secretmag.ru
Технологии

«Рубль скоро окрепнет, а доллар — упадёт»

Прогноз автора книги «Валютные войны» Джеймса Рикардса
Сильнейшие экономики мира ждёт валютный кризис, утверждает экономист Джеймс Рикардс. Он 35 лет проработал на Уолл-стрит, а потом стал советником Пентагона и выпустил два финансовых бестселлера — «Смерть денег» и «Валютные войны». В интервью «Секрету» Рикардс объяснил, что происходит с мировыми валютами и как это отражается на рубле.

Сильнейшие экономики мира ждёт валютный кризис, утверждает экономист Джеймс Рикардс. Он 35 лет проработал на Уолл-стрит, а потом стал советником Пентагона и выпустил два финансовых бестселлера: «Смерть денег» и «Валютные войны». В интервью «Секрету» Рикардс объяснил, что происходит с мировыми валютами и как это отражается на рубле.

Что происходит с валютами мира

Манипуляции с курсами валют в собственных интересах я называю «валютной войной». Она началась в 2010 году, и сейчас в ней принимают участие все ведущие валютные системы и торговые силы мира. На этом фронте, без преувеличения, воюют все против всех. В 2009 году китайский юань был очень слабым, и США выражали недовольство. В 2011 году ослаб американский доллар, и жаловаться стали развивающиеся рынки. В 2013 та же участь постигла японскую йену; жалобы начали поступать со стороны Китая. Сегодня на позиции жертвы оказался евро, и в плане жалоб снова пришла очередь США. Всё это будет продолжаться и продолжаться, пока не рухнет международная финансовая система. Сегодня почти все страны либо принимают участие в конфликте, либо становятся в нём «пушечным мясом».

Позиция доллара сегодня остаётся сильной, поскольку США предпочли смириться со слабой йеной и слабым евро, стимулируя таким образом экономический рост в Японии и Евросоюзе, которые остаются для них важными торговыми партнёрами. Но в основе этой политики лежат неверные ожидания — уверенность в том, что темпы роста в самой Америке будут лишь расти. По сути, США до сих пор верят, что могут просто позволить себе иметь сильную валюту, а своим партнёрам — преимущества иметь валюту слабую. Тем не менее американские темпы роста в действительности остаются низкими, и сильный доллар бьёт по экспорту США. Я думаю, в ближайшем будущем американскому правительству придётся ослабить доллар, чтобы стимулировать рост национальной экономики. И это будет лишь подпитывать валютный конфликт.

Почему конфликты начинаются

Первопричины войны — переизбыток государственного долга и недостаток экономического роста, из-за чего финансирование долга становится невозможным. Когда темпы роста кажутся правительству достаточными, никто не волнуется по поводу задолженностей. Но когда этот процесс замирает, как сейчас, страны пытаются отобрать часть объёмов экономического роста у своих торговых партнёров с недорогой валютой. Это приводит к ответным мерам и в результате вовлекает в войну новых участников.

Что происходит в России

Российская экономика не пострадала от «валютной войны» напрямую, но на неё оказали большое влияние санкции, которые, по сути своей, просто другая форма финансовой вражды. Травмировало её и снижение цен на нефть, инициированное Саудовской Аравией. Так что в основе текущего ослабления рубля скорее лежит геополитический расчёт, а не обыкновенные экономические причины.

Чтобы рубль укреплялся, нужно увеличивать запасы золота. Такая политика проводится: за последние шесть лет российские запасы золота выросли на 100%. Я думаю, санкции скоро снимут и цены на нефть вырастут, тогда можно будет говорить об укреплении рубля. Также если бы не геополитические проблемы, российская валюта могла бы стать ключевой в своём регионе.

Мою позицию подкрепляют проходившие в 2009 году экономические «военные учения», которые спонсировало Министерство обороны США. Тогда игрок, исполнявший роль России, создал банк с золотым обеспечением и отказался принимать доллары к расчёту за нефть и газ. Затем к России присоединился Китай: страны объединили свои запасы золота и разместили их в банковском хранилище в Швейцарии. Затем, по сюжету, они открыли в Лондоне банк, который стал выпускать совершенно новую валюту, поддерживаемую общим золотым запасом. После этого две страны обязали партнёров оплачивать китайские товары и российское сырьё исключительно в этой валюте, а доллары США принимать перестали. Другие государства могли получить новые деньги за счёт либо поддержания положительного торгового сальдо, либо размещения собственных золотых запасов в швейцарском хранилище (и тогда из банка в Лондоне им перечисляли средства). Всё это принесло бы убытки США, что демонстрирует хрупкость проводимой ею экономической политики.

России в этом случае остаётся проводить общественные реформы и ждать, когда снимут санкции.