Из продавца видеокассет в скандальную легенду. За что любят и критикуют Квентина Тарантино
Биография Квентина Тарантино
Квентин Тарантино родился 27 марта 1963 года в Ноксвилле (Теннесси, США). Его мать, Конни Макхью, работала медсестрой, а отец, Тони Тарантино, был актёром. Правда, мужчина ушёл из семьи ещё до рождения сына.
Когда Квентину исполнилось 4 года, мать увезла его в Калифорнию. Маленький Тарантино с ранних лет проявлял интерес к кино. Одно из его самых ранних воспоминаний — как он вместе с бабушкой ходил на фильм с в главной роли.
Будущий режиссёр ненавидел школу и предпочитал проводить время за просмотром фильмов или чтением комиксов, а не за учебой. Единственный предмет, который его привлекал, — история.
«История была классной, и я преуспел в ней, потому что она напоминала мне кино», — делился Квентин в одном из интервью.
Любовь к кино молодому Тарантино также привил отчим, Кёртис Заступил. Чешский эмигрант брал с собой пасынка на фильмы для взрослых. А вот мать увлечение кинематографом не поддерживала. Она ругалась на Квентина, когда тот прогуливал школу, а однажды обронила довольно жёсткую фразу, которую будущий режиссёр так и не смог ей простить.
Когда 12-летний Тарантино написал сценарий «Криминального чтива», его мать осталась недовольной.
«Она кричала на меня из-за проблем в школе... А затем в середине своей тирады сказала: "О, эта твоя писательская карьера, которую ты делаешь. Это дерьмо закончено"», — рассказал Тарантино.
Тогда Квентин придумал план мести — стать знаменитым и богатым и не помогать матери финансово. Своё обещание он сдержал — женщина не получила ни копейки от сына. Он помог матери только однажды, когда у нее возникли серьезные проблемы с налоговой.
Бросив школу, Тарантино какое-то время работал официантом в кинотеатре для взрослых (соврав о своём возрасте). Он также брал уроки актёрского мастерства, а в возрасте 22 лет устроился в видеопрокат, хотя отчаянно мечтал быть по другую сторону экрана. С детства он был влюблён в кино, мог говорить о нём часами — чем он и занимался с клиентами. Постепенно в видеопрокате собрался целый клуб киноманов, готовых рассуждать о творчестве Скорсезе или Франсуа Трюффо. Кстати, там он познакомился с Роджером Эвери, который впоследствии стал известным сценаристом. Они даже работали вместе над несколькими сценариями.
Работая в видеопрокате, Тарантино параллельно написал несколько сценариев, включая «Настоящую любовь» и «Прирождённых убийц». В 90-е годы он также получил небольшую роль в популярном на тот момент ситкоме «Золотые девчонки». Там он сыграл двойника Элвиса Пресли. Эпизоды, в которых снялся Тарантино, имели огромный успех. Молодому актёру заплатили около $3000, что, по его словам, и поспособствовало тому, что он наконец приступил к работе над «Бешеными псами».
В 1990 году Тарантино покинул видеопрокат и устроился в продюсерскую компанию Cinetel. Через одного из своих коллег Квентин передал сценарий «Настоящей любви» режиссёру Тони Скотту. Скотту понравился сценарий Тарантино, и он купил права на него.
Попав в киношную тусовку, Тарантино познакомился и с молодым продюсером Лоуренсом Бендером, который оценил сценарий «Бешеных псов». Бендер попросил подождать год, прежде чем он выбьет достойное финансирование для картины, но Тарантино ответил категорично.
Он сказал, что из-за подобных предложений он 6 лет потратил впустую, поэтому снимет картину сам за отложенные деньги, полученные с продажи сценария, и сделает это во что бы то ни стало. Лоуренсу удалось уговорить его подождать всего два месяца. В 1992 году «Бешеные псы» взорвали кинофестиваль «Сандэнс». Независимый фильм помог Тарантино стать одной из самых обсуждаемых фигур в Голливуде.
Успехи
На счету Квентина Тарантино много престижных наград. Свой первый «Оскар» режиссёр получил в 1995 году. В тот день его Криминальное чтиво» противостояло нескольким культовым картинам, включая фильмы «Форрест Гамп», «Побег из Шоушенка» и «Четыре свадьбы». В номинации «Лучший фильм» победил «Форрест Гамп», а «Криминальному чтиву» досталась статуэтка за лучший оригинальный сценарий. Эту картину Тарантино также отметили «Золотым глобусом», золотой пальмовой ветвью Каннского кинофестиваля и статуэткой BAFTA.
В 2013 году Квентина Тарантино ждал второй «Оскар», но снова в номинации «Лучший сценарий». На этот раз награду забрала его картина «Джанго освобожденный». В том же году вестерн стал победителем «Золотого глобуса» и BAFTA.
А вот его фильм «Однажды… в Голливуде» хоть и был в 2020 году номинирован на «Оскар», главную награду не получил. Картина взяла две номинации «Лучшая мужская роль второго плана» (исполнил Брэд Питт) и «Лучшая работа художника-постановщика», а также стала обладателем «Золотого глобуса».
За что любят фильмы Квентина Тарантино
После дебютного полнометражного фильма критики обвинили Квентина Тарантино в плагиате: сюжет «Бешеных псов» один в один повторял историю гонконгского боевика «Город в огне» 1987 года. Квентин не просто признался в «воровстве», но прочитал целый монолог о необходимости заимствовать чужие художественные решения и фишки.
Никто не учил Тарантино снимать фильмы, он учился сам, просматривая одну за другой картины известных режиссёров. И естественно, подражание стало его главным секретом и частью фирменного стиля. Но если внимательно ознакомиться с сценариями Квентина, можно заметить, что практически все они начинаются со списка режиссёров, чьими работами тот вдохновился.
Фильмы Квентина Тарантино — идеальный пример постмодернизма в кино. Философия этого стиля основана на постоянном использовании отсылок, аллюзий и пасхалок. Постмодернисты считают, что в искусстве нет ничего нового — всё перерабатывается и используется снова и снова.
Тарантино снимает фильмы как для киноманов, которые с лёгкостью узнают отсылку то к Хичкоку, то Серджо Леоне, так и для другой аудитории, занимаясь при этом целым переосмыслением жанров. Из самых ярких и актуальных примеров — это «Однажды в… Голливуде», который, по сути, считается вестерном. А этот жанр умирает и возрождается каждые 10 лет уже на протяжении полувека.
Квентин Тарантино влюблён в кино, восхищается им, и потому вокруг него с самого начала профессиональной карьеры работают, в основном, одни и те же актёры, неравнодушные и горящие творчеством. Тот же Сэмюэл Л. Джексон снимается почти в каждом фильме режиссёра и получает роли, не проходя пробы.
Кроме того, среди современных голливудских режиссёров не так много тех, чей стиль легко узнавать — как у Квентина Тарантино. Как мы уже писали, Квентину просто нравится кино и он действительно им живёт. Его фильмы полны пасхальных яиц и моментов, которые отдают дань уважения классическим лентам.
А ещё в картинах режиссёра очень много женских стоп. На эту тему отлично пошутил Брэд Питт во время вручения «Оскара» за роль в «Однажды в… Голливуде». Актёр поблагодарил за награду не только своих коллег, но и стопы Марго Робби, Дакоты Фэннинг и Маргарет Куэлли, а также отметил, что Тарантино снял больше женской обуви, чем служба безопасности в аэропортах.
«Криминальное чтиво» и «Убить Билла»
В «Криминальном чтиве» во время сцены в ресторане Ума Турман фактически рассказывает сюжет фильма «Убить Билла», в котором сыграет главную роль и который будет снят через 9 лет.
Пасхалки прячутся и в танцевальных движениях актёров. Так, танец Джона Траволты позаимствовали из экранизации «Бэтмена» (1966), а танец Умы Турман похож на тот, что исполняла кошка в анимационной картине «Коты-аристократы» (1970).
Братья Вега
Действие «Бешеных псов» и «Криминального чтива» происходит в одной вселенной. Доказательством служит тот факт, что герои двух фильмов Вик Вега и Винсент Вега — братья. Это подтвердил сам режиссёр.
Red Apple
Отсылку к «Криминальному чтиву» можно найти в «Убить Билла». Вспомните сцену, где Невеста идёт по аэропорту и проходит мимо рекламы сигарет Red Apple. Это та же самая марка сигарет, которую курит персонаж Умы Турман — Мия Уоллес. Кстати, эти же сигареты рекламирует и персонаж Леонардо Ди Каприо в фильме «Однажды в… Голливуде».
Многогранный Чин Марин
В фильме «От заката до рассвета» актёр Чин Марин играет сразу трёх персонажей (мексиканского пограничника, работника стриптиз-клуба и гангстера Карлоса.). По мнению фанатов творчества Тарантино, этот приём — своеобразная дань уважения к спагетти-вестернам, где актёры также снимались в нескольких амплуа.
Что не так с Клиффом Бутом
Клифф Бут, пожалуй, один из самых очаровательных персонажей фильма «Однажды в… Голливуде». Он работает каскадёром, живёт с собакой, и о его прошлом практически ничего неизвестно. Киноманы разглядели в нём лейтенанта Альдо Рейна из тарантиновского же фильма «Бесславные ублюдки». Там его представляли нацистам как каскадёра. Совпадение? Не думаем. Тем более что персонаж Ди Каприо бросает о Клиффе следующую реплику: «Всё-таки он герой войны».
Провалы
Хотя Тарантино больше известен своими успешными фильмами, в его творчестве случались неудачи. С первыми промахами он столкнулся на старте режиссёрской карьеры. Его третий фильм «Четыре комнаты», который он снял в соавторстве с другими режиссёрами, не принёс большую кассу, собрав в прокате чуть больше $4,2 млн при бюджете в $4 млн.
Квентин позиционировал себя и как актёр. В этом аплуа провал с ним случился в бродвейской постановке «Подожди до темноты». Критики разгромили спектакль, и, сыграв положенные 2 месяца, Тарантино покинул сцену.
Следующая неудача поджидала режиссера с выходом серии фильмов «Грайндхаус» (2007). Она с треском провалилась, хотя проект был очень амбициозным. Состоял он из двух картин «Планета террора» и «Доказательство смерти». Двойной фильм не имел успеха в США. В других странах проект выпустили как два отдельных фильма, но и это не спасло ситуацию.
«Грайндхаус» собрал в международном прокате лишь $31 млн. Для примера, «Джанго освобождённый» принёс $425 млн. Почему фильмы не зашли американскому зрителю, Тарантино объяснил просто: «Мы с Робертом (Родригесом. — Прим. «Cекрета») подумали, что люди понимают историю двойных полнометражных фильмов и фильмов об эксплуатации. Но нет. Этого не произошло от слова cовсем. Они понятия не имели, что за фигню они смотрели. Для них это ничего не значило. Так что это был тот случай, когда я оказался слишком крутым для школы».
И хотя простому зрителю «Грайндхаус» не слишком зашёл, он завоевал высокие оценки кинокритиков.
За что критикуют Квентина Тарантино
Критикуют Квентина Тарантино не столько за творчество, сколько за поведение. В 2018 году стало известно, что режиссёр уговорил Уму Турман сесть за руль неисправной машины во время съёмок фильма «Убить Билла», что в итоге привело к аварии. Квентин назвал инцидент «самым большим сожалением в своей жизни».
Вскоре последовали и другие подробности из «тарантиновского закулисья». Мол, Квентин плюнул в лицо Уме Турман и душил её во время съёмок в фильме «Убить Билла». Правда, сам Тарантино объяснил, что это было частью съёмочного процесса и Ума Турман на это согласилась.
«Мы даже пытались снять эту сцену с помощью вантуза и воды, но на выходе слюна выглядела не реалистично. Тогда я спросил Уму, согласна ли она на настоящий плевок. Я пообещал, что сделаю это дважды, максимум — три раза, но не позволю, чтоб на неё плевали снова и снова», — прокомментировал режиссёр.
То же самое, но только без плевков, было и с Дианой Крюгер в одной из сцен «Бесславных ублюдков».
Тогда же в Сети припомнили и старое интервью Тарантино с ведущими Говардом Стерном и Робином Квиверсом, которое состоялось в 2003 году. Режиссёр тогда заявил, что не считает секс Романа Полански и 13-летней девочки изнасилованием. Мол, несовершеннолетняя была не прочь, а значит, по мнению Тарантино, нет ничего ужасного в этой связи.
Сказать, что общественность возмутилась, — не сказать ничего. Активисты всерьёз требовали «отменить» Тарантино, но с течением времени скандал удалось замять.
В 2019 году под прицелом киноманов и критиков оказался и «Однажды… в Голливуде». Общественность насторожило, что в центре сюжета оказалась печально известная история актрисы Шэрон Тейт, которую в 1969 году убили члены секты Чарльза Мэнсона. Мол, Тарантино вновь решил заработать на теме женского насилия. Но когда картина вышла, критики забрали свои слова назад, ведь Тарантино представил в фильме паралельную вселенную, в которой Шэрон осталась в живых.
Коллаж: Image supplied by Capital Pictures/EAST NEWS, Allpix Press/EAST NEWS, Кадр фильма«Бесславные ублюдки»/kinopoisk.ru, Кадр фильма«Убить Билла»/kinopoisk.ru, Victoria Will/Invision/AP/East News, Miramax/Courtesy Everett Collection/Everett Collection/East News