secretmag.ru
Жизнь6 мин.

Что происходит с TikTok в России в 2025 году: запрещён или нет и как размещать рекламу

Пиарщики и адвокат рассказали, безопасно ли рекламироваться в TikTok. В сентябре 2024 года вступят в силу поправки, которые запретят рекламу на «нежелательных» сайтах. Из-за этого, видимо, окончательно уйдёт из рекламного поля крупная платформа — Instagram, которая как раз входит в реестр запрещённых сайтов Роскомнадзора. Рекламодатели повернули головы в сторону TikTok, который с 2022 года «законсервировался». Что сейчас происходит с этой платформой и есть ли смысл там рекламироваться, а главное — законно ли это, выяснил «Секрет».

Что происходит с TikTok в России в 2025 году

TikTok в России формально доступен, но сам сервис заморозил публикацию нового контента от российских пользователей и ограничил доступ к зарубежному контенту с начала марта 2022 года.

После этого россиян фактически лишили возможности смотреть новые видео, загруженные в других странах, и подключать монетизацию. В режиме такой изоляции сервис и работает в России: пользователям по умолчанию доступны тонны старого контента, опубликованные до марта 2022 года.

При этом российские пользователи по-прежнему официально не могут ничего публиковать.

Однако в 2025 году российский сегмент заметно оживился. Молодёжь стала подхватывать зарубежные тренды и создавать свои: именно из TikTok выросли мемы про «Какое совпадение, я тоже», Бомбардиро Крокодило и прочих ИИ-существ, тренды про культ спавна и торжественные передачи школьных туалетов от выпускников старшеклассникам.

Как это произошло? Очень просто: люди научились обходить ограничения сервиса.

Сначала это было довольно сложно, но в 2023–2024 годах появились моды на приложение, позволившие пользоваться им без заметных проблем.

Многие ими пользовались несмотря на минусы: моды надо регулярно переустанавливать, да и их использование рискованно: можно поймать вирусное ПО и не только потерять аккаунт, но и лишиться других приложений и даже денег.

С 2024 года стало еще проще: люди меняют IP-адрес на иностранный, и TikTok становится доступен практически без ограничений.

Так что новые видео из России — это своеобразный «теневой» TikTok.

В реальности подавляющее большинство российских блогеров продолжили вести свои аккаунты, используя простые технические решения, и могут как видеть актуальный контент, так и публиковать. Это стало частью рутины, и публикации регулярно выходят, особенно у авторов с коммерческими контрактами.

Дмитрий Киреев
руководитель направления по работе с блогерами в digital-агентстве RTA

Дело пошло не только у простых пользователей, но и у блогеров, и у рекламодателей.

За январь-апрель 2025 года рекламные бюджеты в этой соцсети выросли в 4 раза: по данным Роскомнадзора, россияне разместили там рекламы на 15,8 млн рублей. Причём всё это происходит вполне официально и легально, за что рекламодатели и отчитались перед госорганом.

К 2025 году TikTok входит в топ-5 самых посещаемых платформ в России. Контент российских авторов продолжает попадать в рекомендации, а тренды живут своей жизнью — и локальные, и глобальные.

Есть ли смысл рекламироваться в TikTok в российском сегменте

Смысл есть — но не для всех.

Несмотря на то, что ограничения обойти можно, официальной поддержки для российских пользователей в соцсети нет.

Ads Manager, через который можно было организовывать рекламу в TikTok, заблокирован для РФ. И хотя эти ограничения ушлые рекламодатели тоже научились обходить, всё же есть риски.

Работа с TikTok сопровождается рядом сложностей. В первую очередь — невозможно официально зафиксировать рекламные расходы, отсутствует локальная поддержка и гарантия стабильности. А нестабильность платформы создаёт риски для крупных брендов и госзаказов.

Дамир Фейзуллов
директор по SMM & ORM агентства PR Partner

Даже элементарный инструмент — прикрепление ссылки в описание к ролику — россиянам недоступен. Но кликабельную ссылку можно разместить в описании к аккаунту (в шапке профиля).

Из-за всех этих сложностей TikTok в России в 2025 году — скорее ограниченный по функциональности имиджевый канал, чем полноценная платформа для системного продвижения, отмечают опрошенные эксперты. И охваты рекламы там в основном сводятся к подписной аудитории.

Тем не менее только в апреле 2025 года TikTok хотя бы раз в месяц посещали 69 млн россиян старше 12 лет.

Эффект зависит от целей кампании и продукта. TikTok остаётся одной из самых вовлекающих платформ — пользовательская активность высокая, аудитория молодая (в среднем 18−35 лет), а видеоформаты дают хорошие результаты по охвату и вовлечённости. При правильном креативе и грамотной настройке кампании можно получить вполне конкурентные показатели.

Евгений Кораблёв
директор по маркетингу и стратегическим партнёрствам Centra

Для определённых категорий бизнеса реклама в TikTok по-прежнему может быть эффективным инструментом. Присмотреться к этой соцсети пиарщики советуют тем, кто производит массовый продукт, товары повседневного спроса, развлекательный контент, а также брендам с акцентом на молодую аудиторию. Сейчас там размещают рекламу одежды, косметики, продуктов питания, медицины и автотоваров.

Самое главное: в TikTok по-прежнему сидит молодая и активная аудитория, а алгоритмы продолжают «разгонять» удачные ролики.

Лучше всего работают простые и понятные форматы — танцы, эстетик и переходы с трансформацией («до»/«после»), разговорные и развлекательные ролики. Такие видео чаще попадают в рекомендации. Это делает платформу заметно сильной именно на этапах охвата и интереса. Поэтому если задача — достучаться, например, до зумеров или протестировать нативный видеоконтент, TikTok даёт хорошие результаты.

Дмитрий Киреев
руководитель направления по работе с блогерами в digital-агентстве RTA

Кроме того, по возможности пиарщики советуют пробовать интеграции с блогерами, которые вещают на зарубежную аудиторию. Пожалуй, это намного безопаснее, чем пробовать какие-то серые схемы с запрещёнными соцсетями. И вот почему.

Как безопасно рекламироваться в TikTok

На данный момент TikTok не является экстремистской, нежелательной или запрещённой в РФ платформой. И нет оснований полагать, что это изменится в 2025 году.

Запрет с 1 сентября 2025 года касается только рекламы на ресурсах, признанных экстремистскими. А TikTok входит в официальный реестр социальных сетей Роскомнадзора (РКН), наряду с «ВКонтакте», «Одноклассниками», YouTube и Telegram. Это подтверждает его легальный статус в РФ, отметила адвокат Оксана Петровская.

Рекламироваться в TikTok законно. Главное — проводить юридическую проверку партнёров-блогеров (на предмет наличия в реестре РКН) и соблюдать общие правила маркировки рекламы.

Для безопасного размещения рекламы в TikTok нужно соблюсти два основных блока требований.

Требования к площадке (блогеру/каналу)

Если вы размещаете рекламу у блогера, у которого более 10 000 подписчиков, вы как рекламодатель обязаны убедиться, что:

  1. Страница блогера внесена в реестр РКН. Ответственность за подачу сведений лежит на самом блогере, но риски несёте и вы.

Если вы разместите рекламу на популярной (>10 тыс. подписчиков) странице в TikTok, которой нет в реестре РКН, вам грозит штраф от 100 000 до 500 000 рублей.

Перед заключением договора с блогером требуйте подтверждение о его нахождении в реестре РКН (например, скриншот или прямую ссылку на его запись в реестре).

Оксана Петровская
адвокат
  1. На странице блогера есть соответствующая маркировка. Это должна быть отметка с уникальной ссылкой и текстом «Включена Роскомнадзором в перечень персональных страниц» (или символом «А+»).

Прописывайте в договоре с блогером его обязанность состоять в реестре и иметь соответствующую маркировку на странице, а также его ответственность за несоблюдение этих требований.

Оксана Петровская
адвокат

Общие требования к интернет-рекламе

Помимо новых правил, никто не отменял действующие с 2022 года нормы о маркировке. Любое рекламное размещение, включая TikTok, должно:

  • быть зарегистрировано через Оператора рекламных данных (ОРД);
  • получить уникальный токен (erid), который добавляется в ссылку или на сам креатив;
  • иметь пометку «Реклама» и указание на рекламодателя.

По итогам размещения по рекламному посту нужно подать отчёт в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) через ОРД.

Кроме того, рекламодатели должны соблюдать ФЗ «О рекламе», а также требования ФЗ «О персональных данных» и ФЗ «Об информации».

С запросом о соблюдении этих законов Роскомнадзор обращался в головной офис ТикТок в 2024 году.

«Персональные данные пользователей формально должны храниться в РФ (152-ФЗ), но TikTok этим требованиям не полностью соответствует. Так что блокировка и этой соцсети в России не исключена», — отметила Полина Доронина, юрист корпоративной практики Key Consulting Group.

Использовать серые схемы с запрещёнными соцсетями чревато как штрафами и доначислением налогов, так и уголовкой.

Источник:«Секрет фирмы»