secretmag.ru
Жизнь4 мин.

Ученики российских онлайн-школ не ищут работу после выпуска. Почему и кто там реально учится — исследование

© Секрет Фирмы, создано при помощи нейросети

К выпускникам онлайн-академий работодатели часто могут относиться предвзято. В России сложился стереотип, что туда за легкими навыками идут случайные люди без базового образования. Изучив 300 тысяч резюме бывших студентов интернет-курсов исследователи агентства AdsON (данные есть в распоряжении редакции) поняли, что в реальности все иначе.

Кто идет в онлайн-школы в России в 2025 году

Онлайн-школы часто обещают, что помогут освоить сложные цифровые профессии всем желающим — от слесаря до мастера маникюра. Со стороны может показаться, что учиться идут люди, далекие от IT-сферы. Однако реальный портрет студента выглядит иначе.

Эксперты интернет-маркетингового агентства AdsON провели исследование выпускников онлайн-школ, проанализировав 292 тысяч резюме, и вот что они выяснили.

Возраст

Учащиеся онлайн-школ — это в основном взрослые люди, которые находятся еще только в середине своего профессионального пути. Исследование показывает, что почти 83% студентов принадлежат к двум возрастным группам: от 18 до 30 лет (37%) и от 30 до 40 лет (45%).

Молодежь до 18 лет и люди старше 60 лет составляют менее 0,5% аудитории. Это легко объяснить: первым только предстоит получить основное образование и определиться с профессией, а вторые уже вышли из активной карьерной гонки.

Явных закономерностей по возрастному срезу не выявлено, можно лишь говорить о том, что небольшой «перекос» в сторону молодой аудитории («зумеры» и пограничная часть соседних категорий) есть у Skillbox, Яндекс Практикума, Bang Bang Education и SF Education. В то время как более возрастная аудитория замечена в «Нетологии», Skillfactory и Eduson Academy.

Евгений Ванжула
СЕО AdsON

© AdsON

Пол

Распределение студентов по половой принадлежности в онлайн-школах в целом соответствует общей демографической картине в России. Согласно данным Росстата, на 2025 год в стране проживает около 76 млн женщин и 66 млн мужчин.

Эта пропорция отражается и в аудитории онлайн-курсов: женщин среди учащихся 54%, мужчин — 45%.

Опыт

Почти две трети аудитории (64,5%) имеют большой опыт работы — 6 лет и более. Еще 19% учащихся работали от 3 до 6 лет. Важно понимать, что, несмотря на такой солидный стаж, в него часто входит опыт по специальностям, очень далеким от изучаемых.

© AdsON

Образование

Подавляющее большинство студентов онлайн-школ имеют высшее образование. Суммарно выпускники специалитета, бакалавриата и магистратуры составляют 78,2% от общей аудитории.

Каждый сотый ученик является кандидатом наук (1%). Среди россиян с неоконченным высшим образованием всего 8% хотят изучать профессию онлайн, а среди выпускников колледжей и техникумов — 9%.

Специализация

Студенты онлайн-школ осваивают самые разные цифровые профессии. Почти треть из них (27%) выбирает маркетинг и контент. Разработка и администрирование в IT привлекают 21% учащихся, а аналитика — 21%.

Реже встречаются будущие управляющие проектами, специалисты поддержки и аккаунтинга (12%), дизайнеры (10%) и менеджеры цифровых продуктов (почти 7%).

Чего студенты ждут после выпуска

По завершении обучения выпускники онлайн-школ обычно имеют четкие ожидания от своей будущей карьеры. Их цели касаются трех основных аспектов: поиска работы, уровня дохода и графика.

Ожидания по зарплате

Самые популярные зарплатные ожидания среди выпускников онлайн-школ находятся в вилке от 100 тысяч до 150 тысяч рублей. Именно на такой уровень дохода ориентируется большая часть студентов (почти 49%).

Зарплата до 100 тысяч рублей устроит 19% выпускников, а до 60 тысяч — 15%. При этом около 1,2% выпускников рассчитывают на зарплату от 350 тысяч рублей и выше. Это те, кто претендует на руководящие роли или узкоспециализированные позиции в высокооплачиваемых нишах.

Удобный график

Не менее важным для соискателей бывает и формат работы. Большинство выпускников ориентируются на полную занятость, так называемый фултайм.

При этом почти каждый третий выпускник готов рассматривать удаленный формат работы (30%). Такой вариант обычно особенно интересен для жителей регионов. Гибкие формы занятости также пользуются спросом (21%) — бывшие студенты стремятся сами устанавливать начало смены и ее финал, чтобы адаптировать рабочий день под свою устоявшуюся жизнь и привычки.

Статус занятости

Статистика показывает, что большинство выпускников онлайн-школ не спешат сразу после обучения менять работу. Только 20% студентов активно ищут новое место.

60% выпускников не ищут работу совсем. Они могут трудиться в других сферах, совмещать учебу с текущей работой, находиться в декрете или временно приостановить карьерные планы.

Еще 20% находятся в пассивном поиске: они открыты к предложениям, но сами не рассылают резюме. Это говорит о том, что для многих обучение — это долгосрочная инвестиция в навыки, а не срочная попытка сменить работу.

Исходя из объективных данных, мы видим, что далеко не каждый студент онлайн-курсов попадает в ИТ. Как и не все достигают карьерного роста или увеличения заработной платы — это тоже нужно признать. В нашей базе есть много примеров, когда условные официанты, бармены и кладовщики формально получают новые технические навыки, однако все равно остаются вне ИТ-рынка.

Евгений Ванжула