Пробежка и нецензурные граффити. Как топ-менеджмент крупных российских компаний празднует Новый год
Уличный спорт и прогулки вместо ресторанов
Новогодние корпоративы в 2021 году большой популярностью не пользуются: их количество сократилось на 20% относительно 2019 года. Каждый второй бизнес собирается праздновать в офисе, и средние расходы на это составят 4–5 млн рублей.
Но и в отрыве от корпоративов активные гуляния у россиян уже не в почёте: около 70% будут ожидать бой курантов дома, в кругу семьи. Но каждый четвёртый всё же планирует посетить массовые мероприятия на улице.
Свежий воздух выбирают и отдельные топ-менеджеры российских компаний — порой в сочетании с различными видами спорта. В основном предпочтение отдают лыжам: например, их любит Михаил Иоффе, глава Северо-Западного подразделения банка «Открытие», и старается 1 января выйти на прогулку, когда есть снег.
В любви к лыжам под Новый год признались и другие топ-менеджеры, опрошенные «Секретом». Причём катаются они не только в России.
Новый год для меня — традиционно семейный праздник, который ассоциируется со снегом, холодом, ёлкой, шампанским и милыми подарками. А новогодние каникулы — отличный способ восстановиться после напряжённого рабочего графика, зарядиться позитивными впечатлениями.
Лучшим способом переключения на отдых я считаю спорт: предпочитаю гольф и лыжи. Это требует концентрации и усилий, но совсем иного рода, чем работа в офисе.
Обычно зимой я стараюсь кататься на горных лыжах, отмечаю праздник в горах. Но пандемийные ограничения вносят коррективы в планы и традиции. В этот раз я собираюсь отпраздновать наступление 2022 года и одновременно поучаствовать в новогоднем турнире по гольфу на одном из лучших турецких полей. Благо, климат в этой стране даже в январе отлично подходит для гольфа.
Специфика бизнеса такова, что каждый год 31 декабря до позднего вечера компания работает. Ведь мы что-то вроде мастерской корпоративного Деда Мороза. А после этого Новый год — возможность привести в порядок мысли. Идеальное место — горный отель в Австрии или Швейцарии: снег, горы, прогулки, спа, книги, просекко. При невозможности — заменим локацию на Финляндию, спа на сауну, горы на зимний гольф.
Новый год для меня — возможность «замедлиться» и хотя бы на несколько дней сменить характерный московский FOMO на размеренный и даже уединённый ретрит в дикой природе. Из последних локаций могу горячо рекомендовать Горный Алтай. Многие приезжают сюда, чтобы спуститься по нетронутому пухляку в окрестностях Телецкого озера или окунуться в ледяную Катунь. Кому-то ближе созерцание прозрачных Голубых озёр, которые появляются из толщи полноводной реки всего на несколько дней в году. Я же возвращаюсь на Алтай, чтобы полностью перезагрузиться. Бродить часами по лесу, вдыхая свежий горный воздух и аромат хвои. Чередовать сибирские морозы с жаром русской парной. Пить целебные сборы таёжных трав и принимать пантовые ванны с вытяжкой из молодых рогов марала. Чувствовать себя свободным от городской суеты, бесконечных встреч и строгих дедлайнов.
На Алтае не так много курортов, способных предложить взыскательному путешественнику отдых класса люкс. Более того, в высокий сезон в них выставлены заградительные цены. Ценник на 7–10 ночей в Новый год стартует от 200 000 рублей только за проживание. «Вылазки» в тайгу, вертолётный трансфер, радиальные маршруты на снегоходах, пантовые ванны и другие эксклюзивные предложения оплачиваются дополнительно, в диапазоне 20 000 — 30 000 за услугу. При этом слоты стоит бронировать заранее: спрос на них стабилен вне зависимости от дат отдыха.
За годы существования компании, клиентами которой являются в основном топ-менеджеры крупных компаний, заметно изменение вкусов и традиций. Особенно во время пандемии. Если раньше бизнес-джеты заказывали для сугубо деловых целей — для перемещения между объектами бизнеса, то сейчас, когда деловые встречи и переговоры уходят в онлайн-режим, всё чаще их используют для вылета к местам отдыха. Нередки случаи, когда деловой самолёт превращается в летающий банкетный зал, и корпоративные праздники отмечаются прямо на борту.
Наиболее востребованными направлениями для бизнес-джетов компании Cofrance Sarl являются экзотические острова Индийского и Тихого океанов, а также альпийские курорты Австрии и Швейцарии. Впрочем, доставка на последние чаще производится турбовинтовыми самолётами меньшего размера, по сути — аэротакси. Стоимость перелёта в одну сторону из Москвы на Сейшельские острова для группы из 10–12 человек составляет €80 000 — 100 000 в зависимости от модели воздушного судна. Из французской Ниццы до австрийского города Граца, являющегося известным альпийским курортом, — € 8000 — 10 000.
Шахматные состязания и спектакли
Классический сценарий праздника перестаёт быть интересен россиянам. Корпоративы всё чаще отходят от формата «ресторан и танцы», превращаясь в увлекательную игру «угадайте, что на этот раз».
Российские компании празднуют Новый год в бане, ставят спектакли с участием сотрудников, купаются в аквапарках. Отдельные топ-менеджеры тоже дают бой скуке и находят способы сделать новогоднюю ночь нестандартной.
Михаил Хомич, руководитель Ассоциации менторов Московской школы управления «Сколково», праздновать с размахом не любит. На Новый год он обычно путешествует по городам России, хотя однажды праздничный бой курантов его застал на парковке в Австралии. Но намного важнее другая традиция: в ночь с 31 декабря на 1 января Максим играет с другом в шахматы. А утром идёт на пробежку — обязательные 10 км не отменяются. Он считает критически важным начать год с победы над ленью и похмельем.
Ещё более креативный Новый Год у Виталия Млынчика, председателя совета СРО НП «Энергоэффективность. Энергосбережение. Энергобезопасность» и президента Quadro Electric. Он с друзьями всегда готовит три-четыре представления: то по «Золотому Петушку» Пушкина, то по «Дама сдавала багаж» Маршака. Тематика выбирается каждый год новая.
Корпоративы для топ-менеджмента имеют свои особенности. Во-первых, обычно это небольшие вечеринки на 10–20 человек. По формату это больше напоминает частные праздники: например, дни рождения. Все гости хорошо друг друга знают, нет задачи создать коммуникацию. Во-вторых, это уже искушённая в плане развлечений публика, которая много всего видела, удивить её довольно сложно, и всё более-менее стандартные развлечения не найдут отклик.
Работа топ-менеджмента связана с постоянным стрессом. Поэтому на таких корпоративах обычно задача: дать эмоциональную разгрузку. Для одной компании из Санкт-Петербурга мы делали «Праздник непослушания». Топ-менеджмент арендовал party bus и поехал по Ленобласти. На каждой остановке была какая-то интерактивная история для разгрузки эмоций. На первой остановке мы устроили импровизированную охоту из пейнтбольных маркеров. В роли мишеней были актёры, переодетые животными. На второй остановке участники рисовали нецензурные граффити на дорогом частном доме, на них выбегала охрана и начинала стрелять в воздух. На третьей — стояла машина, и топ-менеджменту были даны разные средства по её уничтожению: биты и подобные вещи.
Естественно, что участники заранее не знали о том, что их ждёт на каждом этапе. И это, пожалуй, главный лайфхак при организации такого рода корпоративов — элемент неожиданности. Никто из участников не должен знать программу корпоратива, а должен расслабиться и позволить себе просто получать удовольствие от процесса — то, чего топ-менеджменту часто не удаётся на работе.
В целом, несмотря на наличие креативных и активный идей у топ-менеджеров, опрошенных «Секретом» и не только, большинство всё же предпочитают отметить сам праздник дома и в кругу семьи. Одиннадцать лет назад в опросе «КОРУС консалтинга» картина была такая же. Зато новогодние каникулы зачастую у руководителей среднего и высшего звена проходят продуктивно — театр и опера, прогулки, лыжи и каток, и только единицы уезжают в другие страны и города.
Коллаж: «Секрет фирмы», Pexels, Pexels License, Unsplash, [Unsplash License] (https://unsplash.com/license)