«Троица» раздора. Почему вокруг иконы Рублёва поднялась такая суета, что комментировать пришлось в Кремле
Контекст
До революции 1917 года икона «Троица» Андрея Рублёва (написана в 1411 или 1425-х годах) находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, а после её отправили на реставрацию и передали на вечное хранение в Третьяковскую галерею. Уже к тому времени старинное произведение несколько раз реставрировали, оно чернело и сыпалось, его опять реставрировали. В общем, сохранность была под вопросом. Но при советской власти «Троицу» всё же удалось сохранить, поместив в специальные почти тепличные условия.
В 2008 году реставраторы оценили состояние древнего произведения и пришли к выводу, что его не нужно трогать и оставить в тепличных условиях.
Но как говорится, ничто не бывает вечным. В 2022 году впервые почти за 100 лет икона покинула галерею (до этого её эвакуировали оттуда во время войны): её вывезли в Троицкий собор в Сергиевом Посаде в честь празднования 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского.
«"Троицу" разместили в специальном стеклянном саркофаге справа от входа в алтарь, так, чтобы все желающие приложиться к раке, где покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского, смогли поклониться и иконе», — сообщал местный канал «Вперед. Сергиев Посад».
Увы, даже специальный саркофаг не уберёг канонический образ от повреждений. После того как икону отправили на богослужение в Троице-Сергиеву лавру, на ней обнаружили 61 существенное изменение. Тогда в прессе писали, что «Троица» получила «многочисленные шелушения красочного слоя», пять из которых признали аварийными. Эксперты подтвердили, что это произошло из-за «резкого перепада температурно-влажностного режима», поскольку картина была установлена в неклиматической выставочной витрине.
Теперь специалисты опасаются, что второго путешествия икона уже не переживёт.
Что особенного в этой иконе
Иконописцы в прошлом редко подписывали свои произведения, что усложняет точное определение авторства большинства работ. В ситуации с «Троицей» проще: есть некоторые исторические источники, в которых упоминается не только сама икона, но и её автор.
Во вкладных книгах Троице-Сергиева монастыря, датируемых XVII веком, упоминается документ из 1574–1575 годов. В нём-то и говорится, что «Троица» некогда занимала место в иконостасе Троицкого собора.
Также в «Сказаниях о святых иконописцах», созданных в XVII веке, сообщается о том, что настоятель Троицкого монастыря Никон заказал икону «Троица» Андрею Рублёву. Эти факты позволяют искусствоведам предполагать, что именно Рублёв и есть автор иконы.
Особенность иконы не только в том, что искусствоведы определили её автора, но и в уникальном видении Рублёва. Изображение образа «Троицы» с древних времён представляло сложность для иконописцев.
Будем честны: перенести на холст образ Господа в трёх ипостасях практически невозможно. Именно поэтому иконописцы использовали библейский сюжет из Ветхого завета «Гостеприимство Авраама». По сюжету господь появился перед Авраамом в образе трёх мужей и во время трапезы пообещал ему, что у него скоро родится сын Исаак — родоначальник богоизбранного народа.
Рублёв создал композицию, которая фокусирует внимание зрителя на триединстве Бога, воплощённого в трёх прекрасных ангелах.
Почему икону решили перевезти в монастырь
Икону «Троица» Андрея Рублёва передали Русской православной церкви «в ответ на многочисленные просьбы православных верующих». По крайней мере, так говорится на официальном сайте Московского патриархата.
Легендарную икону выставят 4 июня 2023 года для общенародного поклонения в кафедральном соборном храме Христа Спасителя, где оно простоит целый год. Затем икона отправится в Троицкий собор Свято-Троицкой лавры. Соответствующий указ 15 мая подписал президент Владимир Путин.
Правда, решение главы государства одобрили не все. Инициатива вызвала широкий резонанс в обществе. На заседании научно-реставрационного совета Третьяковки обсуждалось состояние иконы, тогда же подписали протокол о том, что её нельзя выносить из галереи.
Очень велик риск повреждения уникальной иконы, если её не будут хранить в подобающих условиях. Аутентичная живопись может быть утрачена, и тогда мы потеряем возможность видеть авторскую живопись Андрея Рублёва.
Впрочем, воспрепятствовали этому переезду не только деятели сферы искусства, но и некоторые священники.
Так, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, протоиерей Леонид Калинин, выразил беспокойство по поводу транспортировки и дальнейшего хранения картины. Он также отметил, что для иконы следует создать «специальную защитную капсулу с инертным газом», в которой «Троица» «будет прекрасно себя чувствовать, где не будет опасности повреждений, грибков, перепадов температуры и влажности».
Оживлённые споры вокруг этой работы Рублёва понятны, как и желание верующих. Для них это именно икона, которая должна находиться в святом месте. Ситуация вызвала такой резонанс, потому что специалисты из сферы искусства и культуры понимают, что картине нужны особые условия хранения. Они не хотят потерять икону, которая во многом уже стала символом русской иконописи.
Возможно ли создать идеальные условия для картины в монастыре
Искусствовед и арт-консультант Татьяна Стискина сомневается, что в монастыре можно создать идеальные условия для хранения столь древнего произведения искусства.
Для сохранения подобных уникальных произведений нужны особые температурные условия и климатический режим, в том числе режим влажности воздуха. Для этого нужны профессионалы и ответственные непосредственно за это люди. Очень многие иконы и картины были повреждены от копоти свечей, и подобные повреждения портят красочную поверхность. Нельзя в монастыре создать такие условия, как в галерее. Подобное решение может повести к утрате единственной достоверной иконы Андрея Рублёва, в которой он создал новую иконографию и композицию.
Впрочем, В РПЦ пообещали хранить икону в соответствии с требованиями учёных.
«Они будут храниться по тем требованиям, которые нам представят Эрмитаж и Третьяковская галерея», — отметил председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов).