Новое золото: Как устроен рынок шоколада
Мировой рынок шоколада нестабилен. Цена на какао-бобы бьёт рекорды, урожай падает, а спрос на шоколад растёт. Это может привести к дефициту популярного продукта. В нашей стране это почувствуют многие: Россия входит в двадцатку главных стран — потребителей шоколада в мире.
«Секрет» выяснил, что происходит в шоколадном бизнесе и чего ждать потребителю.
Что происходит с ценами на какао-бобы
Летом 2014 года рыночная стоимость какао-бобов — ключевого ингредиента шоколада — выросла на 18% и достигла пика за три года: тонна сырья стоила $3 234. Так рынок отреагировал на доклад исследовательской компании Euromonitor, которая прогнозировала, что мировые продажи шоколада вырастут в 2014 году на 6% и достигнут $117 млрд.
Рост спроса приведёт к повышению цен на какао-бобы: в последние годы их производство во всём мире сокращается из-за уменьшения количества плантаций, засух и ряда других факторов. Дефицит уже ощущается, а дальше будет ещё хуже. По данным гигантов Mars и Barry Callebaut, к 2020 году спрос на бобы будет превышать его производство на 1 млн тонн, а к 2030 году этот разрыв увеличится до 2 млн тонн. Чтобы компенсировать траты на сырьё, Mars и The Hershey Соmpany подняли на 7–8% цену своей шоколадной продукции.
Не успел рынок оправиться от летних потрясений, осенью стоимость какао-бобов снова побила рекорд. Цена тонны взлетела до $3 371 из-за того, что в Африке распространялась лихорадка Эбола. Крупнейшие мировые производители шоколада [пожертвовали] (http://worldcocoafoundation.org/global-cocoa-sector-joins-fight-against-ebola/) $600 000 на борьбу с вирусом, опасаясь, что Эбола распространится на основных производителей какао-бобов — Кот-д’Ивуар и Гану. Режим карантина мог бы существенно ограничить экспорт.
Цена на фьючерсы какао-бобов стабилизировалась только к весне: сейчас тонна сырья на бирже стоит $2 800.
Впрочем, время от времени цены на какао-бобы продолжают колебаться: в этом году сезон сухих дождей в Западной Африке продлился на месяц дольше обычного, в результате в феврале цены поднялись почти на 9%. Теперь в одной только Гане урожай сократится на 820 000 тонн какао-бобов.
Кто выращивает какао-бобы
Ежегодно поставщиков какао-бобов становится всё меньше — в странах, которые занимаются экспортом, становится невыгодно выращивать сырьё.
Больше 70% мирового рынка какао приходится на Кот-д’Ивуар и Гану. По оценкам ICCO, 90% сырья вырастает на небольших семейных плантациях, которые переходят по наследству. Фермы с шоколадными деревьями расположены в далёких от цивилизации районах, а основная масса владельцев и рабочих на плантациях никогда не пробовала шоколад.
Африканский фермер, выращивающий какао-бобы, впервые пробует шоколад
Как правило, владельцы какао-ферм не знакомы с динамикой цен и поэтому зачастую продают свой урожай вполовину меньше средней биржевой цены. Согласно данным Fairtrade Foundation, в середине 80-х годов фермеры получали 16% дохода от продажи своей продукции. Но к нулевым годам ситуация изменилась в худшую сторону: фермерам оставалось в среднем 3,5–6,4%, в то время как производители и ритейлеры делили большую часть дохода между собой. Часть фермеров Ганы вывозит своё сырьё в соседний Кот-д’Ивуар, где продать какао-бобы можно немного выгоднее. Это наносит удар по нестабильной экономике Ганы, власти которой не могут наладить инфраструктуру для быстрых и своевременных поставок какао мировым производителям шоколада.
Фермеры массово отказываются от своего семейного дела в пользу более доходной добычи льна и каучука.
Власти Кот-д’Ивуара пытаются поддерживать отрасль реформами. Два года назад правительство установило фиксированную стоимость на сырьё — 850 африканских франков за килограмм какао-бобов, что помогло домохозяйствам страны увеличить свой доход на 30%. Впрочем, фермеры всё равно недовольны, ведь работа на плантациях сопряжена с высокими рисками увечий или заболеваний. Как отмечают правозащитники, на плантациях незаконно используется детский труд: в ЮНЕСКО считают, что 40%, или около 2,2 млн детей Кот-д’Ивуара в возрасте от 5 до 14 лет, ежегодно участвуют в сборе урожая какао-бобов.
Урожай сокращается не только из-за низкой прибыльности бизнеса: как считают в ICСО, эпидемия монилиоза — грибкового заболевания шоколадных деревьев — сократила мировое производство какао на 30–40%.
Как Азия полюбила шоколад
Увеличивающийся спрос на развивающихся рынках — главная причина устойчивого повышения цен на рынке какао. За последние годы жители Азии стали покупать на 5,2% больше какаосодержащих товаров. Хотя ещё несколько лет назад потребление шоколада в регионе считалось самым низким в мире на душу населения, однако согласно исследованиям Euromonitor к 2018-му мировой рынок вырастет в два раза именно за счёт Индии, Китая и Саудовской Аравии.
Рынок из 1,4 млрд потребителей в Китае — важная ниша для шоколадных корпораций. Сегодня один китаец в год ест в среднем 100 грамм шоколада, британец — 8 килограмм. За последние десять лет продажи в Китае выросли больше чем в два раза, опережая прирост в Западной Европе — крупнейшем потребителе шоколадной продукции. Причина — в смене потребительских привычек вследствие роста доходов населения. В стране сформировался средний класс. И это сразу заметили и учли в своей политике Nestle, Barry Callebaut, Lindt & Sprüngli и другие компании.
Крепнущий спрос может только усугубить кризис в отрасли. По данным International Cocoa Organization (ICCO), в прошлом году мировое потребление уже превысило добычу на 70 000 тонн при общем урожае в 3,9 млн тонн. Но в ICCO уверены, что производство в этом году удовлетворит спрос даже с излишком — пока дефицита не будет. Аналитики Rabobank International согласны — падение мирового экономического роста затормозит и темпы роста спроса на шоколад, они станут самыми низкими с 2010 года. В этом году спад потребления совпал с падением объёмов производства.
Как устроен шоколадный рынок в России
Алексей Филатов Руководитель отдела продаж «Агро-Финанс»
Культура шоколадного дела в нашей стране имеет уникальное наследие. Советские производства базировались на фабриках Российской империи, которые зарождались в начале XIX века, — редко какой сектор бизнеса в нашей стране может похвастаться более чем 200-летней традицией.
Но традиции меняются. Последние 20 лет идёт устойчивый тренд на отказ от прямых закупок какао-бобов в Африке. Полный классический цикл от закупки и переработки какао-бобов до производства могут себе позволить лишь крупные фабрики. Например, кондитерский концерн «Бабаевский», «Рот фронт», «Красный Октябрь», «Славянка». Большинство региональных предприятий, а также «Победа вкуса», «Верность качеству», «Коркунов» производят шоколад из какао-порошка, какао-масла или тёртого какао.
Кризис выявил слабые стороны российского рынка шоколада — излишнюю зависимость от западных поставщиков. Вместо того чтобы налаживать партнёрские контакты непосредственно с производителями какао-сырья в странах Африки, многие наши компании пошли по самому простому и безопасному пути — покупке готовых ингредиентов в Европе. Правда, он предполагает дополнительные выплаты западным партнёрам.
Россия очень зависима от европейского сырья — особенно компании, которые не получили в наследство советские мощности. По таможенным выпискам прекрасно видно, что основные ингредиенты для шоколадной промышленности покупаются в Европе. Но при этом заметен существенный рост поставок из Малайзии и Индонезии — эти страны начинают вести агрессивную политику, увеличивают объём своих плантаций и демпингуют по цене — но качество их сырья оставляет желать лучшего.
Основные европейские поставщики — Cargill, KVB, ADM — всегда поддерживают высокое качество своих какао-порошка и какао-масла, однако цена на их сырьё остаётся высокой, поэтому наши производители сейчас начинают переходить на азиатских поставщиков. Происходит постепенное вытеснение западными производителями российских производителей шоколада. Мы видим примерно такие же процессы, как на рынке соков, — консолидация основных торговых марок крупными западными игроками. В уникальном положении находится лишь концерн «Объединённые кондитеры» в силу своего советского наследия, но рано или поздно и им придётся отказываться от архаического производства шоколада из натуральных какао-бобов — это нерентабельно и экономически неоправданно.
За последние полгода на рынке увеличился спрос на дешёвое сырьё из заменителя какао-порошка — какаовеллы. Какаовелла — это шелуха, которая остаётся после переработки какао-бобов. Раньше она шла даже не на кормление скота, а на удобрение почвы, поскольку шелуха очень богата минеральными веществами, но по сути является мусором. Умельцы научились измельчать её и делать из какаовеллы какао-порошок, который проходит по формальным стандартам ГОСТа. Тем не менее это всё-таки шкурка — к ней по дороге от плантаций до производств прилипает мусор, песок, глина, на поверхности боба остаются пестициды. Раньше какаовелла почти ничего не стоила, её можно было закупить на предприятии, некоторые даже доплачивали за то, чтобы этот мусор у них вывезли. В документах она числится как отходы, но теперь какаовеллу стали продавать. Ряд производств в России сейчас активно заменяет какао-порошок на какаовеллу.
Цена на шоколад складывается из стоимости сырья (какао-бобов), цены транспортировки этого сырья и переработки. Часто бывает, что в шоколадной продукции натурального какао попросту нет. Алгоритм ценообразования на шоколад, в котором нет шоколада, может очень сильно отличаться. Для сравнения: какао-порошок высшей категории качества сейчас стоит 300 рублей за килограмм. Цена какао-порошка из какаовеллы — 20 рублей за килограмм. На вкус обычный потребитель не сможет отличить шоколадный кекс, сделанный из натурального какао-порошка, от кекса, где использовался порошок из какаовеллы: дополнительные рецептурные добавки нивелируют эту разницу.
Фотография на обложке: Legnan Koula/EPA