Как сделать сложный продукт простым для пользователей
Клиент не должен напрягатьсяНовые технологии имеют много преимуществ для частных и корпоративных пользователей, однако далеко не всегда продуктами на их основе легко пользоваться. В итоге пользователи не переходят на новые решения, которые могли бы сделать их работу более эффективной, а продолжают использовать привычные инструменты.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
Новые технологии имеют много преимуществ для частных и корпоративных пользователей, однако далеко не всегда продуктами на их основе легко пользоваться. Часто пользователи не переходят на новые решения, которые могли бы сделать их работу более эффективной, а продолжают использовать привычные инструменты, потому что не хотят разбираться, как работает обновление.
Хороший пример такой ситуации — облачные сервисы. Сегодня индивидуальным пользователям или компаниям зачастую нет смысла содержать собственные железные серверы, ведь можно создать их виртуальные копии в облаке. Такой подход позволяет бизнесу быть более гибким: сокращаются расходы на аппаратное обеспечение, при необходимости можно быстро запустить новый сервер или отказаться от избыточных ресурсов, чтобы не переплачивать. Однако до сих пор для многих пользователей работа с такими инструментами сопряжена со сложностями, которые их отпугивают. Есть способы сделать так, чтобы даже сложный продукт или услуга стали простыми и понятными.
Создавайте простые и чёткие инструкции
Если пользователь начинает работу с новым для себя продуктом или услугой, ему в любом случае придётся освоить кое-что новое. Но люди по своей природе довольно ленивы, поэтому если какое-то действие настолько сложно, что его не хочется выполнять, то его нужно его упростить. Или сделать чёткую и ясную инструкцию из нескольких пунктов о том, как добиться нужного результата — так, чтобы это можно было сделать в несколько кликов.
Инструкции могут быть разными — для мобильных приложений хорошо подходят вводные туры, кратко объясняющие назначение тех или иных функций (возможно, с помощью анимации). Неплохой пример такого подхода демонстрирует новостное приложение Yahoo News Digest — в ходе вводного тура пользователю сообщают о том, что с помощью приложения он может дважды в день получать тщательно отобранные новости:
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
В случае более сложных продуктов и услуг эффективно работают простые текстовые тьюториалы с текстом и картинками.
Когда мы только запустили наш проект, у нас на сайте было немного тьюториалов по настройке виртуальных серверов на разных операционных системах. В итоге пользователи, среди которых было немало новичков в технологиях, часто писали в техподдержку просьбы о помощи — выходило до 100 заявок такого рода в неделю. Впоследствии мы начали уделять больше внимания обучающему разделу и стали публиковать в нём статьи, в которых простым языком объясняется, как решить ту или иную задачу (например, установить WordPress или настроить ftp-сервер).
Избегайте лишних технических подробностей, оставляйте только то, что поможет решить задачу за короткое время: пять-десять пунктов с коротким текстовым описанием, картинками и примерами. Важно понимать, для чего нужна конкретная инструкция — если её задача заключается в том, чтобы позволить неопытному пользователю решить свою проблему, то не нужно объяснять потаённый смысл всех действий. В случае масштабных задач можно разбивать руководства по их решению на «серии», которые удобно осуществить за один раз.
По мере того как самые популярные вопросы были закрыты обучающими статьями, число обращений в поддержку со стандартными вопросами по настройке снизилось на 30%, хотя количество пользователей постоянно растёт. Кроме того, примерно в 10–15% случаев пользователю не удаётся самостоятельно найти ссылку на нужную ему статью в FAQ, и проблему легко решить, если отправить ему прямую ссылку на нужное руководство.
Напрягаться должен не пользователь, а разработчик
Когда какой-то аспект работы с продуктом или услугой вызывает у пользователей сложности, есть два пути действий. Можно ничего не делать, если у продукта мало конкурентов и пользователям «некуда деваться». Или можно напрячься и решить эту проблему, потому что иначе это сделают конкуренты, а клиенты перейдут к ним. А решить — значит упростить.
Непонятно, зачем пользователь должен напрягаться каждый раз при взаимодействии с продуктом, если его разработчик может напрячься один раз и упростить это узкое место. Выявить такие узкие места довольно просто с помощью базовых средств аналитики — например, Google Analytics или «Яндекс.Метрики». Да и пользователи наверняка вам об этом скажут. Если какой-либо вопрос явно лидирует по количеству обращений (с отрывом от 10% от ближайшего преследователя), то сразу ясно — нужно поработать.
Мы решили пойти по пути создания простых «мастеров настройки» для функций, связанных с виртуальной инфраструктурой: теперь создание частной сети или нового сервера требует всего пару кликов. Также в работе с хостингом часто нужен софт, лицензии на который необходимо продлять, поэтому мы разработали удобный инструмент для отслеживания сроков действия нужных лицензий и их автоматического продления.
На первый взгляд всё это не влияет на основной продукт и качество его работы, но на самом деле позволяет радикально упростить взаимодействие с нашей системой и привлекает новых пользователей. Почти после каждого такого упрощающего релиза мы отмечаем приток клиентов.
Клиент должен понимать, за что он платит
В случае со сложным продуктом или услугой покупателю может быть непросто понять, какой именно тариф ему подходит и за что вообще берутся деньги. Решить эту проблему можно, дав клиенту возможность увидеть, что ему нужно и за что он готов платить. К примеру, мы реализовали специальный калькулятор: в нём пользователь может задать параметры виртуального сервера и увидеть, как добавление или удаление какого-то элемента влияет на цену.
Поиск информации о тарифах — одна из главных проблем поставщиков облачных услуг. Клиенты обычно попадают на главную страницу с ненужной информацией и в итоге уходят, ничего не купив. Первая версия нашего сайта также не была лишена этой проблемы, но вынос калькулятора заказа виртуального сервера позволил увеличить конверсию на пару десятков процентов.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
Этот калькулятор является основным элементом главной страницы — так посетитель может сразу понять, подойдёт ли ему то, что мы можем предложить, и не тратить лишнее время. Вместе с другими мерами внедрение калькулятора привело к восьмикратному росту числа клиентов за последний год.
Сложность не оправдывает проблемы
Тот факт, что продукт или услуга является высокотехнологичным или сложным, ещё не значит, что клиент должен с пониманием относиться к возникающим проблемам. Особенно когда их число больше, чем при использовании «старых добрых» проверенных инструментов, к которым человек привык раньше.
Переход на что-то новое — это всегда стресс, и в такой ситуации передумать очень легко. Поэтому не нужно давать лишних поводов для этого — не следует жалеть силы и средства на резервирование инфраструктуры, системы мониторинга и проведение аудитов безопасности. От проблем не застрахован никто, но лучше подстелить соломку и не ждать снисхождения только потому, что вы делаете что-то сложное.
Важно быть открытым
Чем более сложный продукт делает компания, тем более открытой ей следует быть. Это позволяет создать доверие: когда с представителями компании можно связаться на самых разных платформах (от форумов и блогов до каналов в Telegram), пользователи уверены — если у них возникнут трудности, то помощь придёт быстро. В нашем случае такими каналами стали блог на ресурсе «Хабрахабр» и свои ветки на профильных форумах (например, hosting101 или SearchEngines). В зависимости от сферы деятельности компании список площадок может быть другим — главное, чтобы там были потенциальные и действующие пользователи продукта.
Ещё ни одному бизнесу не стало хуже от рассказов о том, что делает, как это повлияет на пользователей и почему это важно. Кроме того, регулярное общение с клиентами поможет понять, что им действительно нужно, и скорректировать план разработки, если выяснится, что какие-то функции менее востребованы, чем предполагалось.