secretmag.ru
Жизнь9 мин.

От Chanel до Timberland. 6 мировых брендов и продуктов, состоявшихся благодаря выходцам из Российской империи

Военная операция на Украине лишила россиян возможности приобретать предметы роскоши европейских брендов. На волне антироссийских санкций мировые компании покидают отечественный рынок на неопределённый срок. А между тем многие из их связаны с Россией. Были времена, когда Chanel вдохновлялась русским колоритом. А создатель знаменитого бренда Max Factor и вовсе был главным по косметике при императорском доме Романовых. «Секрет» вспомнил, истоки каких брендов восходят ко временам царской России.

Эрнест Бо — Chanel № 5

5 мая 1921 года Габриэль Шанель познакомила высший свет Франции с необыкновенным ароматом Chanel № 5, ставшим революцией в мире парфюмерии. Тот самый аромат наносила на кожу голливудская актриса Мэрилин Монро, когда ложилась спать. Композицию из бергамота, ландыша, сандалового дерева и других природных ароматов придумал Эрнест Бо, парфюмер французского происхождения родом из царской России. В Chanel № 5 он воплотил свои тёплые воспоминания о навсегда покинутой холодной стране.

Эрнест Бо родился в Москве в 1882 году. Его брат возглавлял крупную российскую косметическую фирму обрусевшего француза Альфонса Ралле, которая поставляла товары императорскому двору. Эрнест сначала учился на лаборанта на мыловаренном заводе Ралле, потом прошёл обязательную двухлетнюю службу во Франции и после вновь вернулся в Москву.

«Я начал свою работу в 1898 году в Москве. Мой старший брат был тогда администратором у Ралле, одного из самых крупных русских парфюмеров. Я изучал во Франции сначала производство мыла, потом, по возвращении в Россию в 1902 году, занялся чистой парфюмерией. На этом большом предприятии работало 1500 рабочих. Фабричное оборудование и социальная организация были совершенны по тому времени.

Дому приходилось приспосабливаться к чрезвычайно обширному рынку (180-миллионная Россия, Китай, Персия, Балканы и т. д.) и считаться со вкусами русских женщин в использовании духов и предметов роскоши. Полные поезда увозили во все стороны света туалетное мыло, рисовую пудру, одеколон и духи… С 1902 года наш технический директор Лемерсье стал обучать меня парфюмерному искусству. С радостью воздаю я ему дань глубокого почитания за его артистизм и блестящие технические навыки», — вспоминал Эрнест.

Вскоре Эрнест сменил на посту своего учителя и создал целый ряд духов для парфюмерного дома. В 1912 году настоящий фурор произвёл его аромат Bouquet de Napoleon (Букет Наполеона), выпущенный к столетию Бородинского сражения.

Русская революция лишила французского парфюмера состояния и привилегированного статуса. Он покинул Москву и в 1920 переехал в Канны, где стал сотрудничать с парфюмерным домом Chiris of La Bocca.

На лазурном побережье Эрнест познакомился с Габриэль Шанель. Французский модельер заинтересовалась работами парфюмера. Эрнест презентовал мадемуазель Шанель свои разработки, в числе которых были будущие ароматы Chanel № 22 и Chanel № 5. Второй, холодный как арктические льды, был воспоминанием и о России, вернее, о Крайнем Севере, где парфюмер на стороне белых боролся с большевиками.

«Меня спрашивают, как мне удалось создать Chanel № 5? Во-первых, я создал эти духи в 1920 году, когда вернулся с войны. Часть моей военной кампании прошла в северных странах Европы, за полярным кругом, во время полуночного солнцестояния, когда озера и реки излучают особую свежесть. Этот характерный запах я сохранил в своей памяти, и после больших усилий и трудов мне удалось воссоздать его, хотя первые альдегиды были неустойчивы», — вспоминал парфюмер.

Название для парфюмерной композиции выбрала мадемуазель Шанель. «Я представляю коллекцию платьев пятого числа пятого месяца, то есть в мае. Значит, и оставим духам номер, который они носят. Этот 5-й номер принесёт им успех», — сказала Шанель и не прогадала. Парфюм действительно стал легендой.

Весной 1926 года Эрнест Бо официально занял место парфюмера домов Chanel и Bourjois. Во многом благодаря работе парфюмера из России успех компаний рос из года в год. К тому времени, как Эрнест вышел в отставку, они стали одними из первых парфюмерных домов мирового рынка.

Помимо Chanel № 5, Бо создал Gardеnia, Bois des Iles и Cuir de Russie. У Bourjois парфюмер выпустил Soir de Paris и Kobako.

Максимилиан Факторович — Max Factor

Косметическую компанию Max Factor основал Максимилиан Факторович — польский еврей, который долгое время жил и работал в Рязани.

Максимилиан Факторович родился в 1872 году в городе Здуньская-Воля в Царстве Польском, которое на тот момент входило в Российскую империю. Мальчик вырос в многодетной семье и с ранних лет работал: торговал сладостями в театре, помогал фармацевту в аптеке и был посыльным в косметическом салоне. Когда Максимилиану исполнилось 14 лет, он уехал в Москву и устроился помощником гримёра в Большой театр. Навыки, полученные в театре, в дальнейшем помогли ему открыть собственное дело.

В 1895 году, после прохождения обязательной военной службы, Максимилиан открыл в Рязани магазин, где продавал румяна, кремы, парфюмерию и парики, в основном собственного изготовления.

В городе часто останавливались театральные труппы, и вскоре о деятельности Максимилиана узнали в императорском дворе. Предпринимателю предложили переехать в Санкт-Петербург и стать гримёром в оперном театре. В итоге Максимилиан дорос до специалиста по косметике при дворе русского царя и в императорских театрах.

В 1904 году из-за роста антисемитских настроений в стране Максимилиан решил эмигрировать вместе с семьей в США и обосновался в Лос-Анджелесе, чтобы быть ближе к зарождающейся киноиндустрии. Своё имя он сократил до Макс Фактор (Max Factor).

Слухи о косметическом гуру из России быстро распространились в кинокругах, и вскоре Максимилиан уже работал с голливудскими артистами. В 1916 году он запустил в продажу тени для век и карандаши для бровей — его продукция стала первой, которая была доступна обычным девушкам, далёким от киноиндустрии. Через четыре года Макс Фактор уже выпустил косметическую линейку с лаконичным названием Make-up. Философия его бренда заключалась в том, что любая женщина может быть как кинодива — с косметикой Max Factor и с минимальными навыками макияжа.

Косметические продукты и техники макияжа, созданные Максом Фактором для киноиндустрии и его голливудских клиентов, принесли ему в 1929 году «Оскар» за вклад в развитие киноиндустрии.

Натан Шварц — Timberland

Модные жёлтые ботинки, в которых сегодня щеголяет практически весь мир, — дело рук потомственного сапожника из Одессы. Основатель обувного бренда Timberland Натан Шварц родился в 1902 году в небогатой еврейской семье в Одессе Российской империи. Его отец, дед и прадед шили обувь, так что неудивительно, что и Натан продолжил дело своих предков.

Незадолго до начала Первой мировой войны семья Шварца переехала в США и обосновалась в Бостоне. Русскоязычные эмигранты не жили американской мечтой и не думали, что успех уже близок. Они лишь продолжили делать то, что умеют лучше всего, — шить обувь.

Натан работал подмастерьем в нью-йоркской мастерской по ремонту обуви, а в 1952 году, подкопив немного денег, смог выкупить половину акций обувной компании в Абингтоне (Нью-Йорк). Так и родилась его собственная компания Timberland. Сыновья помогали предпринимателю вести своё дело.

В 1965 году Шварц сделал прорыв в обувной промышленности. Предприниматель размышлял о том, как же изготовить непромокаемые ботинки для любителей прогулок по бездорожью и тех, кто по долгу службы проводит много времени в экстремальных погодных условиях, и придумал способ бесшовного соединения резиновой подошвы и кожаного верха с помощью специального пресса.

«Мне было тогда десять лет, — делился Джеффри Шварц, нынешний владелец бренда Timberland и внук Натана. — Отец всё время пропадал на фабрике, а в доме постоянно шли разговоры о том, как сделать ботинки Timberland водонепроницаемыми, какой должна быть кожа... Что хлопчатобумажные нитки не подходят и нужны нейлоновые, что швы должны быть упругие, но прочные, поэтому их необходимо делать тройными. То, что заклёпки, куда вставляются шнурки, должны быть стальными, а не железными, чтобы они не ржавели от воды… И вот, наконец, настал тот исторический момент, когда отец принёс домой эти первые ботинки. И тогда мой брат воскликнул: "Я никогда не надену такую ​​вещь. Они ведь жёлтые!" Решая насущные производственные задачи, никто даже не подумал о цвете…»

Впрочем, покупателей цвет не смутил. Жёлтые непромокаемые ботинки стали хитом продаж и обогатили своих создателей.

Морис Маркин — Checker Motors Corporation

Ярко-жёлтые автомобили Checker, ставшие символом американского такси, — заслуга эмигранта из России Мориса Маркина.

Залман Тамаркин, так при рождении звали бизнесмена, появился на свет в 1893 году в Смоленске в семье евреев. Как и многие дети в те годы, он был вынужден работать и помогать своим родителям. Мальчик был и кладовщиком, и подмастерьем в портняжной мастерской.

Денег катастрофически не хватало. И в 1912 году вслед за эмигрировавшим родственником Маркин решает переехать в США. На последние сбережения он купил билет на пароход и направился в Чикаго. Там будущий бизнесмен устроился в местную мастерскую по пошиву одежды.

Работа приносила Маркину неплохой доход, и после смерти владельца мастерской он смог её выкупить. Первое крупное состояние бизнесмен сколотил на государственных заказах на обмундирование во время Первой мировой войны.

В автомобильный бизнес Маркина занесло случайно, когда один из его должников не смог выплатить кредит в размере $15 000 и отдал предпринимателю свой завод по производству автомобильных кузовов Joliet. Позже портной-магнат выкупил несколько компаний, включая таксопарк Yellow Cab Company, и объединил их вместе со своим предприятием. Так появилась крупная автокомпания Checker Cab Manufacturing Co, которая впоследствии стала лидером на рынке автомобилей для таксопарков.

Кстати, те самые «шашки», которые сегодня мы видим на такси, — идея Мориса Маркина. Характерный рисунок в виде чёрно-белой шахматной доски украшал все автомобили, которые производила компания Маркина. «Шашки» ассоциировались с финишными флажками на гонках и символизировали победу.

Альберт Вайнберг — cигареты Sobranie

По названию компании Sobranie не сложно догадаться, что и у неё русские корни. Один из старейших в мире табачных брендов класса люкс основал российский эмигрант Альберт Вайнберг. Предприниматель переехал из Одессы в Лондон в 1879 году, и на тот момент Одесса входила в состав Российской империи. Информации о бизнесмене мало.

В некоторых источниках говорится, когда Вайнберг решил производить сигареты ручной работы в Англии, он столкнулся со сложностями — никто не хотел покупать товар местного производства. Тогда бизнесмен придумал обходной путь: он производил сигареты, отправлял их в Голландию, а затем импортировал их обратно в Великобританию. Сигареты продавали по 100 штук в жестяных и керамических коробках, которые сегодня можно найти на интернет-аукционах.

В 1929 году двоюродный брат Альберта Исайя Редстоун присоединился к бизнесу брата и зарегистрировал торговую марку Balkan Sobranie. После смерти Альберта Вайнберга и Исайя Редстоуна семейное дело продолжили их потомки, а в начале 1980-х они продали торговые марки Sobranie компании Gallaher Group, которая в 2007 году стала частью Japan Tobacco.

Луис Барт Майер — Metro-Goldwyn-Mayer

Луис Барт Майер, основатель кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer (MGM), создал целую империю развлечений и стал примером классической американской истории успеха. Бедный мальчик из семьи еврейских иммигрантов, который бросил школу в подростковом возрасте и стал самым высокооплачиваемым человеком в США.

Неизвестно, где и когда точно родился Лазарь Меир, так звали бизнесмена по документам. Он говорил, что родился в 1885 году в Минске, который на тот момент был частью Российской империи. По другим данным он родился недалеко от Чернобыля.

В 1887 году, когда Луис был ещё маленьким, его родители переехали в США, а затем — в Канаду. Там отец будущего бизнесмена Яков начал своё дело — сбор металлолома, а сын ему в этом помогал.

В 1904 году Луис Майер переехал в Бостон и женился, а в 1907-м открыл свой первый небольшой бизнес, переоборудовав старый кинотеатр. К 1918 году предприниматель владел уже сетью кинотеатров.

Майер хотел увеличить количество фильмов в своих кинотеатрах, но для этого ему нужна была своя производственная кинокомпания. Он переехал в Лос-Анджелес и открыл Louis B. Mayer Productions и Metro Pictures Corporation. В 1924 году в результате слияния этих компаний с Goldwyn Pictures Corporation образовалась Metro-Goldwyn-Mayer. Майер встал во главе компании и сделал её компанию самой успешной киностудией мира. Здесь актёрам не только платили зарплату, но и выплачивали дивиденды во времена Великой депрессии.

Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com, Unsplash, wikipedia.org