Вместо имплантов — собственный жир. Российская бьюти-индустрия начала меняться из-за санкций
Что по губам
16 марта американская биофармацевтическая компания AbbVie объявила о приостановке поставок в РФ ботокса и филлеров в знак протеста против военной операции на Украине. Эти средства практически незаменимы для российской эстетической медицины: если у ботокса ещё есть отечественная альтернатива, то у филлеров такой альтернативы нет.
Косметологи сразу забили тревогу. По их мнению, без поставок импортных препаратов в России активизируется серый рынок уколов красоты. А введение несертифицированных препаратов чревато аллергией, деформацией тканей и некрозом в лучшем случае.
В российских регионах уже начали фиксировать рост цен на увеличение губ. Так, в Саратове услуга за месяц спецоперации подорожала на 40–50%, в Иркутске — на 20%, в Новом Уренгое — на 30%.
Мартовские санкции обернулись ажиотажем на всю линейку товаров. Покупали впрок всё, чем работает среднестатистический косметолог: ботулотоксины, филлеры, биоревитализанты.
Вторая волна интереса началась, когда американские бренды объявили о прекращении поставок внутридермальных имплантов в Россию. По факту склады главных дистрибьюторов ещё полны и могут отгружать товары в течение полугода.
Рынок эстетической медицины переживает сложные времена, начиная с пандемии, добавила Колесова. Главными проблемами стали сильная конкуренция, волатильность рубля, регуляторные сложности и засилье серых препаратов. Сейчас вдобавок к этому, по словам эксперта, рынок потерял средний класс: большая часть потребителей ушла в эконом.
То, что люди переходят в экономный режим, — неудивительно. Из-за роста цен на расходники косметологи стали просить за услуги примерно на 30% больше денег. Так, раньше биоревитализация в российских регионах стоила в районе 10 000 рублей, сейчас — 15 000 рублей. Но на некоторые процедуры пока что сохраняется старая стоимость.
Запасы препаратов достаточно быстро исчерпались на фоне ажиотажного спроса, а новых поставок из-за закрытия границ ожидать пока не приходится. Вот почему начался рост цен на косметологические процедуры с использованием импортных препаратов.
Аппаратурные процедуры пока могут сохранять свою стоимость. Но это до тех пор, пока существующий парк аппаратов в рабочем состоянии.
Что по грудям
Не менее тревожной стала новость о возможном дефиците силиконовых имплантов для груди. В России их не производят, а в основном завозят из Бразилии, США, Южной Кореи и Китая. На фоне этих сообщений операции по увеличению бюста в российских регионах подорожали вдвое. Если ещё два месяца назад ценник составлял 250 000 рублей, то сейчас — не менее полумиллиона.
В пластической хирургии ситуация более спокойная, так как доля импортного расходника несколько меньше, сказал «Секрету» пластический хирург Кирилл Протасов. Но это до тех пор, пока не начнут заканчиваться запасы шовных материалов, которые пока не производят в России (но планы наладить выпуск есть).
«Фабрики, выпускающие шовные материалы в РФ, осуществляли только "отверточную сборку" и упаковку атравматических (когда нить заправлена в иглу своим одним концом, а не продета в ушко, как раньше) нитей из импортных комплектующих. Но если в общей хирургии можно вернуться к старым продевным иглам, то в пластической хирургии (как и в других высокотехнологичных видах, как сосудистая или микрохирургия) без современных материалов не обойтись», — пояснил Протасов.
Сложнее всего, по словам врача, сейчас в хирургии груди. Увеличение груди без имплантов — вещь невозможная. Некоторые виды реконструктивных операций тоже никак не провести. Из-за проблем с поставками хирурги оперативно переориентировались на операции с применением тканей пациента, таких как лоскутная пластика в реконструкции груди и пересадка собственного жира (липофилинг) в эстетике.
Что по ресницам и окрашиванию волос
Заштормило не только рынок эстетической медицины, но и обычные салоны красоты, студии по наращиванию ресниц и маникюру. В сети Chop-chop и Girlie «Секрету» рассказали, что с начала марта в мужских салонах в Петербурге резко упала запись и теперь сложно предсказать сколько мастеров-парикмахеров будут востребованы в рабочий день. Клиенты записываются за короткий срок до начала услуги (за 15–20 минут или за пару часов в лучшем случае). В женских салонах та же ситуация повторилась в апреле.
«Расходные материалы увеличились в цене на 40-70%, при этом снижение официального курса доллара не повлияло на откат к прежним ценам закупки», — добавили в сети Chop-chop и Girlie.
В России нет производства собственных расходников. Те же ресницы изготавливаются в Корее, Китае, Вьетнаме. После 24 февраля поставщики сразу подняли цены, затем сделали это ещё раз, мотивируя поднятием цен у производителей.
Дефицита пока не наблюдается. Клиенты по-прежнему приходят на процедуры. Женщинам очень тяжело отказываться от привычной жизни, а к мастерам с достойным прайсом приходят клиенты, которым кризис нипочём: плюс-минус 200–300 рублей совсем не играют роли.
От 60% до 80% продукции, которую используют в индустрии красоты, поставляется из Европы, рассказала «Секрету» управляющий партнёр салона красоты Genere mio Мария Седловская. Это красители, профессиональные уходы и шампуни, медицинские препараты эстетического назначения.
По её словам, за эти полтора месяца салоны столкнулись с тремя сценариями поведения поставщиков:
-
Резкое поднятие стоимости на товары: от 20% до 60%.
-
Приостановка или ограничений отгрузок в салоны. При этом цены поднялись не так критично: до 15%
-
Отгрузка товаров по обновлённому курсу ЦБ доллара или евро. В некоторых случаях — по условному внутреннему курсу компании.
«Поставщики из третьей группы доставили владельцам салонов максимальные сложности. Резкие скачки цен на привычные товары и услуги плохо сказывались на лояльности клиентов. И несмотря на то, что курс евро и доллара уже значительно снизился, дистрибьюторы не спешат менять стоимость своих товаров», — пояснила Седловская.
У многих дистрибьюторов до сих пор проблемы с поставками. Всё ещё есть ограничения по заказам на некоторые бренды, констатирует Седловская. Если ситуация не изменится, есть риск возникновения нехватки по ряду расходников.
Но если удар от иностранных брендов был предсказуемым, то мало кто ожидал, что российский бренд Estel уведомит партнёров о двукратном росте цен, добавила Седловская.
«Удар осязаемый, ведь это крупнейший российский производитель красителей, на него приходится почти половина рынка. Также обнулились все скидки и бонусы. На фоне всех этих изменений значимая часть салонов поднимала стоимость услуг», — сказала Седловская.
Апрель встретил салоны красоты значительным спадом спроса, отметила она. К 10-му числу — примерно на 15–20%.
«Сложнее всего, на удивление, пришлось салонам очень высокого уровня, "тяжёлому люксу". Значительная часть их клиентов в марте покинула страну. Мы надеемся, что ситуация в ближайшее время стабилизируется, спрос на наши услуги вернётся на нормальный уровень, а дистрибьюторы решат вопрос логистики и не допустят дефицита своей продукции», — резюмировала Седловская.
Что по бьюти-шопингу
«Очень любопытно наблюдать за спросом — салоны красоты отличный индикатор. В начале марта многие владельцы салонов отмечали повышенный спрос на товары для домашнего использования: люди пытались запастись впрок любимыми продуктами. Дело в том, что салоны красоты не так быстро реагировали на изменение цен, как профессиональные магазины и крупные ретейлеры. Так, шампунь от итальянского бренда Davines в "Золотом яблоке" стоил 3470 рублей, а в салонах красоты его можно было купить за 2480 рублей», — обратила внимание Седловская.
Михаил Арефьев, аналитик компании UPMARKET, которая сопровождает бизнес на маркетплейсах, рассказал «Секрету», что рынок косметики на российских маркетплейсах в начале спецоперации вырос на 40%. Но рост продлился только до 14 марта — в период массовых закупок впрок.
«После наступил ожидаемый заметный откат назад, и в апреле мы уже наблюдаем, что ситуация стабилизировалась и вернулась на прежний уровень. Однако с учётом роста цен и введения экономических ограничений ассортимент электронной витрины сильно претерпел изменения, а у многих популярных среди населения брендов зафиксировано снижение выручки в 2–5 раз», — сказал Арефьев.
Аналитики компании сравнили выручку крупных компаний до начала спецоперации и за последние две недели — и вот что вышло:
- Gillette показал снижение в 4 раза;
- L’Oreal — в 2 раза;
- La Roche-Posay, Nivea, Vivienne Sabo — в 2,5 раза;
- Maybelline — почти в 2 раза;
- бренд аптечной уходовой косметики Bioderma — в 5 раз.
Есть бренды, которые существенно снизили свои позиции в топе поисковой выдачи или исчезли из неё совсем. Например, бренд CeraVe покинул топ-30 по продажам, в котором значился последние месяцы.
Негативные тренды коснулись не только европейских компаний, но и некоторых российских, отметил Арефьев. По данным UPMARKET, почти в 2 раза снизились продажи у Estel, Aravia, Ollin. А для некоторых российских марок происходящие события, наоборот, дали шанс попасть в корзины покупателей. Что касается корейских марок — таких как Lador, Farm Stay и Elizavecca — по выручке они демонстрируют стабильность на протяжении всего периода с начала года.
«Если говорить о товарообороте рынка косметики на отечественных маркетплейсах, то в первые две недели февраля он был 4,5 млрд рублей и 10,6 млн проданных единиц товара, а за последние две недели потерял миллиард, снизившись до 3,5 млрд, при том что количество позиций снизилось практически на 40%, достигнув отметки 6,8 млн проданных единиц», — резюмировал Арефьев. Одна из причин — в том, что на складах постепенно сокращаются запасы импортных товаров, а россияне уже запаслись всем необходимым.
Но Россия не останется без товаров насовсем: 30 марта премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление, которое позволяет ввозить в РФ «востребованные оригинальные товары иностранного производства» без согласия правообладателей. Перечень товаров, которые будут поставлять по такой схеме, утвердит Минпромторг. Есть вероятность, что профкосметика, ботокс, филлеры и импланты для груди вполне могут оказаться в этом списке.
Коллаж: «Секрет фирмы», Pixabay, Pixabay License