secretmag.ru
Опубликовано 21 августа 2015, 13:00

Коллеги с привилегиями: Почему надо поощрять служебные романы

Бизнес только выиграет

Отношения между коллегами принято скрывать, и даже если официально это не запрещено, всё равно никто не торопится афишировать роман. К служебным интригам многие относятся как к бомбе замедленного действия — когда-нибудь влюблённые поссорятся и не смогут работать вместе. Или наоборот так увлекутся друг другом, что забудут про обязанности. Но на самом деле 62% участников служебных романов считают, что этот опыт помог им в работе и карьере. «Секрет» разобрался, почему нельзя запрещать любовные отношения между сотрудниками.

Коллеги с привилегиями: Почему надо поощрять служебные романы

Отношения между коллегами принято скрывать, и даже если официально это не запрещено, всё равно никто не торопится афишировать роман. К служебным интригам многие относятся как к бомбе замедленного действия — когда-нибудь влюблённые поссорятся и не смогут работать вместе. Или, наоборот, так увлекутся друг другом, что забудут про обязанности. Но на самом деле 62% имевших служебные романы считают, что этот опыт помог им в работе и карьере. «Секрет» разобрался, почему нельзя запрещать любовные отношения между сотрудниками.

Это создаёт позитивную корпоративную культуру

Любые ограничения создают в компании нездоровую атмосферу, особенно если под запретом оказывается то, что практически неизбежно. Согласно прошлогоднему исследованию HeadHunter 41% сотрудников заводит служебные романы. Тотальный контроль за личной жизнью людей не приведёт к снижению этого показателя, а только навредит отношениям в коллективе. Во-первых, мнение о начальнике изменится — восхищаться деспотами нелегко. Во-вторых, если сотрудники нарушат приказ, то будут испытывать чувство вины и страх того, что их обнаружат. Это может привести к неделям, а то и месяцам фрустрации и отрицательно скажется на эффективности работы. Наконец, найдутся и те, кто захочет выслужиться перед боссом и станет следить, не завёл ли кто из его коллег роман на рабочем месте, — ни у первых, ни у вторых времени и сил на работу не останется.

Напротив, демократичное отношение к служебным романам — это инвестиции в лояльность сотрудников и в повышение их продуктивности. «Когда в офисе складывается здоровая обстановка, не располагающая к нагнетанию страстей, интригам и выяснению отношений по вопросам, не относящимся к делу, служебные романы не только не снижают эффективность труда, а, напротив, демонстрируют свою "прибавочную стоимость"», — уверена гендиректор психологической консультационной компании «ММ-Класс» Марина Мелия. По её словам, атмосфера, которая формируется вокруг влюблённых, создаёт общий позитивный настрой в коллективе.

Положительные эмоции подталкивают к сотрудничеству — согласно исследованию компании Protecting, большинство участников служебных романов заметили, что коллеги стали более легко идти на контакт. А хорошая коммуникация между сотрудниками — главный признак хорошей корпоративной культуры.

Сотрудники не прогуливают работу

Даже у самого трудолюбивого сотрудника раз в месяц появляется желание остаться в рабочий день дома. Если ссылаться на фиктивную болезнь решается не каждый, то уж опоздать или уйти пораньше позволяют себе многие. Один день или несколько часов вроде бы не сильно влияют на эффективность бизнеса, но в год набегает приличное количество неотработанного времени. У влюблённого в коллегу сотрудника повышается не только мотивация прийти в офис — он рад и задержаться на работе.

«Я сама была ярым противником интрижек на работе. Но со временем стала отмечать, что влюблённые пары никогда не опаздывают на работу, они энергичны и трудоспособны», — рассказывает руководитель направления «Специальные проекты» хедхантинговой компании Cornerstone Лариса Иршинская. Она советует руководителям использовать период влюблённости по максимуму и нагружать пару дополнительной работой — они будут только рады поработать вместе сверхурочно.

Продуктивность повышается

Помимо количества часов, которое сотрудники проводят в офисе, улучшается и качество их труда. Это происходит потому, что они получают дополнительное удовольствие от работы в команде — общее дело помогает развитию отношений. А желание произвести друг на друга впечатление делает сотрудников более креативными.

«Влюблённые хотят удивлять, поражать, восхищать, и это делает их остроумными, успешными, компетентными, открытыми к переменам», — говорит Марина Мелия. Она приводит в пример сотрудников аудиторской компании, которые вернулись из одной командировки парой. Поначалу шеф боялся, что офис превратится в площадку для соревнования двух неравнодушных друг к другу людей, а остальные сотрудники будут наблюдать любовное «реалити-шоу» вместо работы. Но в паре сложились партнёрские отношения, они готовы были вместе взяться за самое сложное задание и съездить в командировку в любой отдалённый регион. До романа их считали середнячками, но вместе они стали ценными сотрудниками компании.

К тому же влюблённые всегда помогут друг другу, даже если это не входит в их должностные обязанности. А если один сотрудник избавит другого от мелкой рутины, то у второго хватит времени на что-то более полезное для компании.

Сотрудники не разрываются между работой и домом

Чем больше времени посвящается работе, тем меньше остаётся на семью. Особенно остро эта проблема стоит перед сотрудниками стартапа, которым каждый день надо выкладываться на полную, чтобы компания продолжала развиваться. Но объяснить это не вовлечённому в процесс человеку бывает тяжело, даже если он очень близок. Когда влюблённые — ещё и коллеги, они глубже понимают специфику и не обижаются на отсутствие свободного времени. К тому же при работе в одном офисе легче выкроить время на то, чтобы вместе пообедать или просто поболтать.

«Когда твоя личная и профессиональная жизнь тесно переплетены и если это здоровые отношения, это только выгодно для работодателя», — считает Пия Чаттопадхия, которая работает репортёром в корпорации CBС вместе со своим мужем Питером Армстронгом. Они вместе уже десять лет, и, по словам Пиии, именно отношения помогли ей пережить долгие часы напряжённой работы — она всегда чувствовала, что Питер рядом, и не хотела оказаться со своим бойфрендом где-то вне работы.

Служебные романы чаще перерастают в счастливые браки

Если человек счастлив в семейной жизни, он сможет сфокусироваться на работе. А служебные романы чаще превращаются в брак — так заканчивается одна из пяти офисных интрижек. «Если бы у Match.com были такие показатели, их реклама была бы на каждом автобусе в Онтарио», — говорит Хелейн Олен, соавтор книги «Office Mate: The Employee Handbook for Finding — and Managing — Romance on the Job».

Брак может оказаться неудачным, но и здесь у коллег шансы лучше, чем у всех остальных. Так, в Швеции исследование 1500 рабочих мест и 37 000 сотрудников показало, что в офисных браках риск развода в два раза ниже, чем у обычных пар. Нет необходимости думать о разделе имущества и ссорах дома — больше времени и сил найдётся для работы.

Романы помогают снизить текучку

Запрет на отношения между коллегами может привести к тому, что они просто уйдут в другое место. Но если поспособствовать тому, чтобы служебный роман сложился удачно, сотрудникам будет тяжелее покинуть компанию. При рассмотрении предложений от конкурентов они будут думать не только о карьерных перспективах, но и о том, как это скажется на отношениях, что может оказаться важнее. «Состоявшиеся многолетние пары, которых я навидалась, относятся к фирме, которая их соединила, как ко второму дому. Они лояльны компании и не стремятся её покинуть, так как для них это возможность быть ближе друг к другу», — объясняет Лариса Иршинская.

Простые правила помогут получить выгоду от офисных романов

«Давайте вернём романы обратно в офис», — призывает основатель Virgin Group Ричард Брэнсон. Он уверен, что если приветствовать отношения между сотрудниками, то они будут с энтузиазмом поддерживать внешнюю политику компании. Брэнсон советует ввести только несколько правил. Во-первых, надо следить за тем, чтобы один сотрудник не подчинялся напрямую другому — в подобном случае следует предложить им перейти в другие отделы. Во-вторых, периодически влюблённых надо разделять и не позволять им работать вместе постоянно. В-третьих, надо донести до всех, что использовать корпоративные инструменты (например, почту) для личного общения неприемлемо.

Эти правила лучше закрепить письменно и выпустить гид по офисным романам в компании — в ненавязчивом и приветственном тоне. Тогда компания больше станет похожа на большую семью, в которой «влюблённость между сотрудниками — это большое приключение, которому все рады».

Фотография на обложке: Cultura / Frank and Helena