Жми фузз: Омский инженер обеспечивает весь мир гитарными примочками

История АМТ Electronics

По жизни Сергея Маричева можно изучать современную историю России. Вот он создаёт один из первых кооперативов Омска, вот защищает Белый дом, а вот теряет все деньги в 1995 году. 20 лет он делал музыкальные инструменты и гитарные примочки для себя и для друзей, не помышляя о серьёзном бизнесе, пока не подросли сыновья. Они нашли новые ниши, разглядели возможности и вместе с отцом создали компанию, которая растёт на сокращающемся рынке. Сейчас AMT Electronics — уважаемый во всём мире производитель гитарных педалей с выручкой в сотни тысяч долларов в месяц. «Секрет» рассказывает историю омского инженера и меломана.

Прелюдия

Откуда в доме появился бобинный магнитофон, Сергей Маричев уже не помнит. Пользовалась им сестра, которая старше Маричева на три года. В конце 80-х она, как тысячи её ровесников, охотилась за записями зарубежной музыки и подсадила брата на Creedence Clearwater Revival, The Beatles и Rolling Stones.

Рок-звёзд тогда боготворили, каждый пацан грезил о собственной группе. В Омске играть было не на чем: электрогитары в регионе не продавались. Маричев с друзьями тоже сколотил рок-бэнд, стал бас-гитаристом и понял: выстругать инструмент ему предстоит самому.

Маричев учился радиосвязи при заводе имени Маркса. Фабрика выпускала электронные системы к ракетам. Будущий инженер имел доступ к продукции завода, из которой изготовил датчики. В одном журнале нашёл расчёт мензуры, взял корпус и струны от акустической гитары, обработал и покрасил. По назначению он использовал электрогитару всего несколько раз. Зато «где гитара, там и девчонки».

После армии Маричев вернулся на тот же завод имени Маркса, а через год перешёл на «Электроточприбор», который выпускал электроизмерительную аппаратуру. В каждом цеху этого предприятия был свой коллектив самодеятельности. Маричев пополнил группу «Транзит» — играл на гитаре «Урал» хиты Юрия Антонова и групп «Аракс», «Цветы», «Круг».

В Омске жил мастер Юрий Хохлов, он ремонтировал музыкальное оборудование и собирал новые приборы из запчастей. Маричев познакомился с ним, когда заказывал микшерный пульт для своей группы, и стал часто навещать мастерскую. Однажды Хохлову принесли в ремонт педаль для преобразования гитарного звука — фейзер компании Electro-Harmonix «с волшебной надписью Made in USA». Ни он, ни Маричев раньше такой штуки не видели. Поэтому они её разобрали, срисовали схему, и Маричев спаял себе такую же.

Следующая репетиция цехового оркестра была сорвана. Как только Маричев подрубил фейзер к гитаре, все остальные музыканты побросали инструменты. «Они, конечно, не обалдели, но были поражены», — скромничает инженер. На следующую репетицию коллеги привели зрителей. Один из них тут же заказал такой фейзер себе.

Фотография: Михаил Бурдель/«Секрет Фирмы»

Становиться предпринимателем Маричев не собирался, но музыканты из ресторанов оказались настойчивы. «Паял ночью, спал по четыре часа» — в месяц Маричев делал по пять фейзеров, каждый из которых приносил 350 рублей. Зарплата на заводе — 130 рублей в месяц, но бросить работу было страшно — в Союзе ещё действовала статья за тунеядство.

Интермеццо

Сразу после появления закона о кооперации Маричев создал своё первое предприятие. До 1991 года выпускал гитарные педали и миди-конвертеры, распространял в Омске появившуюся импортную оргтехнику. Больше всего денег принёс финансовый кризис — кстати, не в последний раз. Когда в Москве цены за одну ночь выросли в десять раз, Маричев скупил не подорожавшую ещё в Омске оргтехнику и отправил её в столицу. На вырученные деньги приобрёл первый автомобиль.

Новая страна рождалась у Маричева на глазах. Когда начался путч ГКЧП, его дети отдыхали в Тверской области. Он решил их забрать и срочно поехал в Москву. 21 августа стоял у Белого дома, а когда добрался до Омска, понял, что Россия стала совсем другой. В страну хлынули зарубежные товары, в том числе музыкальные инструменты, и поделки Маричева стали никому не нужны.

Маричев устремился в торговлю — организовал поставки мороженой рыбы с Дальнего Востока. «Деньги вроде повалили, но было противно» — в коммерции он разочаровался быстро. К 1995 году, когда случился межбанковский кризис, он был закредитован. Нужно было срочно возвращать, а денег не было. Маричев попрощался с машиной, акциями банка и оборудованием для производства инструментов. Потом, правда, часть выкупил обратно по сниженной цене.

Накатила депрессия. Шесть лет Маричев перебивался случайными заработками — то настраивал итальянское оборудование для производства макарон на фабрике друзей, то обучал юристов и адвокатов пользоваться компьютером. Потом инструктировал бухгалтеров по специфике 1С.

Адажио

Все инструменты и примочки Маричев собирал дома. Однажды годовалый сын Ян схватил раскалённый паяльник и заработал ожог на всю ладонь. «Пострадал за творчество», — шутит Маричев-старший. Через 20 лет, в 2001 году, Ян Маричев окончил Политехнический институт Омска. Быть наёмным сотрудником не хотелось, поэтому он подошёл к отцу и предложил: «Батя, давай достанем с антресолей все твои детали?»

Втроём со старшим братом Андреем они сделали 20 гитарных педалей. Ян погрузил их в машину и отправился в Новосибирск. Через несколько дней вернулся — без единой педали и с 25 000 рублей. Маричев-старший удивился.

Заработанное вложили в покупку новых деталей. История повторилась. Инженер признаёт: успех был обеспечен демпингом — его педали стоили около $40 при минимальной цене у других производителей в $50 и были качественными. Энтузиазма хватило на год, пока семья не поняла: большой бизнес такими темпами не построишь.

Маричев размышлял об этом, бродя по городу, как вдруг увидел знакомое лицо. Неужели это тот самый барабанщик из ресторанной группы? В 90-х он занял у успешного тогда Маричева деньги на создание настольной игры и пропал. Оказалось, за 15 лет барабанщик превратился в успешного бизнесмена и под честное слово дал кредит на сборку новых педалей.

Деньги пустили на покупку оборудования и набор сотрудников — Ян привлёк знакомых студентов из своего института. Появилось название: кооператив Маричева назывался Asia Music Tech, его сократили до аббревиатуры. На двух заводах компания заказала корпуса для усилителей и грудные штампы для педалей. Продажи начали расти, но о серьёзной доле рынка речи пока не шло.

Фотография: AMT

Основная тема

Сергей Маричев ничего не понимал. Он смотрел в окно, там огромными розовыми цветами распускались каштаны. Они напоминали сакуру, которую он видел на старых открытках. Вместе с другом-переводчиком Маричев ехал к Выставочному центру Франкфурта-на-Майне на свою первую международную выставку музыкального оборудования Musikmesse. «Зачем?» — этот вопрос не покидал голову Маричева-старшего с тех пор, как сын Ян предложил в ней поучаствовать. По дороге из аэропорта он нашёл ответ — хотя бы чтобы увидеть эти каштаны.

Стенд AMT выглядел убого, но даже прямые конкуренты встретили их тепло. Все хотели посмотреть на «сумасшедших русских». Оборудованием никого не удивили, признаётся Маричев-старший, но сама атмосфера одной из трёх крупнейших музыкальных выставок мира настраивала на продолжение дела. Там он познакомился с владельцем фирмы Electro-Harmonix, на фейзере которой учился, и с Джимом Маршалом — основателем самой крупной компании по производству гитарных усилителей Marshall Amplification.

После первой Musikmesse у AMT появились зарубежные заказчики, хотя договориться с ними было сложно. К стенду подошёл один иностранец и предложил торговать примочками AMT в Европе. Маричев назвал ему российскую цену — $35 за педаль. «А скидка? — спросил купец. — Мне же нужно отдать за транспортировку и зарплату своим дилерам». Продавец оказался к этому вопросу не готов — он по привычке выставил самую низкую цену и скинуть больше уже не мог. Это стало уроком: с тех пор AMT поставляет свой товар по России в три раза дешевле, чем за границу. Из-за этого у компании два интернет-магазина: один на русском, второй — на английском. Он предназначен для стран, в которых у AMT нет дистрибьютора. Доставкой товаров по всему миру занимается компания DHL Express.

С 2003 года AMT готовится к выставкам основательнее — дизайн стенда сначала привели к местным стандартам, сейчас его оформлением занимаются немецкие дизайнеры. Не каждая выставка приводит к появлению новых заказов — Маричев сравнивает участие в них с посевом зерна. Результат приходит не сразу.

В 2004 году на стенд AMT на Musikmesse подошёл один американец — он был постоянным гостем выставки, и Маричев его помнил по прошлым встречам. Гость предложил стать дистрибьютором компании в США. Сначала брал по чуть-чуть, потом всё больше и больше. Доверие укреплялось до 2007 года, когда компания отправила ему без предоплаты партию груза на $4 000 — большие для AMT на тот момент деньги. Дистрибьютор пропал.

Компания искала его месяц. Не получилось, и Маричев уже смирился с потерей денег. Пока ему не стали писать разгневанные американские клиенты — мы всё оплатили, где наш товар? Отец и сыновья заботились о репутации и приняли тяжёлое для себя решение поставить педали всем, кто к ним обратился. То есть потерять эти $4 000 ещё раз. Альтруизм принёс неожиданные плоды: один из обманутых клиентов Дэйв Нил написал им трогательное письмо: «Ребята, я понял, что вас кинули, и удивлён тем, как благородно вы поступили. Если вы не возражаете, теперь я бы хотел быть вашим представителем в США». Маричевы согласились, но с одним условием: теперь деньги вперёд. С тех пор именно в Америку компания отправляет больше всего своих изделий.

Аллегро

За год до письма от Нила Маричев получил ещё одно судьбоносное послание — от барнаульца Виктора Кемпфа, кандидата технических наук. Он писал, что очень уважает продукцию AMT и хочет предложить ряд собственных разработок. Все гитарные группы базируются на звуке «перегруженной» лампы. Но такие усилители, в отличие от транзисторных, обычно больше, тяжелее и постоянно ломаются. Кемпф придумал, как нивелировать эти недостатки, и помог создать предусилитель AMT SS-20. С тех пор даже представители именитых брендов относятся к AMT с огромным уважением и на Musikmesse обязательно заводят разговор о «лампе».

Ещё одним хитом продаж стала педаль Japanese Girl («Японская девочка» — в честь песни группы Joy). По функционалу она копирует известный вид педалей Wah-Wah, зато значительно меньше по габаритам. После её выпуска в зарубежных соцсетях возник скандал, что компания AMT не уважает японских девочек, так как предлагает наступать на них ногой. Компании пришлось извиниться и пояснить, что она не хотела оскорбить ничьи чувства.

Последняя модель AMT — кабинет-симулятор Pangea. По словам Маричева, аналогичные приборы ранее выпускали всего две компании в мире. Отличие Pangea, как обычно, в минимальных размерах, расширенном функционале и дешевизне.

Все эти новинки привлекли именитых артистов. Гитарист шведской группы Katatonia (полмиллиона слушателей на lastfm) Андерс Нистрём рассказал «Секрету», что впервые увидел педаль AMT у одного из сессионных гитаристов. Нистрёму понравился звук — «очень тёплый, жирный, естественный и с реальным характером». Но больше всего его поразило, что гитарист подсоединял педаль прямо к микшеру, без усилителей. Он написал Маричевым на почту, и они быстро договорились о сотрудничестве. Нистрём получил скидку на педали. AMT — размещение на концертных плакатах известной группы. Услышать звук педалей AMT можно в любой песне из последних альбомов Katatonia, где есть эффект «дисторшн».

Фотография: Михаил Бурдель/«Секрет Фирмы»

Кода

Помимо Katatonia AMT работает с Игорем Сарухановым, Маттиасом Эклундом (Freak Kitchen), группой Louna и ещё десятком артистов со всего мира. Оригинальные модели и сотрудничество со звёздами привлекли новых клиентов. Помог и финансовый кризис 2008 года. Из-за девальвации рубля продукция компании для заграничных клиентов подешевела. Это резко увеличило спрос и позволило вернуть с процентами долг бывшему барабанщику.

«Чем стране хуже, тем нам лучше», — Маричев-старший повторяет мантру всех экспортёров. Прошлогодний кризис тоже способствовал росту продаж. По сравнению с 2007 годом они утроились. Сейчас компания в месяц продаёт 1200–1500 изделий. Их стоимость варьируется от $10 до $1000. В последние годы баланс продаж выровнялся, раньше 70% изделий уходили за границу. Правда, теперь компания импортирует некоторые детали, поэтому в нынешний кризис сильно снизить цены не смогла. Зато с импортированного AMT возвращает НДС. Маричев признаётся, что для компании это приличные суммы.

Сейчас у AMT 25 официальных представителей в других государствах. Больше всего педалей и усилителей отправляют в Японию, США и Европу. Дальше идут страны Юго-Восточной Азии и Ближний Восток. Спрос превышает предложение, но предприниматель не хочет брать кредиты на расширение. У Маричева ещё свежи воспоминания о 1995-м, когда ему пришлось отдать банкам все заработанные деньги. Он предпочитает медленную эволюцию бурному росту.

Компания растёт на сокращающемся рынке. В 2013 году в США (40% мирового рынка) объём рынка музыкальных инструментов и приспособлений достиг $6,81 млрд, это примерно на 6,19% меньше, чем 10 лет назад. Впрочем, сегмент педалей эффектов, главный для АМТ, за десять лет вырос на треть и достиг $1,2 млрд. Российский рынок занимает 1,3% от мирового рынка музыкальных товаров. Лидер среди компаний, выпускающих гитарные усилители и педали, — британская компания Marshall Amplification. В её штате работают 200 человек, а её годовая выручка — $35 млн.

Впрочем, сказать, что рост АМТ совсем уж медленный, нельзя. Год назад компания перенесла производство из съёмного помещения в своё собственное, после чего открыла производство гитарных кабинетов (средство воспроизводства звука на концертах). Завод на днях выпустил свою первую продукцию, поэтому о прибыли пока говорить рано. Но цель у бизнесмена совсем не амбициозная — за два года выйти в ноль. По словам Маричева, кабинеты вряд ли будут покупать за границей — габаритный груз не слишком выгодно отправлять. Зато изделия будут работать на имидж AMT.

С этой же целью компания ежегодно участвует и в конкурсах предпринимателей в Омской области. Уже трижды AMT получала статус лучшего экспортёра региона и премии в размере 30 000 — 60 000 рублей. Это не сильно сказывается на выручке, которая, по расчётам «Секрета», составляет $200 000 — 300 000 в месяц. Точную цифру Маричев назвать отказался, так как боится, что её начнут обсуждать на гитарных форумах и она станет достоянием их единственного российского конкурента — пензенской компании Yerasov.

Отношения двух компаний, видимо, имеют долгую историю и сейчас остановились на планке «худой мир». Сергей Маричев уверен, что технологически конкуренты ему уступают, поэтому они гораздо активнее на российском рынке, чем на зарубежном. Александр Ерасов, в свою очередь, гордится полностью замкнутым производственным циклом, что позволяет держать цены ниже, чем у AMT. Оба отказываются говорить о недостатках компании-соперника, хотя явно о них знают, и подчёркивают, что российский рынок такой большой, что им обоим на нём вполне хватает места. Это правда: продажи обеих компаний постоянно растут. Их ехидное соперничество скорее напоминает соревнование двух юношей за право считаться круче.

Фотография на обложке: Михаил Бурдель / «Секрет Фирмы»

Нам важно ваше мнение

Ещё по теме
Загрузка...
Загрузка...