secretmag.ru
Опубликовано 30 ноября 2015, 10:16

Как построить продуктивный офис

Комфорт сотрудника важнее всего

Компания Pridex специализируется на отделке офисов. Перед тем, как приступить к проектированию и строительству нового офиса для своих заказчиков, мы проводим опросы ожиданий сотрудников. Они делятся с нами своими представлениями о том, какие функциональные зоны внутри офиса и приёмы организации рабочего пространства могут улучшить их работоспособность. За семь лет мы собрали пожелания около 20 000 человек, работающих в более чем 150 офисах, и выявили главные элементы продуктивного офиса.

Как построить продуктивный офис

Есть чёткая взаимосвязь между уровнем комфорта на рабочем месте и результатами работы. Согласно данным исследования Университета Восточной Англии (UEA) работодатели теряют больше денег из-за неэффективности сотрудников, а не из-за их отсутствия на рабочем месте. Например, финансовые потери работодателей Великобритании ежегодно составляют 15,7 млрд фунтов. Ситуация «неэффективного присутствия» возникает, если сотруднику неудобно на рабочем месте и его мозг работает в режиме «перегрузки». Чем больше возможностей для «переключения» мозга, тем эффективнее оказываются результаты труда. Следовательно, чем больше различных функциональных зон в офисе, тем лучше для производительности сотрудника.

Компания Pridex специализируется на отделке офисов. Перед тем как приступить к проектированию и строительству нового офиса для своих заказчиков, мы проводим опросы сотрудников. Спрашиваем, как функциональные зоны внутри офиса могут улучшить их работоспособность. За семь лет мы собрали пожелания около 20 000 человек, работающих в более чем 150 офисах, и выявили главные элементы продуктивного офиса.

Комнаты тишины

Для сотрудников, чьи рабочие места расположены в опенспейсе, нужны островки приватности (за них высказалось около 17% респондентов). Большинству офисных работников негде говорить по телефону на рабочие или личные темы. В качестве переговорных пунктов используются коридоры, кладовые и даже туалеты.

Компактные обособленные пространства могут использоваться и для конференц-коллов, и для мини-совещаний. Кроме того, они подходят для работы, требующей повышенной концентрации и тишины. В идеале площадь тихих комнат должна составлять до 5% площади всего офиса. А если существует возможность трансформации и объединения маленьких пространств в большие переговорные в случае необходимости, то их объём может доходить и до 10% рабочего пространства.

Создать акустический комфорт в тихой зоне можно за счёт использования звуконепроницаемых перегородок и экранов, ковровых покрытий, подвесных потолков. Декоративные элементы из войлока и других звукопоглощающих материалов позволят сделать звуконепроницаемыми даже стеклянные или гипсокартонные перегородки. Набирающая популярность тенденция — фитодизайн. Зелёные стены и потолки, фитокартины и живые перегородки из растений используются не только для разделения помещения на зоны, но и для звукоизоляции.

Фотография: Marcin Wichary / Flickr

Фотография: Marcin Wichary / Flickr

Переговорных много не бывает

За увеличение количества переговорных комнат высказывается 12% респондентов. Чем больше переговорных, тем меньше времени и сил сотрудники тратят на поиски помещений для больших совещаний и презентаций.

К организации переговорных можно проявить нестандартный подход. Если заранее сделать пространство многофункциональным, то одна и та же площадка подойдёт для разных целей. Раздвижные мобильные перегородки могут за десять минут превратить несколько небольших переговорных во вместительный конференц-зал или помещение для мозгового штурма. Спрятанные под фальшивый пол коммуникации и мобильные мебельные решения позволяют быстро переформатировать помещение, подстроив его под текущие бизнес-задачи.

Ещё один вариант многофункциональности — использование в качестве переговорных лаундж-зон и даже кабинетов руководителей. Например, в московском офисе Siemens любой сотрудник может занять рабочее место начальника отдела, когда тот находится в отпуске, командировке или на кратковременных переговорах.

Шкафчики и курилки

Наличие в офисе гардероба или курилки на улице — типичное требование. Сотрудники высказываются за нестандартное решение этих опций. 40% опрошенных хотят гардероб с персональными шкафчиками, как в фитнес-клубе, где можно хранить запасной комплект одежды и обуви, зонты и другие личные вещи. Так снимается проблема переполненности общих офисных гардеробов, да и парадный костюм не окажется рядом с чужой мокрой курткой. Многие говорят о том, что это было бы удобно в периоды резкой смены погоды: всегда можно выйти с заранее припасённым зонтом или накинуть тёплый свитер.

А около 18% опрашиваемых, несмотря на запрет курения в общественных местах, заявляют о необходимости в офисе собственной курилки. Они говорят о том, что выходы на перекур на улицу съедают рабочее время, а в плохую погоду чреваты пропусками работы по болезни. С этой позицией согласно и руководство некоторых компаний. В нашей практике был случай, когда в стену кабинета директора была вмонтирована заглушка на улицу, которая отодвигалась и обеспечивала естественную вентиляцию кабинета.

Другой вариант — утеплить открытые балконы и террасы, если они имеются в офисе. Для этого можно использовать тепловые пушки или стеклянные перегородки, которые сделают пространство менее продуваемым и сохранят тепло.

Спорт на работе

Возможность заняться физическими упражнениями в рабочее время увеличивает производительность. Врачи не устают повторять, что с малоподвижным образом жизни связано возникновение таких заболеваний, как избыточный вес, остеохондроз позвоночника, геморрой. Поэтому позволить сотрудникам сделать короткую физическую разминку — в интересах работодателя.

Полноценный спортзал под силу оборудовать только большим компаниям. Но есть простое решение — организация спортзала во дворе или на террасе. Руководитель одного из офисов, создавший небольшую спортивную площадку на открытой террасе, рассказывал, что сотрудники даже там активно обсуждают рабочие вопросы. Спортивный уголок можно организовать и внутри совсем небольшого офиса: поставить шведскую стенку или беговую дорожку, разместить турник.

Фотография: Marcin Wichary / Flickr

Фотография: Marcin Wichary / Flickr

Игровая перезагрузка

За эту опцию в офисе высказывается около 25% опрашиваемых. Игровая может быть изолированной комнатой с мягкой мебелью и столами для игр в пинг-понг или настольный хоккей. Многие высказываются за монитор с видеоприставкой. Опрошенные нами офисные работники единодушны: наличие игровой зоны повышает работоспособность, поскольку даёт возможность психологической разгрузки. Наши знакомые психологи подчёркивают, что чем выше напряжение сотрудников в течение дня, тем актуальнее потребность в комнате для релаксации. В зоне особого риска банки, консалтинговые компании, рекламные агентства — именно там уровень психологических нагрузок порой зашкаливает.

По мнению физиологов, установленные перерывы на отдых более эффективны, чем те, которые работник регулирует и использует самостоятельно. Лучше сделать в течение дня время для коротких перерывов длительностью от 10 до 15 минут. Тогда сотрудники будут покидать игровую отдохнувшими, но и не засидятся за играми слишком долго.

Душ в офисе

Собственный душ в офисе хотели бы иметь 3% опрошенных нами офисных работников. Его наличие экономит время и улучшает самочувствие тех, чья работа связана с внешними контактами и постоянными встречами и командировками. Очень пригодится душ тем, кто ездит на работу на велосипеде или роликах. Психологи и физиологи относят водные процедуры к одному из наиболее эффективных способов снятия стресса. Разумеется, при обустройстве душевой необходимо позаботиться о раздевалке, чтобы свежевымытый сотрудник в халате и тапочках не столкнулся в коридоре с советом директоров.

Мечта о кухне

Наконец, место для приготовления и принятия пищи оказалось самым желанным в офисе. За наличие кухни выступило 58% участников опроса. Им важно иметь альтернативу ресторанам и столовым и экономить время на обедах. Кухонную зону можно сделать нестандартной и вдохновляющей с помощью простых дизайн-ходов — к примеру, стилизации этого пространства под модное кафе. Можно усилить эффект при помощи приятного музыкального ряда. Такая кухня создаст возможность эмоционального переключения, человек на короткое время перестанет концентрироваться на текущих рабочих вопросах, что и есть главный ключ к высокой продуктивности. Подобная пауза позволяет мозгу систематизировать накопленную информацию и сформулировать способы решения поставленных задач.

Цветовые решения

Если добавить во все описанные выше зоны правильные цветовые акценты, то продуктивность можно повысить ещё больше. Цвет существенно влияет на психическое и физиологическое состояние человека, главное — определиться с тем, какого эффекта вы хотите добиться. Тёплые цвета действуют возбуждающе, тонизируют, повышают работоспособность. Например, коричневый улучшает исполнительские функции, жёлтый и оранжевый поднимают настроение и способствуют возникновению нестандартных решений. Холодная гамма расширяет пространство, помогает углубиться в себя. Синий повышает активность головного мозга, зелёный и голубой успокаивают, позволяют сосредоточиться.