Как китайские компании находят и растят таланты
Чему поучиться у Alibaba«Работа с персоналом в китайских компаниях сводится к тому, чтобы нанять как можно больше дешёвых сотрудников, которые будут работать почти круглосуточно и фактически за еду» — этот широко распространённый стереотип не имеет ничего общего с реальностью. Наоборот, китайские корпорации активно и целенаправленно вкладываются в развитие своих специалистов. Одна из крупнейших китайских компаний Alibaba Group (капитализация — $275 млрд) построила целую систему поиска и воспитания талантов. Возможно, именно эта работа помогла ей стать лидером на глобальном рынке электронной торговли.
«Работа с персоналом в китайских компаниях сводится к тому, чтобы нанять как можно больше дешёвых сотрудников, которые будут работать почти круглосуточно и фактически за еду» — этот широко распространённый стереотип не имеет ничего общего с реальностью. Наоборот, китайские корпорации активно и целенаправленно вкладываются в развитие своих специалистов. Одна из крупнейших китайских компаний Alibaba Group (капитализация — $525 млрд) построила целую систему поиска и воспитания талантов. Возможно, именно эта работа помогла ей стать лидером на глобальном рынке электронной торговли.
Воспитание талантов
Система Alibaba основана на умении распознать потенциал сотрудника, поставить его в общей структуре на своё место и выработать алгоритм его развития. При этом в компании вовсе не делят сотрудников на гениальных и бездарных. Каждый человек рассматривается в одной и той же системе координат, где X — его эффективность сотрудника, оцениваемая по градационной шкале (высокий, средний или низкий), а Y — карьерный потенциал (амбиции, компетенции и возможности развития).
Работой с талантами в компании занимается специальная структура — Alibaba Global Leadership Academy. Сюда сотрудники поступают по конкурсу — их оценивают с помощью той же системы координат. Поощряются самовыдвиженцы, так как главные корпоративные ценности Alibaba Group — мотивация, желание расти и развиваться не только внутри компании, но и за её пределами. Поступить в академию могут и люди со стороны (причём со всего мира), но приоритет отдаётся собственным кадрам.
Отобранные сотрудники проходят модульное обучение в течение 16 месяцев. Они не только учатся в классе, но и перенимают опыт на местах — за время обучения сотрудники успевают поработать в нескольких бизнес-подразделениях.
Академия не ставит цель развить какие-либо профессиональные компетенции. Её задача — воспитать лидеров, поддерживающих культуру Alibaba. Основная программа академии, «Трансформационная программа развития талантов», посвящена выявлению будущих международных лидеров Alibaba. После прохождения обучения в академии сотрудников назначают на руководящие бизнес-роли.
Поиск талантов в системе образования
Alibaba опирается не только на свою корпоративную систему. Компания постоянно ищет одарённых сотрудников во внешнем мире, в чём ей активно помогает система образования Китая.
В частности, Alibaba сотрудничает с Hengshui School. Это учебное заведения славится выдающейся академической успеваемостью, которую обеспечивают жёсткие тренинги, строгие правила и дисциплина. Вот как выглядит учебный день в этой школе:.
5:30 — Подъём под музыку.
5:40 — Сбор на игровой площадке.
5:45–6:15 — Бег. Во время утренних занятий бегом каждый студент должен держать книгу, чтобы в перерывах между бегом читать вслух.
6:15–6:50 — Время, выделенное для запоминания знаний (громкое чтение).
6:50–7:10 — Завтрак.
7:10–7:50 — Самостоятельное повторение, проверка друг у друга знаний.
8:00–11:00 — Четыре пары занятий.
11:20–12:00 — Самостоятельное повторение.
12:00–12:40 — Обед.
12:45–13:30 — Сон.
13:40–18:00 — Пять пар занятий.
18:00–18:20 — Ужин.
18:20–22:50 — Самостоятельное повторение.
23:10 — Отбой.
Такая система подготовки превращает и без того талантливых детей (других бы туда не приняли) в сильных бойцов, за которыми охотятся интернет-гиганты.
Ещё один глобальный проект, «А100» (сотрудничество со 100 мировыми учебными заведениями), позволяет Alibaba запускать щупальца в каждый уголок земли. В этом проекте Alibaba предоставляет студентам свою базу данных и ресурсов, обеспечивает учебные заведения облачными технологиями и лабораториями big data, объединяя образование с исследованиями. За три года программа должна помочь собрать и вырастить для компании 50 000 талантов (результаты компания пока не раскрывает).
При этом Alibaba не отказывается от удалённых сотрудников, фрилансеров и временных команд и даже помогает им в развитии своих проектов. Например, в Гонконге компания организовала Alibaba Hong Kong Young Entrepreneurs Foundation — фонд для поддержки предпринимателей с капиталом $128 млн.
Компании забирают российские таланты
Часто говорят, что Alibaba — уникальная компания. Во многом это так, но с талантами работает не только она. Huawei, например, ещё к концу 2014 года создала 45 учебных центров по всему миру, чтобы развивать местных специалистов и передавать им нужные знания. Для этого фирма привлекла более 1200 квалифицированных преподавателей, более 200 профессиональных дизайнеров и разработчиков учебных программ. Также Huawei предложила стипендии и стажировки для выдающихся студентов. Сегодня обучение уже прошли 10 000 студентов из более чем 100 университетов в 35 странах. Такая стратегия позволяет Huawei собирать сливки инженерных талантов по всему миру.
Китайские руководители, выработав методику работы с талантами, развивают компании быстрыми темпами: затраты, которые они вложили на первом этапе в своих сотрудников, окупаются в разы.
К сожалению, у российских компаний до сих пор не выработаны методики работы с одарёнными сотрудниками. Работодатели открещиваются от талантов, так как не знают, как правильно мотивировать их и создать необходимые условия для их самореализации. Кроме того, у российского бизнеса нет практики собирать таланты по миру — пока мы остаёмся донорами.
Фотография на обложке: Liu Xiao / Xinhua / ZUMA Wire