Поясни за шмот. Почему российские бизнесмены не готовы отказаться от дресс-кода
Как меняется внешний вид российского предпринимателя
Традиционно образ серьёзного делового человека, достигшего определённых деловых высот, — владельца бизнеса или, например, его заместителя, — ассоциировался со стилями business best и business traditional. В первом случае регламент жёсткий: тёмно-синий костюм, белая рубашка, красный галстук и нелакированные туфли у мужчины; тёмно-синий, бежевый или серый костюм, чулки и туфли на каблуке до 5 см у женщины. Во втором случае правила чуть проще: классические однотонные костюмы для обоих полов, платье-футляр с жакетом для женщин.
Но сегодняшние бизнесмены постепенно отходят от этого образа и скорее тянутся к business casual — «свободный деловой» стиль, где допустимы, например, прямые тёмные джинсы и строгие платья без декольте. Сдержанно, неброско, но и не одинаковые брючные костюмы на всех.
Ещё пару десятков лет назад предпринимателя, который пришёл бы на деловую встречу в одежде, не вписывающуюся в рамки дресс-кода, порицали, а могли бы и не заключить с ним соглашение и вести дела. Сейчас деловой стиль в России всё ещё имеет значение. Но слишком строгим, как у находящихся на службе телохранителей или чиновников какого-нибудь серьёзного государственного ведомства, он быть не должен.
Сегодня у деловых людей популярен smart casual. Для мужчин это пиджак, под который подбираются брюки, обувь, рубашки и футболки. Лёгкие пиджаки приглушённых тонов с футболками, чиносами и светлыми кедами — удобно, стильно и в то же время строго.
У женщин это костюмы из мягких тканей, брюки, юбки и платья, которые выглядят вполне по-деловому, но в то же время и удобны, не сковывают движений. Можно сочетать строгие брюки с футболкой или белую сорочку с джинсами и жакетом.
Но, может, предпринимателям пора и вовсе отказаться от любого дресс-кода? У этой позиции есть сторонники.
Загонять себя в рамки дресс-кода — скучно, неинтересно и надуманно. У предпринимателей не может быть единого дресс-кода по определению. Представления о том, что бизнесмены ходят в костюмах и запонках с портфелем в руках 24/7, откровенно говоря, устарели. У каждого сегодня есть свой стиль, иногда вообще сложно сказать, чем человек занимается.
Если мы говорим о встречах или других официальных мероприятиях, где организаторы просят прийти в определённой цветовой гамме, нужно отнестись к этому с пониманием и уважением. Конечно, ходить в юбках, которые едва ли прикрывают пятую точку, или в шортах для плавания — это перебор. Однако обязывать мужчин ежедневно ходить в костюмах, а девушек в юбках ниже колена тоже излишне.
На мой взгляд, больше о человеке может сказать то, насколько он опрятен. Ты можешь носить дорогой костюм, но ходить с неочищенной обувью.
Однако большинство опрошенных «Секретом» предпринимателей и экспертов не готовы совсем отказываться от дресс-кода.
Почему дресс-код никуда не уйдёт
Предприниматель взаимодействует с большим количеством партнёров и клиентов, которые считывают информацию в том числе через внешний вид. Владелец бизнеса — лицо компании, которую он создаёт, продвигает и представляет, поэтому важно выглядеть так, чтобы желаемое восприятие совпадало с действительностью.
Поэтому предпринимателю нужно придерживаться определённого дресс-кода, который зависит от сферы, в которой он работает, от людей, с которыми он встречается, и от того, что он хочет донести миру через свой облик.
Раньше я считал, что дресс-код не нужен, потому что за предпринимателя говорят его результаты. Но в мире бизнеса люди по внешним атрибутам пытаются понять твой статус. Я понял это, когда после некоторых переговоров выходил окатанный презрением и недооценкой. Выходил и думал: «Что же со мной не так?».
После этого пошёл и купил дорогущий рюкзак Louis Vuitton и сразу же отправился на переговоры. Стоило мне сесть за стол, как собеседник сказал: «Всё понятно, дёшево мы не договоримся». Я не мог поверить, что это так работает. Но тем не менее по внешнему виду любой собеседник, кем бы он ни был, пытается считать твой достаток.
Поэтому дресс-коду внимание уделять нужно, хотя бы для того чтобы обозначать свою позицию на переговорах. Если она звучит так, что и до встречи у вас всё хорошо, вы не будете в статусе просящего.
И в корпоративной, и в деловой среде дресс-код по-прежнему обязателен. Современный предприниматель торгует не только продуктом или услугой, но и своим лицом. Не могу представить себе юриста, финансиста или предпринимателя в сегменте торговли в джинсах, майке или спортивном костюме.
Негласные правила таковы: первую встречу нужно провести в костюме-тройке, последующие — в business casual. Человека в худи вообще можно увидеть только в Zoom, и то, скорее всего, в компании он будет специалистом, который работает руками.
Приезжайте в худи на встречу, если хотите, но будьте готовы оправдывать такой вид. Были случаи, когда умнейшим людям в худи приходилось по 20 минут доказывать свою экспертность. Если бы они приезжали в костюмах, то не испытывали бы предвзятого отношения к себе.
В первые минуты переговоров доверие можно вызвать внешним видом. Не спорю, что талантливый предприниматель в любом случае заявит о себе при важных встречах, но нужно ли тратить лишнее время?
Также внешний вид предпринимателя транслирует уважение собеседника. Так, если один на встречу пришёл в джинсах, а другой в деловом костюме, последний может принять такой внешний вид собеседника как неуважение — и ограничится лишь первой встречей.
Один мой знакомый, собственник большого бизнес-центра в Москве, рассказал мне, как однажды он сорвал сделку с потенциальным партнёром, который пришёл без пиджака на мероприятие, где по дресс-коду это было необходимо. Он объяснил это так: «Если бизнесмен не уважает такое большое количество людей, как он будет сотрудничать со мной?»
Если ваш бизнес не имеет аналогичного пути развития с такими гигантами, как Facebook, Microsoft и Apple, основателям которых для успеха было достаточно пары кроссовок и созданного ими у себя в голове виртуального мира, дресс-код обязателен.
То есть если успешность вашего предприятия напрямую зависит не от компьютеров, а от контактов с людьми, то в этом случае для продуктивной работы ставку нужно делать в том числе и на внешний вид.
Очень часто для того, чтобы вас хотели слушать, нужно, чтобы вас ещё хотели при этом видеть. А где-то глубоко в душе мы с лёгкостью осуждаем тех людей, которые не разделяют наше понимание делового дресс-кода.
В России «по одёжке встречают». Так есть и будет ещё какое-то время. В некоторых компаниях ситуация не изменится никогда. Это государственные и полугосударственные структуры, где преимущественно царят регламенты, негласные правила, которые не меняются десятилетиями. Российский бизнес меняется, но не настолько быстро, как хотелось бы. В Европе, а особенно в США, отношение к дресс-коду гораздо более демократичное. Но и там, если предприниматель задумал «продать» свой проект государству, образ должен соответствовать случаю.
Региональные и профессиональные нюансы
Как отмечают опрошенные «Секретом» эксперты, сам дресс-код и отношение к нему зависят от сферы деятельности, от страны и даже региона. В России то, что будет естественным для Москвы, окажется неуместным для условной Тюмени.
Я думаю, что стиль предпринимателя зависит от сферы деятельности. Например, в сфере интернет-маркетинга и арбитража трафика приехать на собеседование в костюме при полном параде будет или просто странно, или знаком того, что человек — новичок в сфере и ещё не понял, куда попал. Отсутствие дресс-кода и есть дресс-код рекламно-айтишный. Но всё, конечно, в пределах разумного. Например, ко мне как-то на собеседование пришёл человек в шортах, шлёпках и гавайской футболке — так делать не надо.
В нашей стране, большей её части, принято, что предприниматель — это человек серьёзный и выглядеть он должен подобающе. Оказывается, что это далеко не всегда так и зачастую зависит от территории проживания.
Например, в Москве и Санкт-Петербурге бизнесмены могут позволить себе достаточно вольный стиль: носки с уточками, худи и удобные штаны, почти так же одеваются и в Европе. Но стоит отъехать километров 500 от столицы — и такой внешний вид будет воспринят неоднозначно, а люди, приходящие на встречи, могут воспринять потенциального бизнес-партнёра ненадёжным или слишком безответственным из-за его свободного внешнего вида и цветных носков.
Всё же в регионах для бизнеса принят более консервативный стиль. Это не обязательно костюм, рубашка и галстук, достаточно кэжуала в джинсах и классической кофте, но не более.
В США в целом в крупных финансовых центрах и мегаполисах, безусловно, официальный внешний вид имеет большое значение. Сложно представить себе инвестиционного банкира или юриста, не придерживающегося дресс-кода: дорогие костюм, рубашка, туфли, часы и прочее.
Однако, например, в Силиконовой долине всё совсем иначе. Здесь превалирует стиль casual: футболки, свитеры и джинсы — своего рода тоже дресс-код. Как я недавно прочитала в одном из постов на эту тему, если по улице идёт хорошо одетый человек, значит, он либо не из Долины, либо идёт просить денег.
Получается, если для сотрудников после пандемии дресс-код в массе своей перестал быть актуальным (или как минимум стал радикально менее строгим), что показало исследование Hays и «Русской школы управления», то топ-менеджеров и собственников бизнеса эта тенденция коснулась в меньшей степени.
Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, Unsplash, Pixabay