Страховка от клеща вовсе не так эффективна, как кажется. Что говорят врачи
Клещевой энцефалит (менингоэнцефалит) — опасная инфекция, от которой становятся инвалидами и умирают в том числе молодые и здоровые люди. В начале августа 2023 года 17-летний чемпион России по хоккею с мячом среди юниоров Евгений Хвалько умер после укуса клеща. Он скончался после нескольких недель борьбы за жизнь.
Внутри клещей может находиться вирус, вызывающий менингоэнцефалит — воспаление оболочек головного или спинного мозга либо серого вещества. Носителями являются примерно шесть клещей из ста, а заболеть от заражённой особи могут 2–6% укушенных.
Последнее зависит от множества причин, в том числе от территории проживания, длительности присасывания и действий человека при укусе. Например, если удалить клеща не полностью, он может продолжать выпускать заразу в кровь. А если давить его руками, можно получить вирус через кожу. Кроме того, можно заразиться, даже если клещ просто прополз по коже, а ещё через сырое молоко коров и коз.
Что не так со страховкой
Страховка от клеща стоит совсем недорого — от 200 рублей. И в неё может входить лечение от других заболеваний, которые переносят клещи (например, от боррелиоза или болезни Лайма, от сибирского тифа).
Но эти «клещевые» заболевания можно вылечить антибиотиками, воздействуя прямиком на вызвавшие их бактерии, а менингоэнцефалит, по сути, не лечится — есть только поддерживающая терапия.
Иммуноглобулин против клещевого энцефалита содержит готовые антитела к вирусу, выделенные из сыворотки или плазмы привитых доноров. После него, как заявляет производитель препарата, иммунитет развивается в течение одного месяца.
Вероятно, с этим и связана его невысокая эффективность: инкубационный период после укуса клеща длится от 4 до 21 дня. По той же причине неэффективна и экстренная вакцинация (сразу после укуса): вакцина не успевает опередить уже попавший в кровь вирус.
Вопрос введения иммуноглобулина дискутабелен. Убедительных доказательств его пользы нет. В Европе от такой практики отказались, хотя применявшийся там препарат содержал более высокую концентрацию антител. Эффективно ли введение российского препарата — неизвестно. Качественных исследований, которые бы доказывали, что введение иммуноглобулина как-то влияет на прогноз заболевания, попросту нет.
Так что лучше: экстренная или плановая вакцинация?
Каждый может сам сделать лекарство от клещевого энцефалита — свои собственные специфические антитела. Единственный безопасный способ получить это лекарство — познакомить иммунную систему с убитыми вирусами (то есть через вакцинацию). А потом, если риск заражения сохраняется, делать регулярные ревакцинации, чтобы поддерживать иммунитет на нужном уровне.
Плановая вакцинация от клещевого энцефалита проводится двумя дозами вакцины, которые вводятся с интервалом 1–7 месяцев.
Первая ревакцинация — через год после второй дозы вакцины, последующие — раз в три года.
Экстренная вакцинация применяется в разгар сезона, когда нужно быстро выработать иммунитет. В этом случае прививают двукратно с интервалом в две недели, а затем точно так же следует ревакцинация через год, потом раз в три года.
Самый ранний возраст, с которого можно делать прививку, — один год.
В моей практике было два или три случая, когда у детей, которым вводили иммуноглобулин, всё-таки развивался энцефалит. Но введение иммуноглобулина входит в клинические рекомендации. У нас в городе был опыт с обращением мамы в суд по поводу того, что в стационаре её ребёнку иммуноглобулин не ввели. Суд она выиграла и получила компенсацию.
Так что доказана его эффективность или не доказана, для врача в стационаре неважно, и уж тем более его не волнуют рекомендации коллег из США и Европы. Есть клинические рекомендации — он обязан им следовать. Я всегда топлю за вакцинацию — если мы делаем прививку, то иммуноглобулин становится не нужен. Естественно, свои антитела (после прививки) намного лучше, чем донорские (из иммуноглобулина).
В России большинство регионов полностью или частично эндемичны по клещевому энцефалиту (то есть там можно заразиться). Сибирь, Дальний Восток, Урал, Северо-Запад — основные области распространения. Но поймать заражённого клеща можно и в парке в центре Москвы.
Чем больше срок присасывания, тем выше риск передачи инфекции. К третьему дню он может достигать 100%. Я бы на анализ насекомое не тащил: это трата времени, да и точность результата под вопросом. Есть случаи развития энцефалита и при отрицательном анализе. Гарантированно защитить себя от этой фактически не управляемой медикаментами инфекции можно только вакциной.
Мнение о том, что в сезон активности клещей прививаться нельзя, ошибочно и опасно тем, что, пока человек будет ждать «удачного» времени (например, осени), он может пострадать от присасывания. Что без прививки, что с прививкой какое-то время иммунитета к болезни не будет, но после второй дозы вакцины он разовьётся в течение двух недель.
А пока иммунитета нет, нужно выбирать правильную одежду для посещения лесов и пользоваться репеллентами.
Отечественные данные демонстрируют высокую эффективность применения иммуноглобулина, тогда как западные страны убедительных доказательств эффективности их применения не получили. По мнению ВОЗ, разница в результатах требует дальнейшего изучения, в том числе потому, что в России распространен другой субтип вируса.
Независимо от прививочного анамнеза и предпринятых мер профилактики, если вы почувствовали себя нездоровым в течение 30 дней после снятия клеща, нужно обратиться к врачу и обязательно сообщить об эпизоде нападения кровососущего. Ведь, помимо широко известных болезней от клещей, например, на юге России можно заразиться вирусной конго-крымской геморрагической лихорадкой.
Также существует рекомендация (её выполняют за рубежом, а не в РФ) о постконтактной профилактике боррелиоза. Для этого однократно принимают антибиотик доксициклин в соответствующей возрасту дозе (с 8 лет). Но назначить препарат всё равно должен врач.
Какие симптомы развиваются после укуса клеща, можно узнать тут.