«Россияне сочувствуют украинцам»: Потеплеют ли бизнес-отношения двух стран
В мае на конкурсе «Евровидение» по результатам голосования зрителей наивысший балл — 12 пунктов — из Украины ушёл российскому исполнителю Сергею Лазареву. Россияне, в свою очередь, отдали Украине 10 баллов. Это мгновенно было отмечено в СМИ как знак «потепления» в российско-украинских отношениях. За год в украинском обществе почти на 5% снизилось количество негативно настроенных граждан и почти на 4% увеличилось число тех, кто хорошо относится к России. В целом хорошо к России относятся 28,4% украинцев. Россияне практически не изменили отношения к соседу: 51% граждан, по данным «Левада-центра», относится к украинцам «в основном хорошо» (в 2015 году этот показатель был на уровне 50%). «Секрет» выяснил у российско-украинских предпринимателей, потеплели ли отношения в бизнесе между представителями двух стран.
Россияне не перестают ходить в украинские рестораны
Запуск проекта «Одесса-мама» пришёлся как раз на период обострения российско-украинских отношений — кафе открылось в апреле 2014 года, через пару недель после референдума в Крыму. Однако не было ни агрессии, ни злобных постов в соцсетях, говорит совладелица Анна Шпак: «Обычные москвичи, независимо от их национальности, относятся тепло к украинцам и их кухне. Они с радостью посещают кафе, где вкусно кормят, даже если там меню с украинскими названиями». Эту тенденцию она заметила ещё в 2008 году, когда открывала кафе грузинской кухни «Хачапури» — как раз тогда произошёл конфликт с Грузией, но никакого негатива рестораторы не увидели.
На выбор массового потребителя политические тенденции влияют в меньшей степени, чем экономические. Да, в любой стране при прочих равных люди склонны выбирать товар отечественного производства, рассказывает экономист, старший преподаватель РАНХиГС Борис Пивовар. Человеку с детства навязывается идея, что нужно поддерживать отечественного производителя. Но если товар представляет наилучшее соотношение цена — качество, то страна его производства не имеет значения. В ресторанном бизнесе это особенно заметно: клиенты не вкладывают политический смысл в посещение ресторанов, а ходят вкусно поесть и хорошо провести время. Как считает член правления ассоциации консалтинговых компаний АСКОНКО Елена Перепелица, даже во время обострения конфликта посещаемость ресторанов украинской кухни вряд ли снизилась больше, чем на 5%.
В некоторых случаях кризис в российско-украинских отношениях даже послужил хорошим пиаром и только привлёк внимание к украинским товарам. Управляющего рестораном «Коханочка» в городе Щёлково Дмитрия Волкова многие отговаривали от несвоевременного решения открыть проект такой тематики. Но Волков считает, что политический конфликт помог раскрутиться и ему, и коллегам: прошлым летом на фестивале — дегустации блюд бывших народов СССР на Дне города Щёлково павильон украинской кухни был одним из самых популярных (его посетили около 1500 гостей за один день). Он отмечает, что посетители сочувствовали украинцам, поэтому их кухня пользовалась успехом.
Напряжённость остаётся: некоторые украинские предприниматели в России стараются не акцентировать внимание пользователей на происхождении компании. «В нагнетённой политической обстановке в экономике наступает период иррационального потребления, которое не подпадает под классическое потребительское поведение. Любой здравомыслящий бизнесмен заинтересован минимизировать риски», — объясняет Борис Пивовар. По его словам, этот период в России ещё продолжается, но негативные настроения утихают.
Управляющий партнёр интернет-платформы Preply.com Кирилл Бигай отмечает, что компания старается подчёркивать свою интернациональность и взвешивает каждое слово в коммуникациях. Например, в релизе для россиян пишут «на Украине», а для украинцев — «в Украине». Хотя, признаёт Бигай, на самом деле случаев отказа от сотрудничества по национальному признаку не было. Несмотря на то что Preply.com родом из Украины, за последние два года ежемесячный прирост пользователей из России, которые оплачивают услуги репетиторов по английскому, немецкому, французскому языкам, вырос в шесть раз.
«Тенденция замечать продукт, а не национальность, характерна для всех видов бизнеса», — считает управляющий партнёр PR-агентства Lotus Татьяна Роик. По словам Роик, у их украинских клиентов ни разу не было случая отказа от сотрудничества из-за происхождения. Во взаимодействии же со СМИ роль украинских компаний даже увеличилась: на экспертов из Украины сейчас большой спрос, потому что их осталось немного и среди них ещё меньше тех, кто готов общаться публично.
Иногда украинские компании на российском рынке чувствуют себя значительно лучше, чем российские компании той же сферы — на Украине. Примером может стать украинское сельское хозяйство, возрождающееся после длительного застоя. Многие предприятия планировали покидать этот рынок из-за нерентабельности, но в последние два года тенденция изменилась — рынок начал расти после длительного кризиса. «В Украине очень небольшая затратная часть: взять хотя бы невысокие заработные платы. Но спрос на технику есть, так как страна аграрная. Поэтому любой российский завод мечтает продавать на украинский рынок, и наоборот», — говорит акционер холдинга VGI (управляющая компания «Белагро», «Хозтоварищ», «Сферрум» и других) Андрей Милевич. Но для российских заводов украинский рынок закрыт: слишком увеличились логистические, транзакционные и прочие издержки. При этом украинские предприятия успешно реализуют свою продукцию в России: несмотря на пошлину в 5%, введённую после наступления кризиса, спрос на украинские товары не снизился.
Экономические факторы важнее политических
«Русскозамещение» пока остаётся главным настроением украинского потребительского рынка. «Секрет» уже общался с российскими компаниями, которые сталкиваются с трудностями при ведении бизнеса на Украине. «В ситуации с Украиной всё гораздо сложнее. Страна в целом более "мононациональна", в ней доминируют и активно пропагандируются националистические настроения, случилась общая объединяющая утрата в "лице" Крыма. Я не вижу радостного будущего у российского бизнеса в Украине», — говорит Борис Пивовар.
Однако нельзя назвать ухудшение отношений между странами главной причиной бед российского бизнеса на Украине. Снижение платёжеспособного спроса выходит на первый план при любых политических раскладах, считает экономист, доцент РАНХиГС Сергей Хестанов. Падение экономики в Украине за 2015 год составило 9,99%. «Это первая причина закрытия бизнеса. Политика здесь вторична», — говорит Хестанов.
В киевском офисе разработки социальной медиаплатформы «Миртесен» в 2014 году возникли проблемы. Как говорит гендиректор Павел Власов-Мрдуляш, появлялись шероховатости в команде из-за разных взглядов на политику и историю, а также постоянное ощущение, что в разгар событий киевляне были сосредоточены на чтении новостей больше, чем на работе. Но причиной закрытия киевского офиса стало падения рубля. «Мы бы смогли с этим жить, если бы не необходимость платить фиксированную в валюте зарплату, к которой привыкли качественные разработчики в Украине», — рассказал Власов-Мрдуляш. После девальвации рубля находить сопоставимых разработчиков в России стало заметно дешевле.
Экономическая выгода для украинцев также пересиливает националистские взгляды. «Эмоции всегда присутствуют в бизнесе. Но настроения приходят и уходят, а бизнес остаётся», — уверен президент группы предприятий «Тенториум» Раиль Хисматуллин. Во время роста политической напряжённости на украинском рынке пчеловодческой продукции стало реализовываться меньше продукции из России. Но за два года «Тенториум» вернул прежние позиции. Для этого топ-менеджеры проводили встречи с представителями компании в различных городах. «В живых беседах мы подчеркнули, что являемся производителем качественной продукции, а не представителем политических партий или конкретных политиков», — рассказал Хисматуллин. Партнёров, отказавшихся от сотрудничества по национальному признаку, не было.
Перспективы
Среди экспертов и представителей рынка нет согласия в вопросе перспектив российско-украинских экономических связей. «Сейчас очевидно, что накал страстей прошёл и ситуация начинает потихоньку приходить в более или менее спокойное русло», — говорит Борис Пивовар. По его словам, бизнесу надоест терять доходы, так как опыт других стран показывает, что на высококонкурентных рынках Европы далеко не рай для восточноевропейских производителей. Государству также рано или поздно надоест терять доходы, и оно будет заинтересовано в налаживании торговых отношений, что приведёт к улучшению и в политике. Но для этого стороны должны прекратить использовать воинственную риторику и перейти на язык бизнеса.
Есть и другой вариант — политика будет давить на бизнес сильнее, и экономики России и Украины со временем почти потеряют связь друг с другом. «Украина ориентируется на Евросоюз, а Россия — частично на Китай», — считает Сергей Хестанов (РАНХиГС). В этой ситуации важнее всего сохранить доли региональных рынков и глубину их проникновения: ведь потребители по-прежнему больше выбирают товар за качество и разумную цену, а не по флагу-маркировке.
Фотография на обложке: Aleksander Aksakov / Getty Images