Gloria FX: Эти украинцы делают клипы Канье Уэсту, Coldplay и Джастину Биберу
Визуальные эффекты на миллион долларовИх работы уже называют лучшими в мире
Украинская студия визуальных эффектов работала с Джастином Бибером, 50Cent, Бритни Спирс и другими звёздами первой величины. Недавно она прославилась сюрреалистичным клипом для группы Coldplay на песню Up & Up, за сутки его посмотрело 3 млн пользователей YouTube. Сейчас у видео почти 35 млн просмотров. «Секрет» узнал, почему топовые американские артисты выбирают украинскую студию.
Первые работы
Сергей Машевский — серийный предприниматель, в нулевых он открыл строительную компанию DGI Construction в Днепропетровске, которая сейчас выполняет проекты в России: например, строит две клиники «Медси» в Москве. Шесть лет назад на одном из объектов DGI Construction работал Анатолий Кузьмицкий, параллельно он учился на факультете дизайна и рекламы. В 2008 году он позвонил Машевскому и сказал: «Есть интересная идея для бизнеса». Визуальными эффектами в России и на Украине тогда мало кто занимался профессионально, при этом спрос был как со стороны рекламодателей, так и со стороны клипмейкеров и кинопродюсеров. Партнёры нашли офис, поставили два компьютера, тогда ещё с большими ламповыми мониторами. Они стали изучать работы крупнейших американских компаний в сфере VFX (визуальных эффектов) вроде Digital Domain. Брали небольшие заказы по производству рекламы, но успех пришёл, когда их заметил российский клипмейкер Павел Худяков, который делает клипы для Тимати, Егора Крида, Димы Билана, Серея Лазарева и других звёзд.
Первыми серьёзными работами Gloria FX стали визуальные эффекты для Тимати и Валерии. Компания пробовала работать и с другими российскими артистами, но уже через полтора года партнёры решили переориентироваться на США и Англию. «В Америке, если ты сделал работу, за неё всегда заплатят, на Украине и в России такого нет. Не заплатить — в порядке вещей, и меня это очень раздражает», — объясняет Машевский. Спустя пять лет после запуска к студии присоединился Максим Чижевский (Макс Кольт), который до этого работал креативным директором в рекламных агентствах. Он помог привлечь американских клиентов, а полтора года назад переехал в Лос-Анджелес и стал курировать работу офиса продаж в Штатах. Все разработчики визуальных эффектов студии до сих пор работают из Днепропетровска.
Выход в США
Первые четыре года Gloria FX брала любую работу, делала её практически бесплатно, сотрудники не спали ночами, чтобы наработать портфолио. Сейчас Чижевский часто сам бывает на съёмочных площадках, а тогда он не видел своих клиентов и все вопросы решал дистанционно. «Мы уходили в жёсткий минус, чтобы обучать команду, потому что на Украине нет специалистов по визуальным эффектам. Выкручивались, но было тяжело», — вспоминает Машевский.
Трамплином на американском рынке стал клип на песню Сергея Лазарева «Найди меня». Его снимали на студии Universal в Лос-Анджелесе, клипмейкером был Павел Худяков. Он часто работал в Штатах, за его творчеством следили западные режиссёры и через него начали выходить на Gloria FX. «Мы выкладывались, говорили: "Паш, давай это сделаем, это поменяем и что-нибудь взорвём, не скромничай, давай делать по-модному"», — вспоминает Машевский. После ролика для DJ Smash с Шахзодой на компанию вышел скандинавский режиссёр Рей Кей, который снимал для Леди Гага клип на песню Pokerface. Он предложил Gloria FX работу в клипе Джастина Бибера и Шона Кингстона.
К 2013 году у компании уже было несколько постоянных американских клиентов: например, Riveting Entertainment, для которой делали сделали клипы Криса Брауна, а также студия London Alley, ей помогали с клипом Кендрика Ламара These Walls и совместной работой Eminem и Yelawolf Best Friend — там стояла задача стереть съёмочную группу, которая отражались в очках музыканта. Первое время украинская студия хваталась за любую, даже очень мелкую работу.
Сейчас у Gloria FX есть 20–30 постоянных партнёров. В интервью изданию Flow Чижевский вспоминал, как работал на площадке с Канье Уэстом над клипом Blessings: «Канье приехал на съёмки буквально на час, и я толком не смог понять, что он за человек, но у него сумасшедшая энергетика. Я очень жалел, что не смог присутствовать на площадке при съёмках последнего клипа Piss On Your Grave, который снимали во Франции. Канье — из тех людей, за которыми следуют просто без слов».
В августе 2015 года студия получила премию MTV в номинации «Лучшие визуальные эффекты» за обработку клипа Skrillex & Diplo Where Are U Now при участии Джастина Бибера.
Работа над проектом для Gloria FX начинается с чтения тритмента — это своего рода сценарий и техзадание, который присылает клиент. Иногда с картинками, скриншотами — режиссёр показывает, как он видит фрагмент. Студию просят придумать, как лучше воплотить идею. Иногда сотрудники Gloria FX предлагают что-то своё вместо нарисованного. «Типичный диалог с клиентом: "Как лучше взорвать голову человеку?" — "Поставьте точечки-маркеры на лицо, а мы потом в офисе новую голову слепим и взорвём"», —делится секретами Машевский.
«Вот недавно мы слепили голову. Купили на базаре внутренности, мозги и другие коровьи органы, заложили всё это в голову, взорвали, сняли, обработали, и получилось очень красиво», — объясняет Машевский. Иногда снять быстрее, чем нарисовать — например, симуляция дыма занимает много времени, «а сейчас модно курить электронные сигареты, которые очень хорошо дымят. И вот у нас тоже весь офис ходит с этими электронными сигаретами, мы говорим: иди в студии покури. Снимаем, потом эти фрагменты используем».
Рынок
«В мире есть четыре-пять монстров визуальных эффектов: Digital Domain, Double Negative, Pixomondo, Rodeo FX. Они делают "Игру престолов", "Трансформеров", "Дэдпула" и другие фильмы с огромными бюджетами. Это компании с оборотами $5–10 млрд, они работают на проектах, которые стоят десятки и иногда сотни миллионов долларов», — объясняет Машевский. Специалист по визуальным эффектам Дин Райт публиковал в своём блоге информацию о стоимости графики в популярных фильмах. Часто на визуальные эффекты тратится серьёзная часть бюджета. Например, в «Алисе в стране чудес» из бюджета в $200 млн на VFX пришлось потратить $78 млн.
Гонорары в индустрии постпродакшена варьируются от сотен до миллионов долларов. По словам Чижевского, в среднем час работы специалиста стоит более $40, а высококлассный профессионал может зарабатывать намного больше. При этом компании часто идут на уступки и работают в убыток, чтобы принять участие в интересном проекте для портфолио. Стоимость визуальных эффектов в видеоклипе может составлять $500, а может — $20 000. Час работы сотрудника Gloria FX стоит примерно вдвое дешевле, чем время американского специалиста. Компания выручку не раскрывает. По данным СПАРК, в 2014 году она составила 2 921 800 гривен (10 млн рублей). В компании работают 60 человек.
Пока у компании недостаточно ресурсов для работы с масштабными проектами вроде кинофильмов. «Предложения уже поступают. Отказываемся, потому что пока у нас нет технической базы и человеческих ресурсов для реализации таких больших задач», — говорит Машевский. Он признаёт, что почти в каждом проекте есть моменты, которые он бы хотел переделать. «Иной раз просто не успеваем сделать хорошо, и клиент говорит: "Ладно, мне нравится, оставляем так". В том же клипе Coldplay я бы ещё доделал 15 шотиков точно».
Coldplay
Вулкан извергается попкорном, космонавты летят в кастрюлю с макаронами, а в ванной застрял корабль. Видео состоит из ряда хроник, снятых в разные годы и доработанных с помощью компьютерной графики и технологии motion control. Над визуальными эффектами для клипа работали два месяца. Фронтмен Coldplay Крис Мартин назвал видео «одним из лучших в мире».
Команда Coldplay снималась в студии в Нью-Йорке в течение дня. Сделали нужные ракурсы, «как будто он на горе сидит или на земле лежит — и всё, это Ванина работа (режиссёр клипа — Иван Гейман. — Прим. "Секрета")» — Машевский говорит, что сделал бы работу для музыкантов бесплатно, если бы они попросили, ведь задачи были очень интересные. Выручку от проекта компания не раскрывает, эксперты оценивают её в $100 000.
В Gloria FX сначала не знали, что делают работу для Coldplay. Они получили задание и обсуждали обработку кадров, а потом позвонил Чижевский из офиса в Лос-Анджелесе и сказал, что это работа для известной группы. Ролик для Coldplay стал самым сложным для компании. «Раньше могли потратить три часа на 10 секунд, а сейчас мы усложняем задачу и иногда на десятисекундные шоты наш лучший профессионал может потратить неделю», — говорит Машевский.
Планы
Недавно компания получила заказ на создание виртуальной реальности в Лондонском музее — человек садится на турбину и взлетает в космос, полёт длится полторы минуты — но пришлось отказаться. «Чтобы его отрендерить, просто отстроить частички, наша платформа будет работать полтора года. Поэтому мы сказали: "Мы вас любим и уважаем, но, извините, вам нужна другая компания, например Disney c огромными цифровыми мощностями"», — вздыхает Машевский.
Он не хочет совершать резких движений. «Если бы мне дали $5 млн и сказали: купи всё, что тебе нужно — я бы не знал, кого посадить за это оборудование. У меня нет людей», — объясняет он. Чтобы закрепиться на американском рынке, нужно иметь финансовую стабильность на протяжении последних пяти лет, показать на своём счету большие обороты — хотя бы от $5 млн, хороший кредитный рейтинг в Америке, вступать в ассоциации киноиндустрии. «Пока мы не рвёмся в большое кино, у нас есть свой путь на ближайшие два-три года: развиваться, увеличить персонал и улучшать оборудование». Ближайшие два года компания собирается развиваться на рынке музыкальных видео и не рассчитывает на большую прибыль. «Когда ты планируешь захватить рынок, прибыли нет места. Есть место демпингу и другим вещам», — говорит предприниматель.
Видео для Coldplay — первое популярное видео Gloria FX просто потому, что за этой группой все следят и каждый их ролик привлекает внимание. Нужно отдать должное идее — совместить несовместимое и показать это интересно, но этим занималась не студия, а режиссёр. С точки зрения визуальных эффектов в ролике нет ничего нового — это композинг, которым и в России занимаются уже много лет. Берутся футажи и совмещаются один с другим. Другое дело, что в этом видео такой работы было очень много и совместили их интересным способом.
В целом в России нет компаний в сфере визуальных эффектов, которые были бы заточены под работу над музыкальными видео. В этом смысле Gloria FX уникальна. Обычно все обращаются в продакшен и графисты остаются в тени, но у них специализация работает по-другому, они себя хорошо пиарят.
Фотография на обложке: Gloria FX