Размер решает. Сколько на самом деле стоит ваша футболка
Вероятно, ваша футболка сделана из хлопка. Из этого материала производят треть всей текстильной продукции. Несмотря на споры о вреде хлопкового производства для окружающей среды, материал остаётся одним из самых популярных в мире. Всё из-за невысокой цены и достойного качества.
Хорошее, китайское!
Обычно на футболку уходит около метра ткани шириной 180 см, отметили опрошенные «Секретом» экспертов. Большинство производителей в России используют хлопковый материал иностранного производства.
Мы закупаем ткани из Турции и шьём постельное белье. Импортные ткани нравятся по качеству и расцветкам. Наши же всегда напоминают о больницах или поездах. Серьёзно, ты берёшь в руки материал и вспоминаешь плацкарт. Ткань достаточно грубая и примитивная.
Между турецкой и китайской тканью мы выбрали первую. Да, цена на 30% выше, но зато у нас есть стабильность. Китайская ткань отличается от партии к партии. Например, мы заказываем определённую чёрную ткань, а этот цвет имеет сотни оттенков, и в разные поставки нам везут разные цвета. Китайский производитель хитрит. Он просто продаёт ткань, которая раньше была розовой или жёлтой. Загоняет её в краску и сбывает. На рынке ведь чёрная ткань одна из самых популярных, а значит, и спрос точно будет. Нас такой подход не устраивал.
Оптовики продают ткань килограммами, а не метрами. Цена зависит от состава и плотности материала. Зачастую при производстве футболок используют 100% хлопок плотностью 170–200 грамм на квадратный метр. Чем больше граммов на квадратный метр, тем дороже.
Стоимость хлопка зависит и от его качества. Важно, как собирался хлопчатник (из его волокон делают ткань) — вручную или комбайнами. Второй вариант будет дешевле из-за скорости сбора.
На российском рынке тканью торгуют в основном посредники, которые везут её из Китая, Турции и Туркменистана. Средняя цена за килограмм — 800 рублей. В Китае можно купить дешевле — по 650 рублей.
Китай — лидер по производству хлопковой ткани. Хлопчатник почти не растёт в этой стране, но его скупают и перерабатывают на территории КНР. Даже после скандала с Nike и H&M Китай не потерял первенство.
В 2020 году бренды высказались против использования синьцзянского хлопка в своей продукции. Компании считали, что для его сбора используется подневольный труд уйгуров (у этого народа очень сложные взаимоотношения с официальной властью КНР). В итоге в стране закрыли магазины Nike и H&M, а китайский народ сжигал одежду брендов. Сегодня этот вопрос уже решён. Магазины снова работают.
«Большинство крупных масс-маркет брендов шьются в Китае», — делится Денис Старчиков, владелец компании Hit Kit (FoShan) Trading Company. С 2005 года он помогает бизнесу организовывать швейное производство в Китае.
Здесь дёшево и хорошее качество. Из-за большого количества фабрик и конкуренции между ними — цены на работу низкие. Также тут высокотехнологичное оборудование, которого нет в Европе. Ещё одним плюсом можно назвать близость производителей тканей и фурнитуры к швейным производствам. В Китае делают всё. В больших количествах.
Сколько стоит футболка
Помимо ткани, для изготовления футболок используют нитки и бирки с информацией о производителе и об уходе за изделием. Расходы на них относительно небольшие — по словам опрошенных «Секретом» экспертов, около 5–10 рублей на футболку.
Также в себестоимость футболки входят работа модельера, закройщика и швеи. Если вам нужен принт, то понадобится и дизайнер.
Без модельера невозможно создать футболку. Это специалист, который занимается разработкой одежды с нуля. Он продумывает форму и детали, а также создаёт лекала для будущей вещи. Лекала — это вырезанные из картона детали одежды. Они необходимы для последующей выкройки.
Изготовление лекал обходится предпринимателям в среднем в 2000 рублей за один размер. Например, продавец выпускает мужскую и женскую коллекцию футболок с размерным рядом от XS до XL. За каждый размер и вид лекал придётся заплатить отдельно.
Можно взять и готовые, но производители стараются разрабатывать лекала под свою целевую аудиторию. Например, для байкерской футболки будут нужны особенные лекала — с учётом особенностей телосложения потребителей.
После модельера в дело вступает закройщик. Обычно его приглашают на производство для раскройки материала перед шитьём партии.
Обычно мы приглашаем закройщика на 2–3 часа перед изготовлением новой партии. За это время он успевает сделать около 100 заготовок для футболок. Платим мы около 3000 рублей за выезд. Это средняя цена для Москвы.
Перед началом работы закройщик обычно раскладывает ткань на огромном столе и ждёт, пока она расправится. Работать сразу после того, как развернули ткань, нельзя. Сначала нужно провести декатирование. Так называют проглаживание ткани через мокрую марлю. Делается это для того, чтобы материал уселся.
Он прикладывает сделанные модельером лекала к ткани и вырезает. Полученная ткань называется раскройкой и передаётся дальше по производственной цепочке.
За финальный этап отвечает швея. Она соединяет полученные детали одежды и пришивает бирки. На создание одной футболки опытный работник тратит около 10 минут.
Платят швеям обычно за изделие. Опрошенные «Секретом» производители назвали ставку в 100 рублей за футболку средней по рынку.
Дополнительно на футболку могут нанести принт или вышивку. Стоимость принта зависит от способа нанесения, тиража и размера самого изображения. Самый дешёвый способ нанесения изображения на одежду — термотрансферная печать. Определить её в магазине легко — принт похож на плёнку, он выступает над поверхностью ткани. При стирке такие изображения трескаются, а на солнце быстро выцветают. Но производители всё равно пользуются этим способом из-за дешевизны.
Если материалы и работа швеи оплачивается за каждое изделие, то работа модельера и дизайнера размазывается по всей партии.
Также важные пункты себестоимости — стоимость аренды производства и оборудования, налоги и затраты на электричество. Ещё одна трата, которая влияет на конечную стоимость предмета гардероба, — это логистика. Цена доставки готового изделия от швейного цеха до распределительного центра заказчика также распределяется по всей партии.
На стандартной фабрике раскрой, пошив и обработка футболки (в целом) стоят в среднем от €0,8 до 3,5 (от 68 рублей до 300 рублей. — Прим. «Секрета»): это зачастую до 20–25% в «готовой» себестоимости. Доля ткани в себестоимости футболки в масс-маркете составляет примерно 45–50%. Остальное — это расходы, в основном, на упаковку, транспорт.
Мы посчитали (и перепроверили расчёты у производителей) стоимость базовой хлопковой футболки без принта. С коротким рукавом и достаточной плотностью (200 гр/м). Такой, которую вполне можно носить долгое время.
Итого на одну футболку:
- Метр хлопковой ткани (~ 400 рублей);
- Нитки (~ 2 рубля), могут включать в работу швеи;
- Бирки (~ 8 рублей), могут включать в работу швеи;
- Работа швеи (~ 80-100 рублей);
- Работа закройщика (~ 30 рублей);
- Принт (дополнительно).
Общие расходы:
- Дизайн (~ 5000 рублей за принт);
- Модельер (~ 2000 за лекало на одно изделие);
- Налоги (от 6 до 13%);
- Маркетинг, аренда, коммунальные услуги и проч.
Получается, что ориентировочная себестоимость производства базовой футболки хорошего качества — около 500 рублей и выше.
Плюс не стоит забывать и о наценке производителя. Опрошенные «Секретом» эксперты сказали, что на рынке принято накидывать сверху 200–300%. У люксовых брендов наценка может быть в разы выше.
Курс на снижение
Производители часто пытаются снизить себестоимость товара. Способов, как это сделать, — масса. Например, если партии производятся тысячными тиражами, то себестоимость снижается (правда, тогда около 10% партии уходит в брак, что также влияет на себестоимость).
Себестоимость можно снизить, если найти новых поставщиков с выгодными ценами. Также — если брать больший объём: так часто дают скидки. Можно поработать над производительностью цеха — покупка нового оборудования или грамотное распределение задач между сотрудниками.
Ещё варианты — сэкономить на производстве (например, открыть его в одном из регионов с дешёвой рабочей силой), закупить ткань попроще, сэкономить на дизайне (купить готовое изображение) и так далее. По словам Игоря Ульянова, исполнительного директора «Союзлегпрома», снижение себестоимости зависит в том числе и от курса валют. При росте доллара растёт и себестоимость производства одежды в России. И наоборот.
От нуля до ста
В итоге цена футболки зависит от качества материалов, человеческого труда и маркетинга. Последнее часто и создаёт наценку в тысячи процентов. За футболку с логотипом известного бренда покупатели готовы переплатить. Несмотря на то, что качество вещи может быть таким же, как и у неизвестного бренда.
Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash, [Unsplash License] (https://unsplash.com/license)