5 способов повысить эффективность розничной точки
Фишки для магазина или кафеВ торговле новые технологии традиционно появляются в e-commerce. Может показаться, что в офлайновом ритейле не происходит ничего нового. На самом деле это не так — в последнее время недорогие и функциональные решения доступны не только федеральным сетям, но и небольшим магазинам. Поскольку учётный сервис, разработкой и развитием которого мы занимаемся, это лишь часть инфраструктуры магазина, недавно мы решили рассказать своим пользователям, какие ещё решения для торговли есть на рынке. На посвящённом этому мероприятии мы неожиданно собрали полный зал и поняли, что про новые полезные фишки надо рассказывать и дальше — теперь делимся опытом с читателями «Секрета».
В торговле новые технологии традиционно появляются в e-commerce. Может показаться, что в офлайновом ритейле не происходит ничего нового. На самом деле это не так — в последнее время недорогие и функциональные решения доступны не только федеральным сетям, но и небольшим магазинам. Поскольку учётный сервис, разработкой и развитием которого мы занимаемся, — это лишь часть инфраструктуры магазина, недавно мы решили рассказать своим пользователям, какие ещё решения для торговли есть на рынке. На мероприятие, посвящённое этим решениям, мы неожиданно собрали полный зал и поняли, что про новые полезные фишки надо рассказывать и дальше — теперь делимся опытом с читателями «Секрета».
Самостоятельная инкассация через банкомат
Если вы занимаетесь торговлей, то задача загрузить выручку розничной точки в банк актуальна чуть ли не ежедневно. Важно, чтобы это не съедало часть дневной выручки — например, минимальная стоимость инкассации, то есть заезда на вашу точку, составляет 500 рублей. При небольшой выручке это дороговато. Поэтому нулевая комиссия — мечта предпринимателя. Но для этого нужно ездить в банк, что тоже оборачивается целой эпопеей — необходимо подстраиваться под часы работы отделения и тратить время.
Сейчас у крупных банков (например, Альфа-банка, Сбербанка и других) появилась услуга самостоятельной инкассации прямо в банкомате: идёте к ближайшему и складываете в него выручку. Пока туда нельзя положить монеты, и это, пожалуй, единственная проблема такого продвинутого и классного способа инкассации для малого бизнеса. Комиссия нулевая, как и в отделении банка, а получается удобнее.
Мобильные терминалы оплаты
Точка продаж, которая не принимает карты, уже стала анахронизмом. По данным ЦБ, в 2014 году в рознице 21% продаж оплачивался картами, и эта цифра постоянно растёт. Нельзя сказать, что мобильные терминалы оплаты — это новшество. Они появились несколько лет назад, но первые модели были ненадёжными и похожими на модные игрушки. Они не поддерживали авторизацию по пин-коду, а значит, плохо защищали от мошенничества. Также нельзя было проводить платежи по картам типа Electron / Maestro — это около 8% рынка.
Сейчас активно появляются новые устройства, которые подключаются к смартфону по Bluetooth и имеют собственную клавиатуру для ввода пин-кода. Работать с такими терминалами легко и просто — там минимум кнопок. И это совершенно полноценные устройства для оплаты, хотя стоят они около 5000 — 10 000 рублей, тогда как обычные терминалы — от 20 000 рублей.
Мобильные кассы
Некоторые производители мобильных решений пытаются копировать западные продукты типа Square (популярный американский сервис мобильных платежей) для iPad, но для многих предпринимателей это дорого. Сейчас появляется альтернатива — решения для дешёвых устройств на платформе Android. С их помощью специализированную POS-систему легко заменить на планшет с фискальным регистратором (печатает чеки). Стоимость такой кассы — от 20 000 рублей, а за аналогичную по функционалу POS-систему нужно отдать не менее 60 000 рублей. Такие решения очень хорошо подходят для организации продаж в стрит-фуде — легко, удобно, недорого и даже красиво.
Системы лояльности
Это модная и востребованная, но достаточно сложная с точки зрения схемы мотивации и внедрения штука. Сейчас есть сервисы, которые позволяют запустить такую систему на смартфоне — не нужно ничего разрабатывать и возиться с тысячами карт лояльности. Часто такие сервисы работают через приложения и QR-коды, по которым активируется скидка, начисляются и списываются баллы. Такие системы демонстрируют неплохие результаты — в некоторых случаях повышение среднего чека на 10–15% и рост выручки.
При этом надо понимать, что мотивация персонала гораздо важнее, чем условия программы лояльности. Нельзя просто сказать продавцам раздавать дисконтные карты — сотрудники должны быть денежно мотивированы на то, чтобы продвигать программу. Поэтому важна не столько система лояльности, сколько система мотивации продавцов. Есть программы, которые легко встраиваются в кассовые решения и в режиме онлайн показывают эффективность продавцов в различных временных разрезах, а также отклонения от плана (например, Platius или Giftoman).
Облачный бэк-офис
Облачный бэк-офис — это учётная система, которая позволяет в онлайн-режиме видеть остатки товара, управлять закупками, строить аналитику на основе этих данных и взаимодействовать с клиентами. В противовес этому — учётные программы, которые надо устанавливать на компьютер и покупать достаточно дорогие лицензии. Облачный же бэк-офис обойдётся вам примерно в 1000 рублей на одну кассу в месяц. Такие сервисы работают по подписке, что помогает не тратить много денег на старте. О том, как улучшить работу бэк-офиса, мы уже рассказывали.
В итоге, если взять планшет с фискальным регистратором, поставить бэк-офис, внедрить программу лояльности, купить мобильный терминал для приёма оплаты и каждый вечер ходить в ближайший банкомат, то оборудовать, запустить и обслуживать свой розничный магазин можно в пределах 40 000 рублей. Причём такие деньги вы потратите только в первый месяц, а дальше — абонентская плата. Такие деньги — это просто ерунда по сравнению с затратами на старые решения для торговли, поэтому можете начинать экономить без потери в качестве.