secretmag.ru
Жизнь4 мин.

Битва за форточку. Россиянам рассказали, как отстоять свои права в душном общественном транспорте

© Максим Блинов/РИА Новости

Юрист Моисеев: водитель должен обеспечить комфортную температуру в салоне транспорта. По словам эксперта, есть чёткие требования нормативных документов: если среднесуточная температура за окном свыше 20°C, то в салоне должно быть не более 25°C. Правда, на практике эти требования часто не выполняются, и вопрос закрытых форточек в жару становится проблемой вселенского масштаба. «Секрет» вместе с юристами разобрался, что делать, если общественный транспорт превратился в сауну, — и как отстаивать свои права на комфорт.

Общественный транспорт часто становится местом ожесточённых баталий, особенно летом. Мало того, что в час пик пассажиры автобусов и маршруток ощущают себя как шпроты в банке, летом к тесноте добавляется ещё и невыносимая духота. И ведь даже в дни, когда температура на термометре уже превышает отметку в 30°C, всё равно найдётся тот, кто закроет спасательную форточку со словами: «Мне дует».

Но разбираться с жарой в салоне должны не пассажиры. За это должен отвечать водитель общественного транспорта. Существует целый ряд нормативных документов, которые регулируют этот вопрос.

А именно:

Если среднесуточная температура на улице свыше 20°C, то в салоне общественного транспорта должно быть не более 25°C. Это чётко прописано в нормативных доках.

Водитель представляет перевозчика, а у администрации с перевозчиком есть договор, где прописано, какие условия (в том числе температурные) они должны соблюдать. Но надо помнить, что перевозчик должен предоставить и машину в подходящих кондициях. Водитель не включает/выключает кондиционер, он должен обеспечить температурный режим. Объективно это бывает сложно, например, когда много остановок и двери постоянно открываются. Но ориентироваться необходимо на стандарт.

Андрей Моисеев
доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г. В. Плеханова и руководитель департамента по правовой работе «Ресурс Лекс»

Моисеев также добавил, что жаловаться в таких случаях можно самому перевозчику. Компания обязана внутри транспортного средства размещать следующую информацию:

  • наименование, адрес и номер телефона перевозчика;
  • фамилию водителя, а при наличии кондуктора — также фамилию кондуктора.

Если же перевозчик отказывается решать проблему, то пассажир может обратиться в администрацию города — тогда она будет проверять соответствие оказываемых услуг контракту.

В некоторых случаях проводят рейды, которые выявляют недобросовестных перевозчиков. Кроме того, в борьбе пассажирам может помочь и Роспотребнадзор, ведь пассажир ещё и потребитель.

На каждый автобус, перевозящий пассажиров, оформляется карта маршрута, которая согласовывается с местными исполнительными властями. В карте маршрута также прописаны требования к оснащению автобуса системами контроля воздуха. Если эти требования не исполняются, то перевозчика могут наказать. В пример приведу одно из постановлений Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда. Перевозчику назначили штраф за отсутствие предусмотренных картой маршрута кондиционера или системы контроля температуры воздуха в салоне — 20 000 рублей (по части 5 статьи 11.33 КоАП РФ).

Орест Мацала
ведущий юрист ЕЮС

На словах всё довольно просто, но на деле могут возникнуть трудности.

Проблему жары и духоты в автобусе, маршрутке (и далее по списку) на самом деле трудно зафиксировать на месте. Но попытаться стоит.

Я могу рекомендовать сделать видеосъёмку, показав, как плохо пассажирам. На видео можно заснять зону водителя и что показано на панели (не мешая при этом самому водителю). Можно записать номера телефонов других пассажиров, которым тоже душно и плохо. Однако одной лишь этой фиксации может не хватить.

Желательно подать жалобу в Ространснадзор и прикрепить сделанную запись с указанием даты, маршрута и номера автобуса, где пассажир столкнулся с подобным. Если пассажиру стало плохо, то следует немедленно сообщить об этом водителю и вызвать к месту остановки скорую.

После того как всё будет зафиксировано, можно в рамках ст.7, 15 и 29 Закона о Защите прав потребителей обратиться с претензией к перевозчику, а в последующем и в суд с требованием о возмещении вреда здоровью, если такое произошло, а также о компенсации морального вреда.

Орест Мацала
ведущий юрист ЕЮС

Если правильно подойти и доказать, что перевозчик не выполнял требований стандартов, осознавая, какой вред наносит, то можно попробовать привлечь его к ответственности. Скажу сразу, много практики не в пользу пассажиров. Какие причины — например, отсутствие чёткого требования по температуре. А другое — недоказанность причинно-следственной связи между последствиями и действиями перевозчика.

Есть полезная статья в КоАП — ст. 12.31.1. «Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров...». Сразу скажу, что больше она посвящена соблюдению маршрута и т. п., а не температуре в салоне. Так как там мы опять упрёмся в ГОСТ.

Ещё можно попробовать применить Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика..». Сам Роспотребнадзор рекомендует обратиться/вызвать скорую помощь, это подтвердит факт причинения вреда.

Андрей Моисеев
доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г. В. Плеханова и руководитель департамента по правовой работе «Ресурс Лекс»

Пассажиры могут попробовать решить вопрос с духотой в салоне самостоятельно, открыв форточку, — в случае если не работает кондиционер. По словам экспертов, нет закона, который бы запрещал это делать.

Но тут мы возвращаемся к теме борьбы с другими пассажирами. Если в ответ на ваше действие на вас посыпались оскорбления, а то и тумаки, можно будет наказать обидчика — достаточно вооружиться записью с камер видеонаблюдения, которые установлены в транспорте, отметил Андрей Моисеев. Привлечь буйного пассажира к ответственности можно будет за хулиганство и оскорбление.

А вот требовать от водителя вмешательства в конфликт не стоит. Разнимать пассажиров не входит в его обязанности.