6 вечных трендов маркетинга: как сделать свой бренд актуальным в любое время. Советы для всех
Тренд первый: чёткое позиционирование и ДНК бренда
ДНК бренда — это комплекс отличительных параметров бренда, которые делают его уникальным, создают у потребителя единое впечатление от взаимодействия с ним. Сюда относится история и бэкграунд, идея создания бренда, его ценовая политика, качество продукции, вовлечённость в жизнь потребителей, целевой рынок.
Позиционирование — это образ бренда, позволяющий ему сформировать и закрепить позиции на рынке, выделиться на фоне конкурентов.
Позиционирование — одна из ключевых основ маркетинга, позволяющая персоналии, компании или бренду определить свою уникальность, задачи и решения для целевой аудитории (ЦА). Однако почему-то предприниматели нередко забывают об этом, размывая позиционирование и делая ДНК бренда нечётким. А это, в свою очередь, грозит пробуксовкой работы и потерей денег.
Бизнес, который строится на утопичном желании продавать всё для всех, почти сразу после старта получает больше проблем, чем прибыли. Ведь у разных типов аудиторий разные потребности, триггеры, разный уровень доверия к компании.
Главная задача руководителя — сформировать определённое комьюнити вокруг своего товара или бренда и правильно его стимулировать.
Почему, например, не прогорают сетевые магазины, которые открываются рядом в одном многоэтажном доме? У каждой торговой точки — своё позиционирование, они работают на разные целевые аудитории, что видно, начиная от дизайна входной группы и заканчивая общением с покупателями на точке.
Поэтому важно выделиться среди конкурентов и помнить, что ДНК бренда складывается из ценностей самого владельца бизнеса, а также аудитории, с которой он решил взаимодействовать.
Чтобы определить позиционирование и ДНК, необходимо честно ответить на эти вопросы:
- В чём ценность вашей услуги? Из чего состоит товар? Какие проблемы они в итоге решают, чем могут помочь целевой аудитории?
- Для чего вы работаете? Почему решили занять именно эту нишу? Вас на это подвигли собственные ценности или потребности?
- Как выглядит ваш идеальный покупатель (пол, возраст, семейное положение, отсутствие/наличие детей, интересы, как проводит свободное время, чем руководствуется при покупке товара)? Чем подробнее составлен портрет целевой аудитории, тем проще с продвижением бренда.
- В чём отличие от конкурентов? Какие УТП?
- Какую эмоциональную и рациональную выгоду несёт товар или услуга?
Тренд второй: лояльность клиентов за счёт коммуникативной стратегии
Коммуникативная стратегия включает в себя все способы взаимодействия с клиентами: пиар, рекламу, маркетинг, обслуживание, продажи и т. д. Её главная цель — создать долгосрочные отношения с ЦА, укрепить её доверие и увеличить возвратность клиентов.
Действовать придётся постепенно, ведь мало вложить кучу денег, чтобы всё заработало. Необходимо изучить потребности и боли потребителя, узнать о его запросах и приоритетах, понять, чем он руководствуется при выборе товара.
Всё это частично заложено в первом тренде. Однако то, что думает предприниматель о своей аудитории, может расходиться с действительностью.
Поэтому маркетологи и помогают собственникам бизнеса понять, чего же хотят их клиенты на самом деле. Для этого и проводят опросы, делают рассылки и анкетирования, размещают на точках продаж жалобные книги (в том числе и электронные) и получают обратную связь любыми другими путями.
Здесь очень важную роль играет обучение персонала и в особенности продажников. Именно они первыми доносят ценность продукта, а если сам менеджер не заинтересован в том, что продаёт, чего ожидать от покупателей? И даже если воронка продаж закроется и будет получен фидбэк, нельзя обрывать связь с клиентом после отзыва.
Коммуникация нужна на каждом этапе, ведь одна из ключевых целей любого бизнеса — не просто игра в «сделай / купи-продай», а наращивание постоянной клиентской базы.
Обратная связь не просто важна — она кладезь полезной информации, решающей множество проблем предпринимателей. Поэтому всегда узнавайте, что понравилось (или нет) в услуге/товаре, готовы ли покупатели рекомендовать ваш продукт и так далее.
Так вы сократите затраты на привлечение клиентов, наладите с ними связь и поймёте их приоритеты. А это, в свою очередь, повысит продажи, облегчит вывод на рынок новых продуктов и создание акционных предложений.
Тренд третий: персонализация предложений
У каждой компании должна быть стратегия, по которой она предлагает индивидуальные товары, услуги или информацию каждому конкретному клиенту в зависимости от его предпочтений, поведения, истории покупок и других данных. И это абсолютный тренд 2023–2024 годов.
Важный момент этого тренда — умение собрать такую информацию правильно. Помимо контактных данных и ФИО клиента, важно знать, чем он увлекается, за что выбирает те или иные продукты, когда делает выбор. Для небольших компаний подойдут следующие способы сбора информации:
- бюджетная Exel-таблица. Будет хороша, пока приток клиентов не очень велик и всё можно сделать вручную;
- CRM-система поможет, когда количество клиентов перевалило за 500 человек;
- формы для рассылки. Много информации они не дадут (в основном контакты, дата рождения, пол), но на первоначальной стадии раскрутки бренда и такие данные пригодятся;
- чат-боты уже позволяют узнать кое-что о потребностях клиентов, их желаниях и ожиданиях. Важно грамотно настроить этот инструмент работы;
- социальные сети, которые компания использует для продвижения бренда. В них можно публиковать опросы, ссылки на анкеты. Главное в этом случае — замотивировать клиентов, например, обещание скидки при следующей покупке;
- телефонные звонки менеджеров по продажам.
Данные о клиентах всегда отлично ложатся в уникальное торговое предложение (УТП). Так, например, многие сетевые супермаркеты на основе покупок составляют для потребителей персональные скидки или дарят бонусные баллы в день рождения. Всё это подогревает интерес к бренду.
Однако с рассылками и рекламой персональных предложений стоит соблюдать баланс. Если они похожи на спам, то не замотивируют на покупку или обратную связь. Слишком навязчивые призывы раздражают, особенно если продукт носит прикладной характер и даже косвенно не решает задачи потенциального покупателя.
Также запомните, что условия любого предложения не должны иметь проблемных для клиента ограничений. Условно, если купить товар за полцены можно только в одном, самом дальнем от клиента филиале, он туда не поедет — необходимость оплатить бензин и потратить время на дорогу пересилит желание получить скидку.
Тренд четвёртый: многоканальность
Благодаря блокировке некоторых соцсетей на территории России омниканальность (продвижение сразу по нескольким каналам) обрела популярность и стала одним из основных типов продвижения. Ведь она даёт клиентам возможность переключаться между площадками, сохраняя при этом цельность образа, и служит своеобразной гарантией безопасности — если один канал заблокируют, останутся другие.
Как только вы оценили свою целевую аудиторию и выявили, что даёт вам наибольший трафик, отберите 2–3 площадки и представьте на них свой продукт. Один из каналов используйте для общения с потребителями, а два других — для рекламы и продаж.
Сегодня в нашей стране наиболее актуальные каналы для продвижения — Telegram, Youtube, «Дзен», «ВКонтакте», персональные сайты и маркетплейсы.
Когда решите делать контент, сразу начинайте работать красиво, так как потом переделывать будет всё равно дороже. Проще сразу заложить эту часть расходов и потом просто поддерживать систему.
Чтобы облегчить себе задачу, не пренебрегайте кросспостингом. Он подразумевает дублирование контента на разные площадки с последующей адаптацией и сокращает затраты на производство.
При этом важно вести аналитику соцсетей, чтобы своевременно корректировать стратегию. В одном канале больше откликов может вызвать текст, в другом — видео- или аудиоконтент.
Также ежемесячно стоит высчитывать коэффициент вовлечённости: разделить число подписчиков на количество действий, которые они совершали (лайки, репосты, пересылки, переходы по ссылкам и т. д.). Сделав срез по всем фронтам, вы определите актуальный формат и сможете увеличить свой трафик.
Тренд пятый: форма контента — видео
Большую часть информации мы получаем с помощью зрения, потому фото и видео сейчас так популярны. Используйте это, чтобы отражать идеи, политику и уникальность своего продукта.
Не гонитесь за хайпом и придерживайтесь аутентичности — пусть зритель с первых секунд считывает, что перед ним за компания или марка.
Темы роликов должны перекликаться с генеральной линией бренда, работая на вашу репутацию и продвижение.
У собственников бизнеса часто возникает вопрос, нужно ли профессиональное оборудование для создания хорошего контента. Так вот, если хотите сделать всё красиво, не покупайте дорогую технику, а нанимайте хорошую команду. Обращайтесь к SMM-специалистам, фотографам и видеографам, которые воплотят вашу идею как надо.
Единственным исключением можно считать согласованный лайфстайл-контент, и только в том случае, если это нужно для продукта или перекликается с тематикой.
Ещё один тренд последнего года — контент, созданный клиентами (отзывы, видеомемы, рекомендации, распаковка). Он служит доказательством того, что люди доверяют вашему бренду и становятся его амбассадорами. Но для этого нужна мотивация в виде розыгрышей, скидок, возможно, система лояльности.
Тренд шестой: автоматизация процессов и аналитика
Тренд на использование данных инструментов можно назвать вечным. Автоматизация увеличивает производительность и принятие обоснованных решений. А аналитика позволяет грамотно выстроить маркетинговую стратегию.
Действовать вручную сложно, потому на помощь приходят CRM-системы, чат-боты, рассылки, воронки, триггерные кнопки «кол ту экшен». Это, во-первых, упрощает работу, а, во-вторых, позволяет наладить контакт с потребителем и сократить путь до закрытия сделки.
Также автоматизация позволяет получить более чёткое понимание: с ней вы узнаете затраты на продвижение и поймёте, какую выгоду бизнес получил с того или иного действия.
Аналитика не врёт и показывает конверсию любых рассылок, переходов и в итоге сделанных заказов. Можно отследить, какой именно призыв сработал, потестировать, сделав для разных ЦА одно и то же предложение, но с разными заголовками. В итоге сразу ясно, что принесло больше прибыли.
Чем больше компания, тем сложнее собственнику оценить объём данных, даже с учётом автоматизации. Так что лучше делегировать эту задачу специальному сотруднику-маркетологу — он соберёт все данные, предложит стратегию, а владельцу бизнеса останется только всё утвердить.