secretmag.ru
Опубликовано 21 октября 2016, 15:49

Культурный код: Зачем инвестор Дмитрий Волков вкладывается в искусство

Плюсы меценатства

Предприниматель и инвестор Дмитрий Волков больше любит говорить о философии и современном искусстве, чем о бизнесе. Он готовится защитить докторскую диссертацию по философии, устраивает уличные фестивали для музыкантов, художников и учёных, спонсирует выставки в Третьяковке и постоянно думает о смысле жизни. В это время его компания развивает собственные интернет-проекты и инвестирует в чужие, например в сервис Shazam, проекты Lingualeo, TripTogether, Roomi и другие. Волков рассказал «Секрету» о том, как стал предпринимателем и философом и объяснил, почему искусство и технологии сильно влияют друг на друга.

Культурный код: Зачем инвестор Дмитрий Волков вкладывается в искусство

Предприниматель и инвестор Дмитрий Волков больше любит говорить о философии и современном искусстве, чем о бизнесе. Он готовится защитить докторскую диссертацию по философии, устраивает уличные фестивали для музыкантов, художников и учёных, спонсирует выставки в Третьяковке и постоянно думает о смысле жизни. В это время его компания развивает собственные интернет-проекты и инвестирует в чужие, например в сервис Shazam, проекты Lingualeo, TripTogether, Roomi и другие. Волков рассказал «Секрету» о том, как стал предпринимателем и философом, и объяснил, почему искусство и технологии сильно влияют друг на друга.

Первый бизнес я запустил ещё в школе, когда мне было 14 лет. Друг предложил трудоустроить наших сверстников, и мы открыли детскую биржу труда, о юридических вопросах мы тогда не задумывались. О нас случайно написал, кажется, «Московский комсомолец», стали приходить ребята с родителями и без, приносить заявки. Мы занялись поиском работодателей, которым нужны были молодые люди, устраивали молодёжь и подростков курьерами и промоутерами, а себе брали комиссию. Издательский дом «Московские новости» нанял через нашу биржу 20 человек для распространения русскоязычного издания New York Times в Москве, я тоже был в числе этих 20 — руководил командой. В какой-то момент мы перестали успевать в школе, не хватало времени на уроки, и бизнес пришлось закрыть. Я к тому моменту уже зарабатывал на личные расходы и помогал маме.

Как появилась Social Discovery Ventures

В 90-х я был одним из активистов сети Fido, прообраза интернета. Я тогда учился в МГУ на историческом факультете, занимался переводами с английского на русский и наоборот, разные люди обращались за помощью. Один из таких людей, американец, спросил как-то, могу ли я найти программистов, чтобы перевести что-то с языка ColdFusion на ASP, и я сказал, что могу. Запросив приличный гонорар, за который, на мой взгляд, в то время вполне можно было перевести всего Толстого на любой язык мира, я отправился искать людей, способных выполнить это задание. Нашёл одного хорошего программиста, потом ещё одного, а через четыре года их стало 200. Так в 1997 году была основана компания Social Discovery Ventures (SDVentures).

Я — не программист. Программировать у меня получалось плохо. Но у меня получилось эффективно выстроить работу, коммуницировать между клиентами и программистами. Именно поэтому дальше я стал развиваться как предприниматель и руководитель.

В 28 лет я обнаружил: всё моё время поглощает работа. При этом чем больше времени я тратил на работу, тем больше она требовала времени и внимания. Нужно было придумать барьер для того, чтобы работа не поглотила меня целиком. Я решил получить второе высшее образование и поступил на философский факультет МГУ. Приходилось уходить с работы в 6 вечера, чтобы успевать на занятия. Но к тому моменту у меня уже была хорошая команда, так что часть функционала можно было делегировать. В результате я получил второй диплом, защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую вопросам сознания и работам Дэниела Деннета. А сейчас готовлюсь к защите докторской. Это продолжение начатых исследований.

Спин-офф-компании

Культурный код: Зачем инвестор Дмитрий Волков вкладывается в искусство

© © Facebook / Social Discovery Ventures

Мы занимались в основном заказным программированием. Но некоторые наши продукты и сервисы стали основой для нового бизнеса — спин-офф-компаний. Например, система управления продажами в интернете, сделанная для одного из клиентов, со временем превратилась в компанию PayOnline. Она представляла услуги по процессингу для интернет-бизнесов. В нулевых мы получили грант на $100 000 от Microsoft на доработку этого продукта. Сейчас это один из лидеров рынка.

Ещё одна компания выросла из наших внутренних потребностей в обучении сотрудников. Я всегда много времени уделял обучению команд, и к нам часто приезжали западные эксперты. Как-то один из моих товарищей, тоже владелец IT-бизнеса, спросил, могут ли к курсу присоединиться и его технические специалисты. Так появилась компания SoftwarePeople.

Ещё одна спин-офф-компания — «ЮзабилитиЛэб». К нам в команду пришёл очень сильный проектировщик интерфейсов Дмитрий Сатин. Работа пошла отлично. Но в какой-то момент мы заметили, что наши сотрудники занимаются «халтурой». Они проектируют не только для внутренних задач, но и для внешних заказчиков. Я решил не увольнять их, а сделать отдельный бизнес. Через некоторое время эта компания тоже стала лидером в своей отрасли. Мы проектировали для многих крупных заказчиков: «Билайна», МТС, Альфа-банка. В то время как все занимались дизайном, мы делали упор на конверсию.

Параллельно с этим SDVentures инвестировала в различные интернет-проекты. Многие инвестиции оказались очень выгодными. В частности, инвестиции в области social discovery индустрии, в социальные технологии. Мы вкладываемся в сайты по поиску попутчиков, сайты-community для изучения иностранных языков, технологии для мессенджеров, сайты знакомств. Сейчас в портфель входит около сотни компаний.

Вообще, я с детства понимал, что мир глобальный, поэтому сразу выбрал приоритетным направлением работу с глобальными партнёрами. Один из таких — фонд DNCapital. Штаб DN Capital находится в Лондоне, фонд отсматривает много проектов в Европе. В Кремниевой долине рынок стартапов перегрет, там любой человек с идеей стоит $10 млн. В Европе много хороших проектов, и они оценены более реалистично. Так что мы ориентируемся на Европу. В этом направлении работают и другие наши партнёры по венчурным инвестициям, например фонд ITech.

Наша последняя инвестиция в $1 млн — в социальную сеть учёных Academia.edu. У меня очень много надежд связано с этим проектом. Думаю, что научную сферу ждёт такая же революция, которая случилась в других сферах. Музыка и видеоконтент теперь доступен через подписку. Для создателей контента это хорошо, и для потребителей тоже. А вот рынок научных публикаций пока контролируется крупными издателями. Думаю, если и в этой сфере наступят перемены, от этого и учёным, и потребителям будет лучше.

Как искусство помогает бизнесу

В чём я вижу главное отличие SDVentures от других международных интернет-холдингов? Во-первых, мы помогаем интернет-проектам в области social discovery, то есть ресурсам, которые соединяют людей с общими интересами для совместных путешествий, обучения языкам, знакомств. Во-вторых, я убеждён, что творчество вдохновляет на инновации, поэтому в основе корпоративных ценностей SDVentures лежат инновационные технологии и современное искусство. Мы активно участвуем в поддержке и реализации культурных инициатив на стыке искусства, науки и технологий.

Почему я думаю, что искусство помогает IT-бизнесу? Когда мы стали вкладываться в искусство, мы стали интереснее своим же сотрудникам, и с партнёрами появился дополнительный уровень связи. Для инвестиций в искусство у нас есть фонд SDV Arts & Science Foundation, проекты которого скорее можно отнести к меценатству, чем к извлечению прибыли. Хотя у нас, например, постепенно формируется внушительная коллекция современного искусства, которая может принести прибыль в будущем. Коллекция недавно пополнилась технологической инсталляцией Sillk известного российского художника Дмитрия Морозова. Это автоматический музыкальный инструмент, похожий на арфу, у которого струны натягиваются в зависимости от курса биткоина по отношению к разным валютам.

В нашем офисном центре в Риге, который мы назвали OraculeTangPlaza по названию арт-объекта, созданного художником Олегом Куликом для участия в фестивале Burning Man, есть коворкинг для технологических компаний. Там же организовано пространство, в котором могут работать художники. Погружая программистов и художников в одну среду, мы создаём творческое пространство. Первыми её гостями из области искусства должны стать художники, получившие в этом году грант музея «Гараж» в области «технологического искусства». SDV Arts & Science Foundation стал инициатором создания этого специального гранта в рамках ежегодной стипендиальной программы музея для молодых художников 2016–2017 года.

Среди других наших недавних проектов в сфере искусства — Фестиваль уличных пианино. Мы проводим его уже два года подряд. В этом году темой фестиваля стала гибридизация. Вместе с командой талантливых художников, музыкантов и учёных мы постарались объединить музыку, современное искусство и новые технологии. Мы хотели поделиться своими открытиями с жителями города, заставить каждого задуматься и переосмыслить природу привычных вещей. Фестиваль трансцендентных фортепиано прошёл в сентябре в парке искусств «Музеон». Я сам принял в нём участие: вместе с Игорем Бутманом сыграл на фортепиано «Караван» в эксперименте-перформансе «Фортепиано с препарированным музыкантом». На голове у меня и Бутмана во время представления закрепили датчики электроэнцефалографа, которые фиксировали активность мозга и визуализировали её на огромном экране. Получился не только аудио-, но и видеоперформанс.

У нас ещё много проектов. Один из них — собрать коллекцию первых изданий трактатов, повлиявших на становление современной аналитической философии. Находки уже появились: первое издание «Критики чистого разума» Канта 1787 года и «Эссе о человеческом познании» Юма 1748 года. Эти работы — фундамент современной философии. Думаю, искусство, философия и бизнес всегда будут частями моей жизни.

Фотография на обложке: Social Discovery Ventures