Нотаций читать не нужно. Психолог объяснила, как говорить с подростком о вреде зависимостей
Специалист напомнила, что для дошкольников и учеников младших классов, как правило, подойдёт и разговор о последствиях.
«Скажите ребёнку, что он наверняка знает, что взрослые иногда пьют алкоголь. Они могут делать это по разным причинам, например, в компании или по праздникам. Но злоупотребление может привести к страшной болезни — зависимости. Такие люди уже не способны радоваться, если не выпьют, не могут нормально общаться с другими, у них начинают болеть внутренние органы. Их близкие ужасно расстраиваются, и в жизни появляется много проблем», — рекомендовала психолог.
Конечно, как мы уже говорили, важен и собственный пример, который сделает убедительнее любые рассказы и пожелания.
А вот для подростков слов обычно уже мало, и надо быть к этому готовым. В общении с друзьями он познаёт себя, поэтому, попав в «неправильную» компанию, вряд ли обратит внимание на родительские увещевания. К тому же о вреде зависимостей он наверняка уже слышал, шокировать рассказами о вреде алкоголя и последствий его употребления в этом возрасте точно уже не получится.
Поэтому тут на первый план выходит более масштабная работа по выстраиванию отношений. Грубо говоря, доверие к взрослому теперь нужно заслужить. Говорить надо в уважительной манере, проводить время вместе, ненавязчиво делиться опытом. А по поводу вреда вести беседу не в императивной форме, читая нотации, а скорее давая возможность ребёнку задаваться вопросами действительных последствий того или иного поведения.
«Поощряя процесс размышлений и отказавшись от нотаций, родитель сможет показать ребёнку, что его мнение значимо, снизив риск реакций протеста», — уточнила психолог.
Ранее кандидат психологических наук объяснила родителям, как общаться с подростком, если он уже пришёл домой навеселе. Накидываться на него не стоит точно.