чёрная пятница и преддверие Нового года», — поясняет Потапов. Недавно к ним прибавилась третья — электронная запись в школу на сайте «Госуслуги». В прошлом году портал не справился с наплывом посетителей и рухнул. Если раньше обеспокоенные родители занимали очереди к МФЦ ещё накануне открытия записи, теперь эта толпа просто переехала из офлайна в онлайн. Все хотят записать своего ребёнка в лучшую школу рядом с домом. И хотя дата и время подачи заявления не влияют на решение о зачислении ребёнка в школу, паниковать родители начинают заранее. В этом году «Госуслуги» атаку выдержали с помощью ITSumma.

Сначала основной проблемой было отсутствие доверия — приходилось долго объяснять, почему сайт можно отдать ребятам, которые сидят в лесу, сейчас проблема в плохой осведомлённости людей о том, что такая услуга, как бесперебойная техподдержка сайта, существует. «Когда предприниматель открывает супермаркет, он знает, что должен платить за аренду помещения и его охрану. Я хочу, чтобы третьей непременной составляющей любого бизнеса стала поддержка сайта», — говорит Потапов. Через два года компания планирует расширяться на запад. «Недавно я вышел из дома, увидел баннер магазина "Афоня", он у нас на поддержке. Спустился в метро — наткнулся на рекламу медицинского центра "Альтермед". Проходил витрину Bosco по пути в офис. Все эти компании — наши клиенты».

Комментарии конкурентов

ITSumma: Сибирская компания поддерживает сайты для 100 млн человек

Сергей Житинский генеральный директор Git in Sky

Рынок IT из-за очевидной стагнации в экономике последнее время сузился, некоторые контракты заканчиваются и не продлеваются. В отрасли ощутимо влияние кризиса. Однако, я думаю, на ITSumma это не сильно скажется. Евгений научился внедрять бизнес-процессы и масштабироваться. Расширяться, особенно в условиях кризиса, непросто. Но услуга явно востребована на рынке. Я уверен, компания ещё не до конца раскрыла свой потенциал.

Олег Поздняков генеральный директор Systemintegra

Сейчас IT индустрия переживает нелёгкие времена: аренда и покупка нового оборудования сильно зависЯт от курса доллара. Однако именно техподдержка сайтов, как направление в данной индустрии, напротив, находится на подъёме. Это связано с тем, что компании стали отдавать сайты на аутсорс. Выходит гораздо выгодней, чем ежемесячно оплачивать услуги штатного специалиста. Особенно много клиентов пришло, когда в связи с кризисом персонал стали сокращать.

ITSumma нацелена на долговременное сотрудничество с клиентом, а не на разовую помощь. Это скорее недостаток, чем достоинство. Цена техподдержки в месяц у Потапова – 7000. К нам может обратиться человек с просьбой «допилить» или исправить какую-нибудь мелочь. Мы берёмся за такую работу и просим в два раза меньше. Наш прейскурант начинается с 2900. ITSumma не нацелена на точечное предоставление услуг. Их клиенты – компании с определённым уровнем дохода. Одно можно сказать с уверенностью: данное направление в целом очень перспективно. В нём стоит развиваться, и оно непременно принесёт результат.

Фотография на обложке: Владимир Смирнов / «Секрет Фирмы»