Почему прокрастинация полезна для вашего бизнеса
Ждите до последней минуты!Прокрастинацию считают врагом эффективности: вы отвлекаетесь на соцсети, мессенджеры или задумчиво смотрите в окно вместо решения рабочих задач. Основатель маркетинговой компании Non-Obvious и автор книги «Всегда ешьте левой рукой. Неочевидные советы для успеха» Рохит Бхаргава, наоборот, называет прокрастинацию стратегическим выбором, который идёт на пользу бизнесу. Как правильно откладывать дела на потом, Бхаргава объясняет на своём опыте.
Прокрастинацию считают врагом эффективности: наверняка вы ругаете себя, когда отвлекаетесь на соцсети, мессенджеры или задумчиво смотрите в окно вместо решения рабочих задач. Зря! Основатель маркетинговой компании Non-Obvious и автор книги «Всегда ешьте левой рукой. Неочевидные советы для успеха» (вышла в издательстве «Альпина») Рохит Бхаргава называет прокрастинацию стратегическим выбором, который идёт на пользу бизнесу. Как правильно откладывать дела на потом и выходить за пределы своих должностных обязанностей, Бхаргава объясняет на своём опыте.
Стратегически выжидайте до последней минуты
Бывают моменты, которые требуют быстрой реакции, но далеко не всё, что вас просят сделать, должно быть выполнено срочно. Так что постарайтесь освоить искусство стратегической прокрастинации. Вот отличный пример из повседневной жизни: если у вас дома заканчивается молоко, вы сразу бежите за ним в магазин или просто берёте на заметку, что его надо будет купить позже (как правило, вместе с целым списком других вещей)?
Это одна из форм стратегической прокрастинации: вы не торопитесь выполнить задачу, а дожидаетесь момента, когда сможете сделать это с оптимальной эффективностью. Попытайтесь так же воспринимать и те задачи, которые встают перед вами в работе. Потратьте час на письма, а потом закройте почту и не возвращайтесь к ней хотя бы несколько часов. Продуктивные работники сознательно распределяют своё время и специально не торопятся браться за те дела, которыми можно заняться позже.
Оставайтесь в настоящем моменте
Современного человека очень легко отвлечь — скажем спасибо переизбытку информации, социальным сетям и неконтролируемому желанию всегда оставаться на связи. Чтобы отучить себя выпадать из настоящего момента, я в прошлом году посвятил целый месяц поиску наилучшего способа, как обезопасить себя в дневное время от любых отвлекающих технологий: отключил все уведомления на телефоне; убрал с первой страницы дисплея большинство социальных сетей и создал многоступенчатую систему папок. Теперь, чтобы добраться, например, до Instagram, мне нужно сделать целых три клика. Я удалил все игры. А ещё дал себе зарок никогда не пользоваться телефоном за едой и стал носить его в сумке, а не в кармане, чтобы его было труднее достать (а значит, и соблазн быстро в него заглянуть возникал бы реже).
Вас никто не заставляет идти на такие меры, но ввести для себя некоторые дисциплинарные правила пользования технологиями абсолютно необходимо — если, конечно, вы не хотите упустить удачный момент из-за того, что сидели, уткнувшись носом в телефон.
Чаще занимайтесь «своевременной» учёбой
Своевременное образование необязательно должно быть официальным — вроде обучения в вузе. На самом деле вы получаете его каждый раз, когда готовитесь к встрече или осваиваете на будущее новый навык. Когда я решил основать собственное издательство, мне пришлось в ускоренном темпе разбираться со всем, начиная с особенностей разных типов ламинации и нанесения УФ-лака на обложках изданий и заканчивая системой кодов BISAC и метаданных для издательской продукции.
Для этого я нанял экспертов по издательскому делу, чтобы они за почасовую оплату отвечали на каждый возникающий у меня вопрос. Я читал публикации, посещал учебные курсы и окружил себя специалистами по всем направлениям — от работы печатных машин до составления указателя. За следующие два года я узнал столько всего, что мог бы наверняка претендовать на диплом выпускника магистратуры по специальности «издательское дело», — и всё ради того, чтобы сделать свою компанию лучше.
Как игнорировать свою работу
Выявите реальную потребность
Как правило, у любого задания, которое вас просят выполнить, есть две составляющие: само задание и та потребность, которой оно обосновано. Профессиональные консультанты знают, что зачастую их нанимают люди, которых мучает ощущение, будто они завалены по горло своим имуществом и не могут за ним уследить. В представлении такого человека оптимальное решение — создать новую систему организации вещей, чтобы разместить своё добро более удобным и эффективным образом.
Однако самые толковые консультанты понимают, что проблема лишь частично связана с плохой организацией. На самом деле, помимо новой организационной системы, этим людям также требуются новые привычки. Чтобы стать более организованным, нужно ещё и приучить себя придерживаться выработанной системы — иначе чувство перегруженности и беспомощности вернётся вместе с неизбежно нарастающим бардаком.
Старайтесь сделать лучше
Предлагать улучшения, а не просто выполнять то, о чём попросили, — это главный способ выйти за пределы своих должностных обязанностей. В вашей карьере будет масса моментов, когда вас будут просить что-нибудь просто сделать. Помню один такой эпизод, который произошёл во время моей работы в Австралии: к нам приехала американская коллега, и меня попросили в срочном порядке помочь ей с организацией презентации для сиднейского коллектива.
Перепроверяя её слайды, я поменял написание многих слов: например, «color» на «colour» — потому что австралийцы используют британские правила орфографии. Она не просила меня этого делать, но изменения заметила. Можно ли из-за своей инициативности нарваться на неприятности? Конечно. Но стоит ли оно того? В моём случае да, оно того стоило.
Когда в следующий раз возникла возможность поработать с американским офисом, эта коллега первым делом обратилась ко мне, потому что тем своим крохотным поступком я продемонстрировал ей, что всегда стремлюсь не просто выполнить поручение, а предложить лучший вариант.
Перепишите свои должностные обязанности
Люди занимают те или иные вакансии из необходимости, но это не значит, что слабое или неполное описание функционала для вашей должности — повод работать спустя рукава. Не ждите, когда ваши должностные обязанности будут пересмотрены или когда наступит какой-то запланированный момент для оценки качества вашей работы, — лучше соберитесь с мыслями и осознанно перепишите свой функционал.
Вспомните, какую работу вы выполняете сверх своих обязанностей, и подумайте о том, чем бы вы в идеале хотели заниматься чаще. Запишите это всё на бумаге. В следующий раз, когда у вас появится возможность поговорить о своей роли на совещании с руководством, эти записи помогут вам самим чётче осознать, в какое русло направлять разговор. В конце концов, вы лучше других знаете, какие функции должны значиться в описании вашей должности... если вы уже их выполняете.
Подписывайтесь на «Секрет фирмы» в «Яндекс.Дзене» и Google News.