Как выбрать подходящего юриста
Правила поиска и наймаДалеко не каждой компании по карману держать юридический отдел в штате, а в многообразии предложений от аутсорсинговых фирм легко потеряться. По просьбе «Секрета» совладелец сервиса 48prav.ru Александр Трифонов рассказал, каких юристов надо избегать, а кому — можно довериться.
Далеко не каждой компании по карману держать юридический отдел в штате, а в многообразии предложений от аутсорсинговых фирм легко потеряться. По просьбе «Секрета» совладелец сервиса 48prav.ru Александр Трифонов рассказал, каких юристов надо избегать, а каким можно довериться.
Кого искать?
В поисках внешнего юриста предприниматели могут обратиться в региональный филиал крупной международной компании, в российскую юридическую фирму или нанять «соло»-юриста, который работает самостоятельно. Крупные международные фирмы целесообразно привлекать к работе только над большими проектами с иностранным правом или в иностранных юрисдикциях. Стоят их услуги дорого, и, как правило, они не самый лучший партнёр для маленьких и средних компаний. Такие игроки даже вводят определённый ценз на доход с клиента: если клиент в год заказал юридических услуг на сумму менее 250 000 USD, то он им не очень интересен.
«Соло» — частнопрактикующие юристы — стоят гораздо дешевле и хорошо решают проблемы индивидуальных предпринимателей или микробизнеса. Но тут надо быть очень аккуратным, такие юристы и адвокаты не имеют собственных офисов и штата, их привлечение целесообразно только на разовую работу: например, по региональным проектам.
Для большинства средних и крупных компаний оптимальное решение — отечественные юридические фирмы. Они похожи на мини-фабрики: специализируются на нескольких основных областях права, имеют опыт работы с компаниями и, если один специалист заболел, его тут же заменяют другим, дабы избежать простоя в работе. Как правило, если в штате компании от 15 до 100 юристов в Москве, а в регионах — от 5, ей можно доверять. Такую фирму не так-то легко создать, и клиентами они сильно дорожат, более того, это взаимно. Большой штат говорит о широкой деловой практике и о налаженных организационных процессах.
Выбирая внешнего юриста, предприниматель должен всегда ориентироваться на свои потребности: решение разовой задачи или постоянная юридическая поддержка и сопровождение. Если это одиночная проблема, стоит сузить поле поиска и выбирать из числа фирм, которые имеют большой опыт в данной сфере. Если клиенту нужны постоянные консультации, то ему надо искать юрфирму с лучшим опытом в той сфере, с которой связан его бизнес. Когда предприниматель определился с тем, кого он хочет найти и какая услуга ему нужна, можно приступать непосредственно к поиску.
Где искать?
Существует два пути поиска: офлайн и онлайн. Первый, классический способ поиска юриста — рекомендации друзей, знакомых или партнёров по бизнесу. Особенно ценна рекомендация коллег на юридическом рынке, работающих в другой области права. Но этот метод работает не всегда, в этом случае остаётся заняться поиском онлайн.
Все уважающие себя и своих клиентов юридические фирмы имеют сайты, на которых можно прочитать информацию о специалистах и их опыте работы. Кроме информативности сайта оцените его качество — если фирма небрежна в собственной «визитной карточке», трудно ожидать от неё точности и аккуратности в ведении чужих дел. Совсем недавно прошёл первый конкурс юридических сайтов в одном из профессиональных сообществ в фейсбуке: его результаты подтверждают гипотезу о том, что хорошие сайты могут быть только у замечательных юристов.
Иногда юристы сами находят клиентов, приглашая их на различные мероприятия или включая в рассылки. Часто директора предприятий отмахиваются от назойливых юристов, хотя на самом деле ничего плохого в таких приглашениях и рассылках нет — они позволяют предпринимателям быстро находить специалистов, работающих в разных областях права. Например, у компании «ЮрПартнёр» богатая практика по взысканию задолженности. Они проводят семинары для клиентов по этой особенно актуальной сейчас проблеме и выступают на деловых мероприятиях.
Также при выборе российской юридической фирмы всё-таки стоит сверяться с рейтингами. Они ежегодно публикуются на «Право.ру», в специальном обзоре газеты «Коммерсант» и в региональных СМИ. Если юрфирмы нет в рейтингах и публикациях, это определённый звоночек. Надо разобраться, почему её там нет.
Первая встреча
После того как кандидаты из числа юридических фирм найдены, со специалистами надо познакомиться лично. Предпринимателю или руководству компании предстоит совместная работа с внешними юристами, и между ними должно быть полное взаимопонимание и доверие: или вы полностью полагаетесь на привлечённого юриста, или не работаете с ним вовсе.
Во время встречи клиенту стоит активно задавать вопросы об опыте фирмы, о делах, о системе оплаты и сроках выполнения работы. Очень важно грамотно и точно поставить перед юристами задачу и описать ситуацию в техническом задании, а после этого попросить составить коммерческое предложение, где будут прописаны не только общая цена, но и этапы реализации проекта с конкретной стоимостью. Именно исходя из личных впечатлений и из адекватности коммерческого предложения нужно принимать решение о сотрудничестве.
Предприниматель может заключить с юридической фирмой рамочный контракт, чтобы в случае необходимости он мог обратиться и получить необходимую правовую поддержку или заказать фирме выполнение небольшой работы, чтобы проверить юристов в деле.
И напоследок — о стоимости. Когда речь идёт о юридическом обслуживании компаний или о защите компании в суде, цена не может и не должна быть главным фактором в выборе той или иной юридической фирмы. Если в коммерческом предложении трёх компаний указана примерно одинаковая цена, не стоит выбирать четвёртую фирму, у которой стоимость услуг занижена, поскольку есть риск, что дело клиента поручат студенту или неопытному юристу, который готов браться за любую работу. Ведь, согласитесь, апелляции обойдутся гораздо дороже.