Правда ли, что зумеры не любят работать. Что думают про пугающее «цифровое поколение» работодатели
Почему ругают зумеров?
Зумеры, поколение Z, «зеты» — первое поколение, родившееся в сравнительно благополучную цифровую эру. Их родители в массе своей старались растить детей в заботе и достатке, не применяли физических наказаний и не стремились отобрать планшеты и смартфоны, в которых зумеры залипали с юных лет.
Надо понимать, что зумеры — это первое поколение россиян, выросшее в условиях относительного благополучия, благодаря чему они менее травмированы и более независимы в своих решениях. Они привыкли к вниманию и заботе, и при этом могут производить впечатление этаких маменькиных сынков или юных хозяев жизни, «не нюхавших пороха».
Однако за этой видимой уверенностью скрывается сильное желание сформировать собственное мнение и быть независимыми от навязываемых авторитетов.
Как результат — эти молодые люди стали в каком-то роде экспериментальным поколением, ощутившим на себе все плюсы и минусы повальной цифровизации.
Они легко и быстро разбираются в новых технологиях, умеют нагуглить любую информацию, интересуются способами заработка со школы, легко залетают в тренды. И, кстати, поддерживают тренды на экологию, осознанное потребление, онлайн-образование.
Вот плюсы поколения Z, которые отметила генеральный директор ITSpace Ольга Тарасова:
- Откровенность — они не стесняются прямо сказать руководителю о том, что их не устраивает. Это помогает подсветить точки роста в рабочих процессах.
- Гибкость и оперативность — зумеры могут выстраивать свой график так, как им удобно, но выполнять задачи в срок. Например, отпроситься на полдня в среду, но сдать готовый проект в пятницу.
- Технологическая экспертиза — зумеры хорошо разбираются в технологиях и быстро адаптируются к инновациям, так как с детства используют гаджеты. Им проще разобраться, например, с электронными таблицами, чем некоторым более взрослым кандидатам.
- Work-life balance — молодые специалисты чётко разделяют работу и личную жизнь, сортируют задачи и выстраивают границы. Это помогает избежать выгораний.
Но вместе с этим бонусом идут и куда менее привлекательные черты, которые часто вызывают недоумение и раздражение у более старших поколений — миллениалов, «иксов», бумеров и т. п. Иногда — из-за вечного непонимания «отцов и детей», а иногда и небезосновательно.
Вот минусы зумеров, названные опрошенными «Секретом» экспертами:
- капризность, нарциссизм, эгоизм — часто они единственные дети в семье и с детства привыкли, что мир крутится вокруг них;
- неготовность к тяжёлому труду, нацеленность на комфорт превыше результата;
- клиповое мышление, неспособность сосредотачиваться на какой-либо задаче или информации дольше получаса;
- привычка пользоваться интернетом снизила способность запоминать большие объёмы информации;
- сначала думают, а потом делают, не осознавая последствия;
- при внешней независимости подвержены мнениям инфлюенсеров и друзей, часто меняют свои взгляды;
- есть сложности с самодисциплиной;
- не любят работать на «длинных дистанциях».
Некоторые из этих особенностей легко компенсируются сильными сторонами «зетов». Однако некоторые неизбежно влияют на то, какими они стали работниками.
Как зумеры работают
Вопреки длинному списку недостатков, на практике зумеры оказываются далеко не так уж бесполезны, признали опрошенные «Секретом» руководители и HR. Но иногда разница в ценностях оказывается неприятным сюрпризом для людей, сформировавших себя в других условиях.
И с этим волей-неволей приходится считаться.
Зумеры легко меняют работу
40% зумеров хотят уйти из компании в течение ближайших двух лет. Больше трети из них готовы уволиться, не найдя новую работу.
При этом в последние годы популярен тренд на «голое увольнение» одним днем, когда сотрудник уходит с работы «в никуда», позиционируя себя как свободного и сбежавшего от оков рабочей рутины. И хотя не зумеры придумали эту фишку, они её с удовольствием копируют и распространяют.
Очень большая боль для меня как для руководителя, собственника бизнеса — это легкость, с которой это поколение меняет работу.
Вкладываешь в сотрудника силы, энергию, ресурсы. Вроде и работает он хорошо, задачи выполняет, с коллективом ладит, глаза горят. А в один прекрасный момент он может к тебе прийти и сказать — я у вас всему научился, не хочу работать в логистике, пойду в рекламу, хочу чего-то новенького.
Поэтому в длительные, долгосрочные проекты я пока опасаюсь их вводить. На короткие дистанции да, нормально. И при этом они не боятся остаться без работы — её на рынке очень много.
Согласно исследованиям, представители поколения Z в среднем работают в одной компании чуть больше двух лет. Но многое зависит и от самой компании: какие методы удержания используются, проводятся ли performance-review, составляются ли карьерные треки для сотрудников.
Из-за трудностей в коммуникации зумерам может быть гораздо легче уйти на новую работу, чем обсудить смену должности или повышение зарплаты.
Зумеры не уважают авторитеты
Парадоксально, но факт: при большой зависимости зумеров от мнения популярных блогеров, друзей-ровесников, каких-то общих трендов, идея о необходимости слушать мнение начальника и «старших товарищей» и подчиняться им категорически не ложится на душу.
Возможно, это возрастное, но пока молодые специалисты-зумеры ведут себя так, как будто уже сбросили с парохода современности всех, что были до них. И для окружающих это бывает неприятно.
Зумеров невозможно «поставить на место», они не терпят неуважения и высокомерия, нетерпимы к манипуляциям, формализму, не любят рутину и излишнюю регламентированность, а иерархические игры и манипуляции вызывают у них отторжение.
Именно поэтому административный стиль управления зумерам категорически не подходит.
Зумеры предпочитают удалёнку
Выход на рынок труда зумеров сопровождался большими потрясениями — как раз в 2020-м, когда молодые специалисты только после вузов впервые появились в офисах, им пришлось спешно оттуда уходить на карантин.
В итоге удалёнка стала наиболее естественной формой работы для молодёжи. И если вам кажется, что в вашей компании зумеров немного, возможно, вы просто не встречаетесь с ними вживую.
Сейчас большинство компаний столкнулись с новым взглядом на труд — для молодых специалистов наиболее важен собственный комфорт, они оберегают личные границы. И многие не готовы посещать офис каждый день, выбирая удаленную работу, — 70% зумеров в целом не хотят работать в офисе. Такой формат стал привычным и доступным после пандемии.
В итоге бизнес вынужден подстраиваться под новые реалии: предоставлять гибкий график, создавать более комфортные условия для сотрудников, искать новые способы мотивации. С одной стороны, это непривычно для бизнеса с традиционными ценностями, с другой — «свобода» зумеров несет в себе креативность и возможность посмотреть на проблемы бизнеса с нестандартной точки зрения.
Корицкий отметил, что далеко не всегда работодатели поддерживают зумеров в их стремлении сидеть дома.
В бизнес-среде, особенно в технологическом секторе, бытует мнение, что «удалёнка» убивает креативность и негативно влияет на скорость принятия решений и внедрение изменений. Поэтому компании всё чаще задумываются над возвратом к офисному режиму работы или как минимум к гибридному формату «офис — дом».
Но в перспективе это, опять же, может оказать существенное влияние на срок работы зумеров на одном рабочем месте: свобода и гибкость для них зачастую важнее зарплат и карьерного роста.
Зумеры придают большое значение атмосфере в коллективе
Зумеры в целом очень нацелены на комфорт. И прежде всего это должно проявляться не в мягких диванах в офисе и маршмеллоу у кофепойнта — если захотят, они сами себе обустроят рабочее место так, как им будет удобно, и пристрастят весь коллектив к какому-то определённому найденному ими сорту кофе.
Нет, куда больше они ценят комфорт человеческих отношений. Там, где их родители годами могли терпеть «токсичный» коллектив, отводя душу в шутках о «змеином клубке», зумеры либо станут медиаторами и попробуют выправить эмоциональную атмосферу, либо просто уйдут из места, где им раз за разом делают больно ядовитыми замечаниями, критикой и конфликтами.
А уходить, как уже выяснилось, они умеют мастерски.
Зумеры очень серьезно относятся к своему здоровью, особенно ментальному. Это, вероятно, связано с тем, что сегодня мир в целом требует более внимательного отношения к себе. И сильно отличается от того, как к работе и жизни подходили более взрослые поколения, в том числе и наши родители.
При этом надо понимать, что причины конфликтов зумеров с сотрудниками других поколений не новы.
«Противостояние отцов и детей всегда было актуально. Одни не хотят понимать, а другие не хотят, чтобы их понимали. Эти конфликты существовали до нас, есть сейчас и будут после нас, и причин для них найдется бесконечное количество как с одной, так и с другой стороны», — отметил Скуратов.
Зумеры ценят в компании нематериальные бонусы
Не подумайте, новое поколение вовсе не бессребреники: они ценят деньги, умеют их зарабатывать и нередко придумывают новые способы это сделать.
Однако культ денег и успешного успеха для зумеров уступает культу заботы о себе. У зумеров на первом месте стоят личные, а не общественные интересы. Поэтому они скажут «да» work-life балансу и «нет» бессмысленным переработкам, даже за надбавки и сверхурочные.
Зумеры меньше ориентированы на внешние атрибуты, такие как «кофе с печеньками» или зарплату, которая выше всех, даже если она несоразмерна нагрузке. Они больше заботятся, насколько им будет комфортно работать — интересные проекты, адекватный руководитель и коллектив, сильная команда. Важнее то, что поможет сохранить work-life balance.
Зумерам равится ощущать себя частью чего-то большого и полезного, поэтому они ценят творческие проекты с реальными целями, которые можно достичь в короткие сроки, и прозрачным карьерным ростом.
Эти люди хотят жить и работать здесь и сейчас, поэтому им понравится понятная перспектива и понимание механик, которые влияют на повышение зарплаты.
Да зумеры и в принципе не любят заниматься «бессмысленной», с их точки зрения, работой — молодые годы слишком ценны, чтобы тратить их впустую.
Поэтому их важно правильно замотивировать и дать нечто большее — не просто задачу, а идею или даже идеологию бренда.
При найме зумеров важно обращать внимание на их ценностный профиль и личную стратегию. Потому что, если по целям и ценностям вы совпадаете, такой сотрудник с большой вероятностью быстро доберет необходимые профессиональные компетенции. Тогда как желание «набрать много разных проектов» на старте и потом определиться, что все-таки больше нравится, должно насторожить. Правильнее пробовать начинать сотрудничество с коротких проектов, а уже присмотревшись, договариваться о долгосрочном сотрудничестве.
Зумеры сильно ориентированы на удовольствие от работы. Для них важно, чтобы их деятельность приносила вдохновение и была интересной. Это порождает для работодателей серьезный вызов в вопросе мотивации, так как далеко не каждая работа может быть настолько «вайбовой».
Если они не получают удовлетворения от работы, они легко меняют ее на более вдохновляющую, даже если это означает снижение уровня оплаты.
Еще один важный аспект работы с зумерами — это атмосфера в коллективе и соответствие ценностям компании. Им важно чувствовать себя частью команды, которая разделяет их взгляды, и видеть вдохновляющего лидера.
Это поколение отчасти переняло ценностный подход миллениалов, но у зумеров он выражен гораздо сильнее.
Зумеры крайне чувствительны к корпоративной культуре компании — если их идеалы не совпадают с ценностями организации, они быстро теряют интерес к работе. Если произошла «сшивка целей» компании и зумера, он будет классным сотрудником, пока не заскучает.
Так оправданы ли стереотипы о зумерах
Несмотря на всё вышеперечисленное, наши собеседники не согласны с тезисом, что зумеры — плохие работники.
К любому поколению, уверены руководители, нужно искать свой подход, чтобы они могли проявить себя с лучшей стороны.
Стереотип о зумерах как о плохих сотрудниках, на мой взгляд, не оправдан. В подходе к работе у всех поколений много общего, и глобально в этом плане мало что изменилось. В нашей команде почти 80% сотрудников — это зумеры, остальные — миллениалы.
Я готов настаивать на том, что поколение Z статистически ничем не отличается от других поколений. В нашей лаборатории были сотрудники, которые проработали всего 3 дня, а были и те, кто стоял у истоков создания компании. Опыт других компаний показывает такие же границы и у более старших поколений. Всё зависит от человека.
Стереотипы о зумерах сильно преувеличены. В каждом поколении есть свои особенности. Просто к некоторым мы уже адаптировались и научились с ними работать. А зумеры приступили к профессиональной деятельности не так давно. Поэтому «материала» пока недостаточно.
В целом же многие из тех недостатков, которые приписывают поколению Z, на самом деле свойственны любым молодым специалистам в самом начале карьерного пути.
Но представители старшего поколения, как водится, испытывают смутную тревогу от того, что их уже начала подпирать снизу молодая да дерзкая молодёжь с другими ценностями и навыками. И то и дело пытаются проверять зумеров на прочность.
Стереотипы о зумерах как о плохих работниках отчасти формируются представителями старшего поколения, не готовыми реагировать на нужды современного рынка труда. Очевидно, что требования к соискателям меняются. В большинстве профессиональных сфер сегодня востребован высокий уровень цифровой грамотности, устойчивость к многозадачности, быстрая обучаемость технологическим новшествам, творческий подход — в этом зумеры вне конкуренции, в этом заключается их потенциал.
Проседать они могут в уровне критического мышления, фундаментальности знаний, способности к групповой работе, однако это свойственно большей части молодых работников любого поколения.
Станет ли это устойчивым паттерном или зумеры «переболеют» некоторыми своими детскими болячками и научатся усидчивости и работе на долгих дистанциях — покажет время. Но надо понимать, что оно может показать и нечто совершенно другое: что именно их стиль работы окажется актуальнее и эффективнее в новых обстоятельствах, а «бумерам» придётся переучиваться и учиться у своих детей.
В работе с зумерами есть плюсы и для более опытных сотрудников и руководителей: работая с молодым поколением, они учатся находить новые, нестандартные подходы к работе. Молодые специалисты привносят свежий взгляд, они открыты к экспериментам и не боятся нового.
Зумеры заставляют компании меняться, стимулируют обучение, трансформацию. Не меняя свою кадровую политику, трудовые отношения, атмосферу в коллективе, жить по-старому не получится. Нужно все это менять. Потому что рано или поздно поколение Z будет составлять большую часть трудового коллектива.
Если в двух словах, это те самые дети, для которых мы так хотели лучшей жизни. Их независимость, креативность и способность противостоять устаревшим нормам могут стать двигателем позитивных изменений в любой компании, если, конечно, руководство будет готово пересмотреть свои подходы и предоставить этим молодым людям пространство для реализации их потенциала.
Потенциала в зумерах заложено изрядно. Теперь дело за малым — не растерять его и позволить реализоваться, не распыляясь на множество отвлекающих факторов. Но вот это уже зависит не от поколения, а от каждого конкретного его представителя.