Почему автомобили будут дорожать и это хорошо
Прошло меньше года после девальвации рубля в ноябре-декабре 2014-го, а курс доллара вновь приближается к трёхзначным числам. Небольшая передышка в падении национальной валюты, которую мы получили весной, вызвала и снижение цен на автомобили после их повышения в два, а иногда и в три раза в начале 2015 года. Дилеры уже предупреждают клиентов, что в сентябре ценники перепишут в очередной раз — и снова в сторону повышения. Что будет происходить с продажами автомобилей дальше и увидим ли мы снова цены в у. е. с пересчётом по курсу на день покупки?
В 1997 году, когда все цены считались в долларах, новая Skoda Felicia стоила $9500 и была прямым конкурентом «Лады 2109 Самара», обладателем которой можно было стать за $8000. Но в кризис 1998 года был, как и сейчас, девальвирован рубль, и многие думали, что наступил звёздный час отечественных товаров. Цена Skoda так и осталась $9500, а вот «девятка» в долларах подешевела до $3900. В тот момент казалось, в том числе и руководству АвтоВАЗа, что будет возможность ещё несколько лет поддерживать спрос даже без выпуска новых моделей. Но этого не произошло.
За последние годы правительство приложило много усилий для дедолларизации экономики, и мы действительно перестали считать цену товаров в иностранной валюте. Но это стоит сделать хотя бы для того, чтобы понять, что нас ждёт.
Например, стоимость Ford Focus в России в средней комплектации — 860 000 рублей, или $13 300 по среднему курсу за август 2015 года. На родине, в США, такой Focus стоит $17 500, а в Германии те же 17 500, но евро. Таким образом, цена в России ниже на 30%, чем в США, и на 50%, чем в Германии. Значит ли это, что мы увидим повышение цен ещё минимум на 30% в ближайшее время?
Ответ на этот вопрос зависит от нас самих — покупателей, то есть от состояния российского рынка. Цена — это показатель не только экономический, это не прямая производная от себестоимости. Современная цена — это маркетинговый инструмент. Когда объём продаж стоит того, глобальные бренды готовы работать с убытком. Но чем меньше рынок, тем сложнее на нём работать и содержать дилерские сети, а главное — при падении спроса растут расходы на рекламу и продвижение в борьбе за каждого из оставшихся покупателей. Поэтому чем меньше мы будем экономить и откладывать покупку на потом, тем меньше будут дорожать автомобили.
Но дорожать они, конечно, будут, потому что нет возможности построить в отдельно взятой стране полностью автономное производство: технологии совершенствуются и ежедневно развиваются, и сегодня лидер, например, — поставщик из Германии, и автоконцерны закупают комплектующие у него, а завтра это будет японская или американская компания. Это глобальная технологическая конкуренция, и это возможность для потребителя получить лучшее. Даже продукция АвтоВАЗа сейчас дорожает со скоростью локализованных иномарок, ведь состоит из тех же компонентов.
Однако то, что делает нас беднее, делает здоровее. Правительства стран Западной Европы вводят налог на выбросы диоксида углерода и акцизы на стоимость топлива, стимулируя покупку небольших экономичных автомобилей с самыми современными системами экономии топлива. В России пересесть на автомобили поменьше и поэкономичнее заставит обесценивающийся рубль, и после каждого кризиса воздух в наших городах будет становиться чуточку чище.
Фотография на обложке: Михаил Мордасов/РИА