19 сентября 2017 года в 08:29

«Шаолинь-менеджер»: Как стать хорошим начальником

Монахи советуют предпринимателям

«Шаолинь-менеджер»: Как стать хорошим начальником

Шаолиньский монах в 32-м поколении Ши Синг Ми занимается не только изучением молитв и боевых искусств. Он — менеджер и предприниматель: Ши Синг Ми основал официальные школы Шаолиня в Италии и Швейцарии и занимает должность директора — представителя монастыря Шаолинь в международных ассоциациях. В издательстве «Альпина Паблишер» вышла его книга «Шаолинь-менеджер. Как работать эффективно, не выбиваясь из сил». Чёткие практические советы о том, как концентрироваться на повседневных делах, усидчиво исполнять рутинные обязанности и не тратить энергию по пустякам, перемежаются восточными притчами и занятными фактами о шаолиньских монахах.

«Секрет» публикует отрывки из этой книги.

Жёсткий и мягкий одновременно

После начального образования ученики кунг-фу начинают специализацию в соответствии со своими наклонностями.

Они закаляют свои тела, чтобы овладеть одним или несколькими удивительными искусствами, и их сверхчеловеческое мастерство производит на нас неизгладимое впечатление. С помощью таких методов, как Iron Shirt («Железная рубашка»), Iron Arm («Железная рука») или Iron Leg («Железная нога») монахи- бойцы укрепляют тело, руки, ноги или голову. Они могут гнуть о голову железные пруты, разбивать ребром ладони кирпичи, на их руках, ногах или груди ломают толстые деревянные доски, не причиняя боли и травм. В чём же их секрет?

В монастыре Шаолинь это называется «жёсткий в мягком» и «мягкий в жёстком». На тренировках они каждый день в течение многих лет учатся концентрировать энергию в отдельной части тела, например, ударяя сотни раз рукой по какому-нибудь предмету. Вначале они делают это осторожно и мягко, затем усилие повышается, так что после долгих лет тренировок удар получается такой сокрушительной силы, что способен расколоть пополам кирпич. При этом речь идёт не только об увеличении мышечной силы, а о качестве мускулатуры и правильном использовании энергии Ци.

Подобное внимательное и постепенное наращивание силы удара препятствует получению каких-либо травм. С течением времени ученик обретает способность аккумулировать свою Ци тремя разными способами.

На физическом уровне. С одной стороны, за счёт многократной стимуляции на протяжении длительного времени увеличивается плотность костей и мускулов. С другой стороны, ученик всё больше и больше контролирует данную часть тела и таким образом находит нужную меру «расслабленного напряжения», необходимую для амортизации удара без травм. В результате часть тела становится жёсткой и мягкой одновременно.

На уровне сознания и духа. Со временем ученик развивает в себе способность настолько сильно фокусироваться на какой-либо части тела, что при ударе он может сконцентрироваться на балансе между внутренним напряжением и расслаблением. Благодаря контролю дыхания и сердцебиения создаётся оптимальный энергетический баланс, который противостоит удару точно так же, как и страху получить удар.

Эта связь тела, сознания и духа создаёт условия для развития незаурядных способностей и реализации скрытого потенциала. В этом секрет Ци!

Способности монахов-бойцов не являются ни волшебством, и, по сути, чем-то особенным. На это способен каждый. И всё-таки это магия, нечто исключительное, поскольку требует многолетней физической подготовки, дисциплины и внутренней силы, чтобы достичь подобного уровня мастерства.

Руководителю тоже необходим внутренний баланс, он позволит ему быть то жёстким, то мягким, а иногда и тем, и другим одновременно.

Тот, кто в любых ситуациях остаётся мягким и сохраняет нейтралитет в работе и руководстве, не умеет ни встречать изменения, ни противостоять вызовам, ни справляться с трудностями. «Мягкий руководитель» склоняется к тому, чтобы делегировать решение вопросов, вместо того чтобы вплотную подойти к ним и взять на себя ответственность.

Те, кто, напротив, занимает исключительно жёсткую позицию и исповедует авторитарный стиль в работе и руководстве, не может инициировать никаких изменений, не способен распознать проблему или избежать трудностей. «Жёсткий руководитель» склонен присваивать себе ответственность и решение всех вопросов, а также всё контролировать, вместо того чтобы вникнуть во все обстоятельства дела, раскрыть потенциал сотрудников и коллег и использовать его.

В искусстве управления быть жёстким и мягким одновременно означает делать одно и не допускать другого. К пониманию этого можно прийти через внимательность. Тот, кто уделяет особое внимание актуальным целям в каждый отдельно взятый момент, принимает адекватные той или иной ситуации меры, действует соответствующим образом или решает проблемы.

Конечно, ни одного руководителя не оценивают по тому, можно ли благодаря его жёстким и одновременно мягким мускулам и внутренней фокусировке сломать об его руку толстую деревянную доску. Но умение направить внимание в нужное русло имеет в бизнесе решающее значение. Таким образом, вы можете гарантировать, что ни вы, ни ваше окружение не растрачивают драгоценную энергию понапрасну и не упускают возможности для развития. Быть жёстким и мягким одновременно означает обладать бизнес-Ци. Ведь поток энергии — это поток успеха.

Практическое задание. Формирование «железного» руководителя

Большинство людей делятся на более жёстких и более мягких. Однако мы все обладаем способностями целенаправленно развивать оба этих аспекта. И в этом умении можно упражняться, как доказывают мастера Шаолиня.

Тренинг «железного» руководителя поможет вам тщательно взвесить оба аспекта при достижении цели и лучше понять, какой способ действий предпочесть в той или иной ситуации. С помощью такого метода вы обеспечите себе, делу и своей команде — то есть всей компании — приток энергии и успеха.

В этом упражнении речь идёт не о том, чтобы выяснить, какой образ действия вам ближе — жёсткий или мягкий. С помощью приведённых ниже вопросов вы сможете получить большее понимание ситуации. Постарайтесь сочетать в себе обе составляющие и в нужный момент использовать ту, что необходима.

В каких ситуациях вы действуете жёстко? В каких мягко?

Как вы себя чувствуете, если приходится показывать свою жёсткую сторону? А как ощущаете себя, демонстрируя мягкость?

Как реагирует ваше окружение в том или ином случае?

Каких результатов вы достигаете, если подходите к решению одной и той же задачи с жёсткостью или мягкостью?

Какой эффект даёт одновременное сочетание обоих качеств?

Каким образом вы понимаете, что правильно было действовать жёстко?

Каким образом вы понимаете, что правильно было действовать мягко?

Настоящие мастера искусства «синхронной жёсткости и мягкости» способны выдерживать удары, которые могут убить неподготовленного человека. Эти монахи-бойцы аккумулируют столько силы и энергии в одной руке, что одним ударом могут дробить большие камни, с которыми не справится и самый большой молот.

Путь к настоящему мастерству ведёт и к другим положительным результатам: мудрости и скромности. Если вы знаете свою силу, вам не нужно больше выставлять её напоказ. Ведь вы знаете, кто вы и на что способны.

Тот, кто обладает исключительными способностями, неохотно их демонстрирует, но с радостью делится ими с теми, кто серьёзно хочет работать над формированием тех же навыков. Спортсмены, которые демонстрируют свои способности на телевидении или участвуют в шоу, делают это часто только потому, что ещё молоды и чувствуют потребность в признании и удовлетворении своего эго. Это нормально и понятно, в конце концов, каждый этап нашей жизни имеет свой смысл и преподносит бесценные уроки.

К сожалению, есть также люди, которые не обладают никаким особыми способностями и вводят в заблуждение наивную публику разными трюками. Они разбивают кирпич, который был замочен на ночь в воде, а затем заморожен — так разбить его значительно проще и быстрее. Или они ломают о свою голову металлический стержень, заранее подпиленный или изготовленный из хрупкого материала, а затем утверждают, будто бы это связано с силой духа. Это обман, не имеющий ничего общего с сознательностью, тренировками, познанием, мудростью, то есть просветлением. Это фокусы, в которых нет ничего от способностей шаолиньских мастеров. Для их выполнения не требуется многолетних упорных тренировок тела, разума и духа, а только фантазия, пара дней подготовки, немного практики, а также публика, которая с готовностью даёт себя обмануть.

Однако вам не стоит следовать этому примеру ни в профессии, ни в жизни, нужно во всём стараться открыть в себе все самые лучшие качества. Если при этом вы будете руководствоваться опытом Шаолиня, то сможете совершенствоваться всю свою жизнь, поскольку знаете — ваш потенциал бесконечен.

«Святой» и «светский» — «каждая медаль имеет две стороны»

Отец с сыном проходили по пыльным улицам одного города по полуденной жаре. Отец сидел на осле, а мальчик вёл того под уздцы.

«Бедный мальчик, — сказал прохожий. — Его короткие ножки пытаются поспеть за шагом осла. Как можно так безразлично восседать на осле, когда видишь, как мучается маленький ребёнок?!»

Отец принял сказанное близко к сердцу, слез за углом и посадил в седло мальчика.

Прошло немного времени, когда послышался голос ещё одного прохожего: «Какое бесстыдство. Этот сорванец восседает на осле как король, в то время как его бедный старый отец идёт пешком».

Это больно укололо мальчика, и он попросил отца сесть на осла вместе с ним. «Вы только посмотрите!» — тотчас послышалась ругань старой женщины. — Живодёры! Бедный осёл надрывает спину, а старый и малый бездельники сидят как ни в чём не бывало. Бедное животное!»

Обруганные отец и сын переглянулись, и оба молча сошли на землю. Не успели они сделать и нескольких шагов, как один человек стал смеяться над ними: «Не будьте глупцами! Зачем выгуливать осла, ведь он ничего не делает, от него нет никакой пользы, хотя мог бы везти кого-то из вас?»

Отец протянул ослу пучок сена и положил руку на плечо сына. «Что бы мы ни делали, — сказал он, — всегда найдётся кто-то, кто не согласен с этим. Я думаю, нам стоит самим определить, что считать правильным».

Ограниченное восприятие всегда примитивно и вводит нас в заблуждение. Оно расшатывает и разрушает основанные на стремлении к чему-либо или предубеждениях надежды, которые быстро тают.

Монастырь Шаолинь, к примеру, бесспорно, является противоречивым местом. С одной стороны, он представляет 1500-летнюю древнюю мудрость, с другой стороны — это культурное учреждение. Эти противоречия затрагивают не только само учреждение, но даже традиции и быт. Если рассматривать монастырь поверхностно и только с одной точки зрения, перед глазами возникает образ либо весьма отличный от реальности, либо отражающий только один её фрагмент.

В этом случае невозможно увидеть богатство культуры, которая возвела боевые искусства и учение о мудрости на высочайший уровень и вдохновила людей по всему миру. Вы не увидите место зарождения дзен и не увидите монахов, которые круглосуточно занимаются в уединении и упорно тренируются. Односторонний взгляд будет сфокусирован только на коммерческом предприятии, круглый год привлекающим туристов со всего света, продающим им билеты на туры или шоу, а также собирающим пожертвования и продающим сувениры из монастыря в многочисленных лавочках.

Всё это коммерческий бизнес и одновременно полезное дело, ведь вырученные деньги идут на сохранение храма и финансирование многочисленных проектов по сохранению культуры по всему миру.

Поверхностный взгляд зачастую порождает однобокие фантазии о монастыре Шаолинь. В результате завораживающий миф блекнет, или светское общество отворачивается от него.

Правда лежит зачастую посередине. Светские аспекты монастырской жизни на удивление гармонично соседствуют со священными традициями: «монахи-управленцы» живут с «монахами-мастерами», развитие бизнеса поддерживает развитие культуры, туристы и хаос с одной стороны, покой и дисциплина — с другой, поверхностность и современный менеджмент наряду с тысячелетней мудростью и традицией.

«Тот, кто чересчур поклоняется святому и избегает светского, или наоборот, тот всегда плывёт по реке иллюзий», — учит дзен-пословица. В другой пословице говорится: «Перед просветлением не забудь нарубить дров и принести воды. После просветления не забудь нарубить дров и принести воды».

Что общего у монастыря с современным бизнесом? Монастырь Шаолинь был и остаётся организацией, работающей«Здесь и Сейчас». Это означает, что здесь исходят из настоящего положения вещей: что необходимо и эффективно на данный момент для того, чтобы развивать «культуру предприятия» на пользу тем, кто хочет сотрудничать. Чтобы найти святость, следует принять светское.

Что бы вы ни думали о своей фирме, своих начальниках или сотрудниках, всегда существует два подхода: святой или светский, хороший или плохой. Решающим фактором является то, насколько ясно вы видите и знаете, куда направлено ваше внимание.

Разочарования охватывают вас как спрут. Они проявляются тогда, когда мы страдаем от несбыточности чего-либо, вместо того чтобы развивать то, что уже существует. Говоря языком рассказанной выше истории: что бы вы подумали, если бы встретили старика и мальчика с ослом?

Чтобы избежать раздражения и сожалений, мастера Шаолиня показывают нам средний путь, который играет главную роль в буддистском учении о достижении просветления: «Следуете средним путём. Если не впадёте ни в одну, ни в другую крайность, а будете придерживаться середины, то ясно увидите истинное положение дел».

Срединный путь часто сравнивают со струной музыкального инструмента. Если струна слишком сильно натянута, она может оборваться. Если она недостаточно натянута, из неё не удастся извлечь правильного звучания. Только умеренное натяжение заставляет струну звучать.

Если, к примеру, в своём отделе вы систематически закрываете глаза на проблемы того или иного сотрудника, эти трудности рано или поздно придут и к вам. Это вызовет раздражение и конфликты. Если же вы будете реагировать на проблемы своего сотрудника слишком резко или слишком быстро, возможно, вы лишь попусту растратите его потенциал. Но в чём же состоит срединный путь? Находясь в центре, избегая крайностей, вы можете заняться поиском решения, уместным и целесообразным в данной ситуации в отношении конкретного человека.

Срединный путь создаёт ясность, поскольку подразумевает осознание и анализ обеих крайностей.

Перед просветлением необходим анализ, иначе можно остаться на стадии гипотезы. Для руководителя, так же как и для сотрудника, важно видеть и признавать взгляды и проблемы других людей — даже если, возможно, вы сами их не разделяете.

Руководитель должен регулярно вспоминать, чем живут рядовые сотрудники. А сотрудник должен иметь представление о том, с какой ответственностью и каким давлением сталкивается в работе его начальник. С помощью открытого, честного и своевременного диалога — без иллюзий! — вы продолжите срединный путь, по которому пройдёте вместе со своей командой. Люди, встречавшие на пути старика и мальчика с ослом, могли ведь спросить обоих, почему они ведут себя именно так.

Практическое задание. Открываем срединный путь

Если вы хотите найти срединный путь, вам помогут следующие вопросы.

В каких областях вы понапрасну растрачиваете свою энергию, оставаясь во власти иллюзий?

Какие радикальные установки приводили вас и других к конфликтам?

В каких ситуациях вы теряетесь в «светском», не видя «святого»? И наоборот, в каких ситуациях вы захвачены «святым» и не принимаете «светского»?

Какие свои черты вы скрываете от других людей?

Что мешает вам вести открытый и честный диалог с оппонентом в конфликтной ситуации?

Какие решения вы не хотите принимать?

Какие границы вы не хотите переходить?

Обсудить ()
Новости партнеров