secretmag.ru
Жизнь4 мин.

Как стать ценным сотрудником. 5 практических советов

Книжный обзор
Некоторые сотрудники на вес золота: они никогда не пропускают дедлайны, выполняют работу на все 100% и готовы прийти на помощь в сложных ситуациях. А ещё выходят за рамки, не боятся отступать от шаблона и делать больше, чем от них требуется. Быть таким работником нелегко, но возможно. Одна из лучших мировых бизнес-консультантов Лиз Уайзман в книге «Ценные сотрудники» (издательство МИФ) рассказывает, как стать тем самым ценным сотрудником, за которым выстраивается очередь из работодателей.

Кто такие ценные сотрудники

Это такие работники, которые могут справиться с любыми ролями. Они максимально вкладываются в развитие компании, «заражают» своей включённостью и других. Они сотрудники хотят стать лучше, чётко осознают свою роль, умеют выстраивать диалог с руководством.

Ценные сотрудники могут работать в самых разных компаниях и на разных позициях. Иногда они заметны, иногда их роль кажется незначительной. Но все они умеют действовать в тех ситуациях, которые плохо поддаются контролю. Обычные специалисты видят в сложностях препятствия и стараются их избегать. Ценные же видят в них источник саморазвития, они замечают в них вызов, черпают в сложностях энергию.

Ещё ценные сотрудники тонко чувствуют негласные правила компании и легко следуют им. Пока другие сотрудники хотят произвести впечатление, ценные формируют имидж человека, с которым легко работать и на которого можно положиться в трудную минуту.

В итоге их ценят руководители: они готовы инвестировать в развитие таких сотрудников.

Как стать ценным сотрудником (по мнению Лиз Уайзман)

Делать именно то, что нужно

Нужно выходить за рамки своих прямых обязанностей, чтобы помочь всей компании в трудную минуту. И направлять свои усилия туда, где это нужно на самом деле.

Сначала стоит продумать, что именно сейчас важно для организации и вашего непосредственного руководства. Для этого, в частности, нужно проанализировать, какие у компании главные стратегические цели, на что начальство тратит своё время и где растут обороты фирмы.

Затем стоит решить, как внести собственный вклад там, где ваши способности пересекаются с ответами на все эти вопросы, сообщить руководству о готовности помочь в рамках повестки и согласиться принять вызов —- даже если вы не до конца уверены в своих силах.

При этом важно всё же согласовать свои действия ещё до начала работы, не терять связь с руководителем и регулярно сверяться с остальной командой. Здесь особенно важно следить за изменением приоритетов в компании — это поможет не выпасть из повестки.

Вести и уступать

Ценные сотрудники придерживаются гибкой модели лидерства. В ситуациях, когда необходимо ваше вмешательство, нужно проявлять инициативу, не ждать указаний от начальства и брать ответственность на себя. Чтобы стать по-настоящему ценным сотрудником, не нужно ждать разрешения действовать — стоит вызываться добровольцем и возглавлять процесс до того, как руководитель вас об этом попросит. Такая модель поведения поможет сформировать доверие начальства.

Аналогичного результата вы сможете добиться, самостоятельно решая те или иные задачи и заботясь о том, чтобы команда представала в хорошем свете. В первую очередь необходимо следить за тем, на что чаще жалуются, но что никто не исправляет, а также где незначительные недостатки приводят к крупным расходам. Помимо того, ищите ситуации с вакуумом лидерства — чаще всего это туманные совещания без спланированной повестки и коллектив, где сотрудники чувствуют недостаточное признание со стороны коллег и руководства.

При этом, когда проблема отступает, то ценные сотрудники быстро переключаются и уже следуют за руководством. Это отличительная черта таких работников — они готовы поделиться собственной славой с другими и уступать. Благодаря всему этому компании быстрее реагируют на изменения, адаптируются к происходящему и сохраняют целеустремлённость коллектива.

Поэтому особенно важно отслеживать, не слишком ли долго вы держитесь за руководящую позицию и не нужна ли проекту свежая голова.

Доводить до конца

Важно стремиться доводить работу до конца и не пасовать перед трудностями. Но в то же время не стоит действовать напролом — лучше тщательно обдумывать свои решения и выбирайте оптимальные ходы в каждом конкретном случае. Всё это поможет создать атмосферу надёжности в компании.

Работая над сложной задачей сначала нужно описать собственную работу, указав стандарты качества, ожидаемый результат и границы конкретной задачи. Затем следует договориться с руководством или другими заинтересованными лицами (например, клиентами) о том, что именно вам понадобится для успеха.

Помимо того, стоит заранее подумать о возможных препятствиях, а в конце постараться добавить сюрприз — небольшую работу сверх запланированного.

Спрашивать и корректировать

Важно не бояться критики, ведь она помогает находить новые пути решения, легко учиться новому, создавать и поддерживать в коллективе атмосферу новаторства. Чтобы стать ценным сотрудником, стоит регулярно обращаться к руководству за советами — но не за отзывами (последние ассоциируются именно с оценкой, а не с потенциальными улучшениями).

Также можно использовать несколько тактик, которые помогут безболезненно воспринимать обратную связь. Эксперты рекомендуют, к примеру, устроить небольшую прогулку, попросить время на обдумывание или предположить добрые намерения того, кто дал вам свой отзыв.

Помимо того, важно сообщать о результатах и рассказывать, как именно вы поступили с советами руководителей или коллег. Стоит продемонстрировать, каким именно получился эффект от обратной связи и каких результатов удалось добиться с её помощью.

Облегчать работу другим

Когда в компании происходят перемены, именно ценные сотрудники делают работу проще. Они сами относятся к изменениям позитивно и заражают этим настроением и других, создавая в коллективе жизнерадостную атмосферу и помогая коллегам пережить нововведения.

В первую очередь ценный сотрудник — это человек, которого легко понять. Стоит сразу переходить к сути дела и максимально чётко излагать свои мысли. Например, эксперты рекомендуют по возможности излагать свои мысли в трёх конкретных пунктах или формате твита (то есть в 140 знаках).

Также стоит вступать в разговор в определённых случаях — когда ваши мысли уместны, обоснованы, лаконичны и уникальны. Это тоже позволит облегчить чужую работу, поскольку беседа получится конкретной и не слишком затянутой.

Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, Unsplash, Unsplash License