secretmag.ru
Опубликовано 06 февраля 2017, 08:35

«Бизнес для панков»: Как начать дело без денег и чёткого плана

Советы основателя пивоварни BrewDog

В 2007 году в городке Эллон на северо-востоке Шотландии начала работу крафтовая пивоварня BrewDog. Сегодня, почти 10 лет спустя, компания продаёт пиво по всему миру (в том числе в своих собственных барах в Лондоне, Риме, Токио, Сан-Паулу и других городах) на $86 млн в год. Теперь BrewDog хочет войти в топ-10 производителей крафтового пива в США и строит там сейчас первую пивоварню. «Сначала мы разливали всё вручную, мы — это два парня и собака, — рассказывает сооснователь компании Джеймс Уотт. — Собака всё ещё с нами, но вот "мы" — это уже 650 сотрудников». «Секрет» публикует фрагмент книги Джеймса Уотта «Бизнес для панков» (её русский перевод вышел в издательстве «Азбука Бизнес»), в котором автор рассказывает, почему от бизнес-планов мало проку, а от скупердяйства и прижимистости — много.

«Бизнес для панков»: Как начать дело без денег и чёткого плана

В 2007 году в городке Эллон на северо-востоке Шотландии начала работу крафтовая пивоварня BrewDog. Сегодня, почти десять лет спустя, компания продаёт пиво по всему миру (в том числе в своих собственных барах в Лондоне, Риме, Токио, Сан-Паулу и других городах) на $86 млн в год. Теперь BrewDog хочет войти в топ-10 производителей крафтового пива в США и строит там сейчас первую пивоварню. «Сначала мы разливали всё вручную, мы — это два парня и собака, — рассказывает сооснователь компании Джеймс Уотт. — Собака всё ещё с нами, но вот "мы" — это уже 650 сотрудников». «Секрет» публикует фрагмент книги Джеймса Уотта «Бизнес для панков» (её русский перевод вышел в издательстве «Азбука Бизнес»), в котором автор рассказывает, почему от бизнес-планов мало проку, а от скупердяйства и прижимистости — много.

Не тратьте время на дурацкие бизнес-планы

Планирование — это всего лишь слепые догадки. Долгосрочное планирование — несбыточная фантазия, ласкающая ваше эго. Не тратьте время попусту.

В 2006 году один из моих приятелей начал работать над бизнес-планом. Мы встретились пару месяцев назад. Как вы думаете, чем он был занят? Этот чудак продолжал трудиться над своим планом, перемалывая числа. За это время мы создали компанию, вышли на международный рынок и наняли на работу более 500 человек. Не заморачиваясь составлением никчёмных планов.

Чтобы начать бизнес, нужны яркая миссия, финансовая хватка и быстрота реакции. От бизнес-планов мало проку. Завтра на свете будет всего два вида компаний: быстрые и мёртвые. Настало время действовать быстро или уйти на покой. Если скорость света вам не по зубам, садитесь на следующий звездолёт и возвращайтесь к себе на ранчо.

Мы живём в динамичном мире, и темп жизни всё время растёт. Для малого бизнеса и стартапов долгосрочное планирование не работает. Уследить за бесчисленными переменными, которые влияют на ситуацию, невозможно. Мгновенно реагировать на происходящее куда важнее, чем сверяться с устаревшим планом. Не планируйте завтра, задайте жару сегодня. Сначала выстрелите, а потом задавайте вопросы. Пусть вас согревает мысль о том, что, если вы продумаете всё до последней детали, неведомые факторы, с бешеной скоростью меняющие сегодняшний мир, лавиной обрушатся на ваш план, и от него не останется камня на камне, прежде чем вы начнёте воплощать его в жизнь.

Поэтому гните свою линию и не тяните резину. Приветствуйте изменения и принимайте вещи такими, как есть. Будьте решительным, бесстрашным и быстрым. Не планируйте, а действуйте. Любые проволочки тормозят получение бесценных откликов от реального мира, которые помогают принимать обоснованные решения и вырабатывать стратегию. Дайте себе свободу, проявляйте инициативу, смело идите вперёд, и пусть рынок и потребители оттачивают и улучшают ваши дальнейшие манёвры. Реализуйте свои идеи. Это принесёт огромную пользу. Учитесь на практике, и пусть ваши решения формируют стратегию.

Ваши решения должны подчиняться основной миссии. Не идиотскому плану, который написан в прошлом. Сначала действуйте, а потом оценивайте результаты. Неведение может оказаться благом. Чем больше вы знаете, тем выше вероятность того, что вы будете наступать на те же грабли, что и все остальные. Когда мы запустили BrewDog, мы не знали, как принято действовать. Мы делали всё по-своему и нашли непроторённую дорожку, которая привела нас к успеху. Будь мы более опытными, мы делали бы такие же глупости, как и все остальные. Наивность и энтузиазм дали нам мощный толчок, а кривая научения стремительно взмыла вверх. Операционная гибкость позволит вам достичь поставленных целей. Жёстко контролируйте цифры и верьте в свою миссию. Миссия — это ваш компас, она поможет вам не сбиться с курса и пройти сквозь огонь и воду.

Умоляйте, влезайте в долги, предлагайте бартер, торгуйте из-под полы

Многие стартапы разоряются по одной простой причине: они тратят слишком много денег, заработанных в поте лица, на ненужные вещи. При создании стартапа нужно научиться использовать наличные средства по максимуму — в десять раз эффективнее, чем в уже налаженном бизнесе. Отдача на каждый доллар должна быть как можно выше. Рассуждайте как самогонщик, торгующий из-под полы. Это поможет вам продержаться на плаву достаточно долго, чтобы переломить ситуацию в свою пользу. Будьте скрягой, прижимистым мерзавцем, который дрожит над каждым пенни. Правдами и неправдами старайтесь подкопить денег. Наличка — это король. Присягните ему на верность. Денежные ресурсы стартапа священны. Это кровь и плоть вашего предприятия — в буквальном смысле слова. Без наличности ваш бизнес сядет на мель. Берегите каждое пенни так, словно от него зависит ваша жизнь. Потому что на самом деле так оно и есть.

Подвергайте сомнению любые затраты, как самый циничный и самовлюблённый сукин сын на свете. Это сослужит вам добрую службу. На самом деле дефицит ресурсов часто идёт на пользу. Нужда — это замаскированное преимущество, она стимулирует творческое начало и изобретательность. Радуйтесь нужде. Хольте и лелейте её. Она закалит вас, научит обходиться малым и наполнит ценностью каждое пенни.

Не отдавайте работу на сторону и не платите людям деньгами, которых у вас нет. Отсутствие средств на зарплату — скрытое благо.

Сторонним подрядчикам наплевать на ваш бизнес, они не болеют о нём душой, как вы сами, и уж конечно не разбираются в нём так, как вы. Делайте всё своими руками, не полагаясь на других. Консультанты, маркетинговые агентства, рекрутинговые фирмы — всё это дармоеды, которые отравляют атмосферу стартапа и подтачивают его финансовое здоровье.

Делегирование функций в годы становления — удел лузеров. Даже когда ваш бизнес подрастёт и окрепнет, остерегайтесь внешних участников и партнёров. Все они отлично заговаривают зубы и сулят золотые горы, но у них нет никаких оснований переживать за дело так же, как вы. На первых порах нужно пестовать свой детище, не спуская с него глаз, — именно это помогает выстоять.

Оглядываясь назад, могу сказать, что мы действовали именно так. Мы с Мартином быстро научились разбираться в штрихкодах, регистрации товарных знаков, дизайне этикеток, разработке сайтов, бухгалтерии, выставлении счетов, подаче заявок на получение субсидий, возведении стен, прокладке дренажных труб, монтаже пивоваренного оборудования, ремонте разливочных машин, редактировании видео и во множестве других вещей. Всё это мы делали сами, потому что у нас просто не было выбора.

Усвойте радикальную панк-этику и её основной принцип — «сделай сам». Первые панки не желали быть просто зрителями или потребителями, и они с нуля выстроили собственную субкультуру. Когда в 1970-х годах панк-рок взорвал мир, лучшие группы записывали и продавали свои альбомы самостоятельно, вне налаженной музыкальной индустрии. Основной принцип панк-этики «сделай сам» означает: не нужно рассчитывать на существующие структуры, процессы или советчиков, поскольку это делает вас зависимыми от системы.

Если ваша цель — разрушить систему, научитесь не зависеть от неё. Стройте собственный бизнес, используя свои умения и опыт, приобретайте новые навыки — тогда вы будете знать своё дело вдоль и поперёк и, что ещё более важно, сможете полностью контролировать растущую компанию.

Будьте вольнодумцем, кочевником, аутсайдером. Вы должны быть абсолютно самодостаточным и не рассчитывать на чью-то помощь. Если ваш бизнес требует определённого набора навыков, постарайтесь освоить их, и желательно побыстрее.

Затяните пояс потуже и приготовьтесь воевать на два фронта — считать каждое пенни и изучать своё дело, чтобы знать его досконально. Вас ждут на станции Скупердяйская. Если вы не готовы к этому, ваше путешествие закончится в Лузерском тупике.

Книга предоставлена издательством «Азбука Бизнес»